Как учесть установку тахографов на автомобили. Актуальные вопросы внедрения глонасс Тахограф стоит дешевлерублей

  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 330.00.00.00.000 — Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты

Подгруппировки

Группировка 330.26.51 в ОКОФ содержит 7 подгуппировок.

  1. 330.26.51.1 — Приборы навигационные, метеорологические, геофизические и аналогичные инструменты
  2. 330.26.51.2 — Аппаратура радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура дистанционного управления
  3. 330.26.51.3 — Весы точные; инструменты для черчения, расчетов, приборы для измерения линейных размеров и т.п.
  4. 330.26.51.4 — Приборы для измерения электрических величин или ионизирующих излучений
  5. 330.26.51.5 — Приборы для контроля прочих физических величин
  6. 330.26.51.6 — Инструменты и приборы прочие для измерения, контроля и испытаний
  7. 330.26.51.7 — Термостаты, стабилизаторы давления и прочие приборы и аппаратура для автоматического регулирования или управления

Амортизационные группы

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 330.26.51 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Инвентарь производственный и хозяйственный имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно оборудование испытательное
Пятая группа Машины и оборудование имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно оборудование лабораторное обогатительное; приборы для научных исследований (приборы метеорологические и аэрологические, гидрологические, гидрометеорологические, для полевых геофизических исследований в скважинах, геологические и гидрогеологические, аппаратура системы контроля процесса бурения)
Шестая группа Машины и оборудование имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно скоростемеры локомотивные; снаряжение судовое

Переходные ключи

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
143221127 Кабины для монтажа радиоаппаратуры 330.26.51 Оборудование для измерения, испытаний и навигации
143221128 Приборы контрольно-испытательные для радиовещательной аппаратуры
143314000 Оборудование испытательное
143314284 Стенды механические ударные (имитирующие транспортную тряску)
143314285 Стенды электродинамические тарировочные
143314286 Стенды электродинамические испытательные однокомпонентные
143314287 Стенды электродинамические испытательные двух- и трехкомпонентные
143314289 Стенды электродинамические испытательные двух- и трехкомпонентные прочие
143314290 Аппаратура виброизмерительная специальная
143314291 Аппаратура для измерения колебательной мощности
143314292 Аппаратура для измерения механических сопротивлений
143314293 Аппаратура виброизмерительная универсальная специального назначения
143314299 Аппаратура виброизмерительная специальная прочая
143314310 Приборы для измерения параметров движения — тахометры
143314311 Приборы для измерения параметров движения — тахометры магнитные
143314312 Приборы для измерения параметров движения — тахометры цифровые
143314313 Приборы для измерения параметров движения — тахометры часовые
143314314 Приборы для измерения параметров движения — тахометры электронные интегрирующие
143314315 Приборы для измерения параметров движения — тахометры стробоскопические
143314316 Приборы для измерения параметров движения — тахометры электрические
143314317 Приборы для измерения параметров движения — тахометры вибрационные
143314320 Приборы для измерения параметров движения — счетчики
143314321 Приборы для измерения параметров движения — счетчики оборотов механические
143314322 Приборы для измерения параметров движения — счетчики оборотов дистанционные электрические
143314323 Приборы для измерения параметров движения — счетчики оборотов прочие
143314324 Приборы для измерения параметров движения — счетчики единиц механические
143314325 Приборы для измерения параметров движения — счетчики единиц электроимпульсные
143314329 Приборы для измерения параметров движения — счетчики единиц прочие
143314330 Установки для испытания приборов для измерения параметров движения и счетчиков
143314331 Установки тахометрические
143314332 Установки для испытания скоростемеров
143314333 Установки для испытания счетчиков оборотов и счетчиков единиц
143314339 Установки для испытания приборов для измерения параметров движения и количества прочих
143314340 Скоростемеры
143314341 Скоростемеры локомотивные
143314342 Скоростемеры шахтные
143314343 Скоростемеры автомобильные
143314349 Скоростемеры прочие
143314350
143314351 Интеграторы
143314352 Таксометры
143314359 Приборы для измерения параметров движения и количества прочие
143314400 Установки лабораторные для изучения физических свойств горных пород при высоких температурах и давлениях
143314410 Установки для испытаний материалов на воздействие агрессивных сред
143315000 Приборы для научных исследований
143315010 Приборы для научных исследований (приборы метеорологические и аэрологические, гидрологические, гидрометеорологические, для полевых геофизических исследований в скважинах, геологические и гидрогеологические, аппаратура системы контроля процесса бурения)
143315250 Приборы и оборудование для поверки гидрометеорологических приборов
143315251 Приборы и оборудование для поверки метеорологических приборов
143315252 Приборы и оборудование для поверки аэрологических приборов
143315253 Приборы и оборудование для поверки морских гидрологических приборов
143315254 Приборы и оборудование для поверки речных гидрологических приборов
143315255 Приборы и оборудование для поверки комплексных гидрометеорологических приборов

ОКОФ: код 330.26.51

330.26.51 — Оборудование для измерения, испытаний и навигации

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 330.26.51
Наименование: Оборудование для измерения, испытаний и навигации
Дочерних элементов: 7
Амортизационных групп: 3
Прямых переходных ключей: 52

2018 okof2.ru — Общероссийский классификатор основных фондов с расшифровкой и поиском

Организация занимается грузоперевозками и имеет в собственности соответствующие транспортные средства. В 2016 г. на них были установлены тахографы.

Тахограф нужно отнести к пятой амортизационной группе

Как правильно поступить: увеличить стоимость автомобилей или отнести стоимость тахографов на прочие расходы? Данный вопрос поступил на горячую линию с подписчиками журнала, которая проводилась нашей компанией в июне текущего года, и вот какой ответ был дан автору вопроса.

По мнению редакции, затраты на приобретение тахографов могут быть отнесены на расходы по статье "Материалы" и в налоговом, и в бухгалтерском учете, но только при условии, что стоимость каждого тахографа не превышает 40 000 руб., а в учетной политике установлен соответствующий лимит стоимости ОС.
Поясним свою позицию. И сперва разберемся, почему не следует пересматривать стоимость автомобилей, оснащенных тахографами. Для этого нужно понять, чем является установка тахографа на автомобиль: модернизацией, дооборудованием, чем-то еще…

Почему пересматривать стоимость ТС не нужно?

Сразу отметим, что обязательность оснащения конкретных автомобилей тахографами, установленная федеральным законодательством (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") и нормативными актами Правительства РФ, еще не означает, что нужно пересматривать их стоимость.
Так, согласно бухгалтерскому и налоговому законодательству стоимость ОС подлежит изменению только в ряде случаев: при их доработке, дооборудовании, модернизации и реконструкции.
Цель же оснащения автомобилей тахографами заключается в обеспечении непрерывной, некорректируемой регистрации информации:
— о скорости и маршруте движения автомобиля;
— о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Иными словами, установка тахографов никак не влияет на:
— эксплуатационные качества автомобилей;
— их технические характеристики;
— сроки их полезного использования и т.д.
А между тем это основные критерии, по которым устанавливается, имели место реконструкция, модернизация и т.д. ОС или нет.
Получается, что вряд ли установку тахографов можно рассматривать в качестве дооборудования, реконструкции или модернизации ОС, увеличивающих стоимость объекта в силу п. 14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" <1> и п. 2 ст. 257 НК РФ.
———————————
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Аналогия с недвижимым имуществом

Чтобы озвученный выше вывод был более убедительным, обоснуем его на примере объектов недвижимости.
Минфин считает (см. Письмо от 16.10.2012 N 07-02-06/247), что в целях ведения учета и налогообложения объектом недвижимости является единый обособленный комплекс — совокупность установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое.
Информация о том, какое оборудование входит в этот комплекс, а какое нет, представлена в таблице.

Следуя представленной логике, делаем вывод, что тахограф — это устройство наблюдения за режимом работы автомобиля и водителя, которое:
— не имеет функциональной связи с самим автомобилем;
— может быть снято с автомобиля без нанесения ему повреждений или изменения его назначения.
Получается, что затраты на приобретение тахографов должны учитываться отдельно от стоимости автомобилей.

Пример дооборудования с увеличением стоимости. Установка дистанционного подогрева двигателя (отопителей), по мнению судей, состоит в функциональной связи с самим автомобилем (см. Определение ВАС РФ от 13.12.2012 N ВАС-12388/12 по делу N А19-6806/2011) и приводит к увеличению его стоимости.

Как учесть тахографы?

Безусловно, тахограф — это актив организации, имеющий материально-вещественную форму. Поэтому при принятии его к учету организация должна руководствоваться как минимум двумя положениями по бухгалтерскому учету — ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" <2>.
———————————
<2> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Тахограф стоит дешевле 40 000 рублей

Если в организации установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01), то тахографы дешевле 40 000 руб. могут квалифицироваться как МПЗ.
В этом случае их принятие к учету, а также перенос их стоимости на расходы должны осуществляться в соответствии с ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов <3>. По общему правилу стоимость МПЗ списывается на расходы в момент их передачи в производство (ввода в эксплуатацию, если речь идет об инвентаре, малоценном оборудовании, спецодежде и т.д.). Такой же порядок в части признания материальных расходов используется в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
———————————
<3> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Тахограф стоит дороже 40 000 рублей, но дешевле 100 000 рублей

Если в организации не установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01) или установлен, но тахографы стоят дороже 40 000 руб., то они должны быть учтены в составе ОС как самостоятельные инвентарные объекты.
И здесь следует задаться вопросом: сможет ли бухгалтер сблизить бухгалтерский и налоговый учет тахографов?
Думаем, что сможет, но с некоторыми оговорками.
Как известно, стоимость ОС списывается на расходы через амортизацию (п. 4, абз. 4 п. 5, п. 17 ПБУ 6/01), то есть равномерно, с учетом срока полезного использования объекта ОС (п. 19 ПБУ 6/01), который устанавливается организацией по определенным правилам (п. 20 ПБУ 6/01).
Для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью до 100 000 руб. с 01.01.2016 не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), то есть его стоимость переносится на расходы не по статье "Амортизация", а по статье "Материальные расходы".
Таким образом, налицо различие в квалификации тахографов стоимостью в интервале от 40 001 до 100 000 руб.;
— для целей ведения бухучета такие объекты — это ОС, стоимость которых переносится на расходы в виде амортизации;
— для целей налогообложения прибыли — это иное имущество, не являющееся амортизируемым, стоимость которого переносится на расходы в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
По общему правилу в целях применения гл. 25 НК РФ стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода объекта в эксплуатацию. Однако налогоплательщикам предоставлено право признавать в расходах стоимость данного имущества в течение более одного отчетного периода (с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей). Об этом сказано и в Письме Минфина России от 26.05.2016 N 03-03-06/1/30414.
Получается, организация вправе принять решение о равномерном признании в составе расходов стоимости тахографов, которая укладывается в интервал от 40 001 до 100 000 руб., и соотнести период списания со сроком полезного использования тахографов в бухучете.
Теперь о том, какой риск здесь усматривается. В пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ говорится о возможности списания стоимости имущества на материальные расходы в течение более одного отчетного периода, а не более одного налогового периода.
Понятие отчетного периода дано в ст. 285 НК РФ:
— для организаций, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами по налогу на прибыль являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года;
— для остальных — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В свою очередь, налоговый период — это календарный год.
Из этого следует, что буквальное прочтение пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ позволяет организации распределять затраты на приобретение тахографов стоимостью от 40 001 до 100 000 руб. на несколько отчетных периодов (в течение нескольких месяцев или кварталов календарного года), но не нескольких лет.
Несмотря на выраженные сомнения, мы допускаем, что налоговые органы все же не будут придираться к сближению данных налогового и бухгалтерского учета по тахографам стоимостью от 40 000 до 100 000 руб.
Ведь, даже если они зафиксируют допущение организацией ошибки, это будет означать, что на момент ввода тахографов в эксплуатацию материальные расходы были признаны не в полной сумме, а значит, налог был переплачен.
Корректировка данных обозначит сумму переплаты, которую можно зачесть в качестве недоимки по налогу, образовавшейся в последующих налоговых периодах в результате допущения ошибки.
Конечно, это не отменит необходимость уплаты пени, но, возможно, налоговики предпочтут просто проигнорировать данное отступление от буквального прочтения пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Подведем итог. Установка тахографа на автомобиль не является его модернизацией или реконструкцией, поэтому стоимость самого ТС пересмотру не подлежит. Тахографы принимаются к учету в качестве самостоятельных объектов ОС. Дальнейшее списание их стоимости на расходы зависит от цены единицы тахографа:
— если она не превышает 40 000 руб., то затраты списываются единовременно и в целях ведения бухучета, и в целях налогообложения (при наличии установленного в учетной политике соответствующего лимита стоимости ОС);
— если выше 40 000 руб., но не более 100 000 руб., то в бухучете появляются новые объекты ОС, которые амортизируются в течение определенного промежутка времени, в налоговом учете стоимость тахографов равномерно переносится в состав материальных расходов (предположительно такое же количество лет, как и в бухучете);
— если выше 100 000 руб., то и в бухгалтерском, и в налоговом учете тахографы признаются в качестве ОС и постепенно амортизируются.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ООО приобрело тахографы стоимостью более 40 000 рублей для установки на транспортные средства. К какой амортизационной группе их следует отнести и какой срок полезного использования установить? 23.04.2014 18:49

Вопрос: ООО приобрело тахографы стоимостью более 40 000 рублей для установки на транспортные средства.

Тахограф. Бухгалтерский учет и налогообложение

К какой амортизационной группе их следует отнести и какой срок полезного использования установить?

Ответ: Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях налогообложения прибыли организаций тахографы относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Для целей бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования в том числе с использованием Классификации. Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Обоснование вывода:

Тахограф — это автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.07.2010 N 159-ст)).

В соответствии с п. 1 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (утверждены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36), требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее — Классификация), утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В свою очередь, при отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОКОФ (ОK 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ).

В соответствии с ОКОФ тахографы отнесены к коду 14 3314310 "Приборы для измерения параметров движения". Классификацией такое оборудование отнесено к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно, т.к. Классификацией предусмотрено включение в эту группу непосредственно класса 14 3314000 "Оборудование испытательное", куда в том числе входит и код 14 3314310.

Обратите внимание: при отсутствии в Классификации кода объекта организация вправе воспользоваться нормой п. 6 ст. 258 НК РФ, согласно которой для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-03-06/1/21, от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756, Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73).

Иными словами, при отсутствии соответствующего кода при определении срока полезного использования интересующего объекта основных средств следует руководствоваться техническим паспортом изготовителя либо другой аналогичной технической документацией.

Если по этим документам невозможно установить срок полезного использования основного средства, то можно обратиться к изготовителю (продавцу) с соответствующим запросом. Далее исходя из установленного срока полезного использования следует определить амортизационную группу в соответствии с п. 3 ст. 258 НК РФ. Финансовое ведомство для включения конкретного вида амортизируемого имущества в Классификацию рекомендует обращаться в Минэкономразвития России (письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756).

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентируется:

— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (далее — Методические указания), утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов).

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете срок полезного использования — это период, в течение которого использование объекта ОС приносит организации экономические выгоды (доход).

Пунктом 20 ПБУ 6/01 установлено, что при принятии к учету объектов ОС срок их полезного использования определяется организацией самостоятельно исходя из:

— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77). В то же время она может (но не обязана) использовать Классификацию (п. 1постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

УЧЕТ ТАХОГРАФОВ И КАРТОЧЕК К НИМ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Учреждениям, имеющим на балансе и использующим автобусы и грузовики, необходимо оснащать их тахографами в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, необходимо периодически менять карты (карточки) к ним, что может быть вызвано истечением срока их действия, повреждением или изменением состава водителей.

Оснащение транспорта тахографами

Согласно ч.

К какой амортизационной группе относятся тахографы для автомобиля?

1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать их техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, а также о режиме труда и отдыха водителей (далее — тахографы).
Приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36 (далее — Приказ № 36) утверждены:
— Требования к тахографам (приложение 1);
— Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение 2);
— Правила использования (приложение 3), обслуживания (приложение 4) и контроля работы тахографов (приложение 5).
Согласно приложению 2 к Приказу № 36 тахографами необходимо оснастить следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории РФ:

Список исключений — видов транспорта, которые не надо оснащать тахографами, довольно обширен:

автобусы (категории M2, M3), осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки;
транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок;
находящиеся в эксплуатации автобусы с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок, оснащенные при изготовлении до 8 ноября 2013 года тахографами;
пассажирские и грузовые троллейбусы;
автомобили скорой медицинской помощи, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автоэвакуаторы, автобетононасосы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог и другие специализированные автомобили;
передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажные телевизионные студии;
транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов и др.

Компания закупила тахографы для установки на автомобили. Стоимость с установкой без НДС более 40 000 рублей. Как их оприходовать в бухгалтерском учете и как начислять амортизацию?

Такой вопрос задал подписчик «Российского налогового курьера» через специальный сервис « »

Бухгалтерский учет

Установка тахографа на автомобиль не является его модернизацией. Прибор можно снять и переустановить на другое транспортное средство. Учет и порядок бухгалтерского учета основных средств определяется следующими документами:

  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
  • Методические указания по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н);
  • План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н).

В п. 4 ПБУ 6/01 приведены критерии отнесения имущества к основным средствам:

  • объект предназначен для производственных нужд;
  • срок эксплуатации более 12 месяцев;
  • он способен приносить организации доход в будущем;
  • не предполагается его дальнейшая перепродажа.

Оприходование основного средства в бухгалтерском и налоговом учете оформляется актом приема-передачи формы № ОС-1 и инвентарной карточкой формы № ОС-6. Использование унифицированных форм учета не обязательно, компания может сама разработать первичные документы, закрепив это положение в учетной политике.

Первоначальная стоимость складывается из цены тахографа и расходов на монтаж. Корреспонденция счетов следующая:

Компания может самостоятельно определять срок полезного использования для целей бухучета, руководствуясь пунктом 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 № 03-06-01-04/77). Однако это ведет к применению ПБУ № 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и возникновению постоянных разниц.

Налоговый учет

Теперь нужно определить, к какой амортизационной группе относится основное средство. В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Срок полезного использования компания определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта, с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. При выборе амортизационной группы по Классификации основных средств, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОКОФ (ОК 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

По классификатору ОКОФ тахографы отнесены к коду 14 3314310 «Приборы для измерения параметров движения - тахометры». Этот код соответствует четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Приглашаем подписчиков журнала «Российский налоговый курьер» экспертам журнала. Ответ Вы получите в течение 24 часов!

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В целях налогообложения прибыли организаций тахографы относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Для целей бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования в том числе с использованием Классификации. Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Обоснование вывода:

Тахограф - это автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.07.2010 N 159-ст)).

В соответствии с п. 1 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (утверждены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36), требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Налог на прибыль

Иными словами, при отсутствии соответствующего кода при определении срока полезного использования интересующего объекта основных средств следует руководствоваться техническим паспортом изготовителя либо другой аналогичной технической документацией.

Если по этим документам невозможно установить срок полезного использования основного средства, то можно обратиться к изготовителю (продавцу) с соответствующим запросом. Далее исходя из установленного срока полезного использования следует определить амортизационную группу в соответствии с п. 3 ст. 258 НК РФ. Финансовое ведомство для включения конкретного вида амортизируемого имущества в Классификацию рекомендует обращаться в Минэкономразвития России (письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756).

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентируется:

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Методические указания), утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов).

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

Объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта ОС приносит организации экономические выгоды (доход).

Пунктом 20 ПБУ 6/01 установлено, что при принятии к учету объектов ОС срок их полезного использования определяется организацией самостоятельно исходя из:

Ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

Ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

Нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77). В то же время она может (но не обязана) использовать Классификацию (п. 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В соответствии с представленными копиями счетов-фактур от ООО "У" N 00000007 от 03.11.2009 г. и N 00000008 от 03.11.2009 г. ГУП "Х" приобретает навигационные модули "Line Guard", датчики топлива "LLS" и контроллеры датчиков уровня топлива "КДУТ-1".

Автора запроса интересует вопрос, как учитывать данное имущество в качестве одного инвентарного объекта, который включает в себя навигационный модуль, датчик топлива, контроллер датчика уровня топлива или данные активы нужно принимать к учету отдельно друг от друга.

Из информации, полученной из интернета, следует, что навигационный модуль предназначен для определения координат автотранспорта и передачи их в диспетчерский пункт (принимающая станция). Оборудование для учета расхода топлива может использоваться как отдельно, так и в комплексе с навигационным модулем. Подключение к навигационному модулю позволяет получать данные по расходу топлива в режиме реального времени, а также строить различные отчеты на основе этих данных. При использовании навигационного модуля нет необходимости переноса данных с датчиков вручную.

Конструктивно датчик топлива подключен к контроллеру, который в свою очередь к навигационному модулю . Причем передавать данные по расходу топлива с датчиков в режиме реального времени в диспетчерскую службу организации без использования навигационного модуля не возможно.

В целях определения объекта учета в отношении рассматриваемых активов обратимся сначала к ПБУ 6/01 "Учет основных средств" .

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01.

При этом активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

В этой связи, для того, чтобы определить, каким образом квалифицировать приобретенные приборы

во-первых, необходимо определить единицу учета основных средств,

во-вторых, их стоимость нужно сравнить с установленным в учетной политике лимитом.

Если в учетной политике учреждения установлено, что нормы списания ГСМ определяются в соответствии с Распоряжением N АМ-23-р, то именно этим документом, а не фактическими данными системы ГЛОНАСС учреждение должно пользоваться при определении расходования ГСМ и последующего его списания со счетов бухгалтерского учета.

К тому же у системы ГЛОНАСС имеются свои особенности. Она рассчитывает расстояния до населенных пунктов исходя не из фактических километров дороги, а по прямой, то есть с искажениями. Более того, не все населенные пункты внесены в базу данных, поэтому часть поездок вообще не учитывается. Часто бывает так, что система учитывает только последнюю поездку в течение рабочего дня, а остальные "выбрасывает".

М. Волкова,

эксперт журнала "Бюджетные организации:

При отнесении в 2012 году расходов на соответствующую статью (подстатью) КОСГУ следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н (далее - Указания).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, средства навигационные (код 14 3221020) перечислены в подразделе "Машины и оборудование".

Средства спутниковой навигации устанавливаются на транспортные средства не на один год, поэтому в целях бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений они учитываются в составе основных средств (п. 38 Инструкции N 157н).

С учетом вышесказанного согласно Указаниям следует относить расходы:

По приобретению средств спутниковой навигации - на "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ;

По выполнению работ по установке средств спутниковой навигации на транспортные средства - на "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Отметим, что применение указанных статей КОСГУ будет зависеть от формулировки расходов, прописанных в договоре. Если в договоре стоимость оборудования не выделяется отдельной строкой, то есть прописываются лишь расходы по установке спутниковой навигации ГЛОНАСС, то всю сумму, предусмотренную таким договором, необходимо относить на КОСГУ.

А. Бирюков,

к.э.н., заместитель начальника Управления

внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности

деятельности Федерального казначейства

Л.Ю. Симонова,

редактор-эксперт журнала

"Бюджетный учет"

Начнем с того, что требование по оснащению ТС спутниковым оборудованием ГЛОНАСС установлено п. 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств . Дословно: ТС, включая специальные транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Аналогичное условие указано в п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом . Таким образом, необходимость оснащения автобусов транспортного предприятия спутниковым оборудованием ГЛОНАСС не вызывает сомнений. Требования к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утверждены Приказом Минтранса РФ от 31.07.2012 N 285.

Что касается тахографов, то они "пришли" из другого документа - Закона о контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок . В нем сказано, что водители транспортных средств при международных автомобильных перевозках по территории России обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором РФ о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. На территории России должно выполняться требование об установке на транспортных средствах и использовании контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей ТС, принадлежащих российским перевозчикам, при международных автомобильных перевозках.

Транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам согласно карточке допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров , оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Из сказанного следует, что перевозчик пассажиров и багажа, работающий на городских и пригородных маршрутах, не обязан оборудовать ТС тахографами, если действует в рамках Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. На междугородных маршрутах оснащение ТС тахографом обязательно. В отношении оснащения тахографами автобусов международных пассажирских перевозок нужно помнить об условиях, невыполнение которых влечет обязанность установить тахограф. В частности, если транспортное предприятие занимается международными пассажирскими перевозками на автобусах и у него отсутствует карточка допуска на автотранспортные средства для осуществления международных автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с требованиями Европейского соглашения , касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, то транспортное предприятие обязано оснастить автобусы тахографами.

За невыполнение названного требования предусмотрена административная ответственность как для водителей, так и для юридического лица. В силу ст. 11.23 КоАП РФ управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение административного штрафа в размере до 2,5 тыс. руб. Нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

В качестве примера из судебной практики можно привести Постановление Забайкальского краевого суда от 17.04.2012 N 7-58-2012. В нем водитель правомерно привлечен к административной ответственности, поскольку управлял грузовым автотранспортным средством при осуществлении международной автомобильной перевозки без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха. Кроме того, так как целью установки тахографа является обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, есть и вероятность привлечения юридического лица к ответственности по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства без тахографа. В соответствии с данной нормой за перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств грозит наложение административного штрафа на граждан в размере 3 тыс. руб., на должностных лиц - 5 тыс. руб., на юридических лиц - 30 тыс. руб. Очевидно, что попасть на штраф по приведенному основанию можно лишь в том случае, если ТС должно быть оборудовано тахографом.

На заметку. Водителям запрещается осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, в случае если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством (п. 10 приложения 3 к Приказу N 36).

Остается добавить, что работа тахографов, установленных на ТС, контролируется мастерскими и транспортными предприятиями в целях исключения нарушения водителем, управляющим ТС для перевозки грузов или пассажиров, режима труда и отдыха. После выпуска транспортного средства на линию водитель проверяет работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации. Очевидно, что если в автобусе установлен не тахограф, а аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС, то она контролируется и используется согласно инструкции по ее эксплуатации.

А.Р. Миронова,

эксперт журнала "Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Как учесть данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Можно ли учесть их как "Приобретение услуг сторонних организаций" с единовременным списанием затрат проводкой "Дебет 20 Кредит 60" (без создания актива)?

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета расходов на приобретение аппаратуры спутниковой навигации зависит от квалификации приобретенного актива.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01).

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Следовательно, расходы организации на приобретение аппаратуры спутниковой навигации будут формировать первоначальную стоимость объектов основных средств.

Первоначальная стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст.ст. 259-259.2 НК РФ, и признается в расходах ежемесячно (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Расходы на приобретение отдельных комплектов аппаратуры спутниковой навигации, не соответствующих критериям признания их в качестве объектов основных средств, будут учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли в составе материальных расходов единовременно на дату ввода их в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

К сведению:

Установка аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС, на наш взгляд, не приводит к изменению технических и эксплуатационных характеристик автомобиля (грузоподъемность, качество применения) а также к увеличению мощности, срока его полезного использования, следовательно, такая установка не является модернизацией автомобиля.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Расходы по абонентскому обслуживанию бортового навигационного оборудования в соответствии с Указаниями N 171н следует отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".

А А. Кучеренко,

консультант

Помимо затрат на приобретение и установку тахографов, у организации возникнет ряд сопутствующих расходов, например, на техническое обслуживание, ремонт, модернизацию. Плюс понадобится приобрести карты тахографа. Все эти расходы можно признать в бухгалтерском и налоговом учете. Но важно, чтобы оборудование отвечало требованиям, прописанным в приказе Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36. И устанавливали их в специализированных организациях (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273). Только при таких условиях расходы будут экономически обоснованны.

Важно: организации, которые устанавливают, проверяют, обслуживают и ремонтируют тахографы, обязаны иметь соответствующие лицензии ФСБ России (письма ФСБ России от 4 декабря 2015 г. № 10335-фв, от 11 сентября 2015 г. № 7409-фв).

Подробно о том, как учесть расходы, связанные с установкой и обслуживанием тахографов, читайте в этой рекомендации.

Тахограф: сроки установки

Сроки и порядок оснащения транспортных средств тахографами утверждены приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273. Предельные сроки установки тахографа зависят от типа транспорта :

  • грузовики категорий № 2 и № 3, перевозящие опасные грузы, - до 1 апреля 2014 года;
  • автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории № 3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок, - до 1 июля 2014 года;
  • грузовики категории № 3, перевозящие неопасные грузы, - до 1 сентября 2014 года;
  • грузовики категории № 2, перевозящие неопасные грузы, - до 1 апреля 2015 года.

Если транспортные средства уже были оснащены тахографами старого образца, их нужно заменить на новые. Сроки такие:

  • до 1 января 2018 года, если тахографы цифровые;
  • до 1 июля 2016 года, если тахографы аналоговые.

Это следует из положений пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.

Внимание: за управление транспортным средством или его выпуск на линию без тахографа виновным грозит административная ответственность.

Размер штрафа за эксплуатацию транспорта для перевозки грузов или пассажиров на международных автоперевозках без тахографа составит:

  • для граждан - от 1000 до 3000 руб.
  • для должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб.

Такая ответственность установлена частью 1 статьи 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Карты: приобретение, выдача, замена

Карты водителя и предприятия входят в состав тахографа. Поэтому организации придется потратиться и на них тоже.

Как и где приобретают карты водителя и предприятия

Карты водителя и предприятия нужно приобретать у организаций-изготовителей. Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте Росавтотранса в разделах «Система тахографического контроля РФ» и «Тахографический контроль ЕСТР» .

Как правило, карты водителей приобретает сама организация и за свой счет. Ведь именно работодатель обязан установить тахограф с целью соблюдения режима работы и отдыха шофера.

Так как карта водителя именная, сотрудник лично оформляет заявление и передает его работодателю. Форма заявления произвольная. Ее можно взять на сайте регионального пункта выдачи карт водителей . В каждом регионе может быть свой образец. Вместе с заявлением нужно запросить копии удостоверения личности водителя (паспорта) и водительского удостоверения.

Такие требования содержатся в пункте 10 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145.

На практике организации-изготовители требуют заверить все документы печатью и подписью работодателя и представить дополнительно:

  • ходатайство о выдаче карты водителя с указанием наименования и почтового адреса организации;
  • копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) водителя.

Если при трудоустройстве у водителя есть активная карта, то получать новую карту не нужно. Ведь шофер может иметь только одну действительную карту водителя. А новую карту можно оформить только при ее повреждении, утере или краже. Это следует из Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36, пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145.

Как выдать карту водителю

После изготовления карты водителя передайте ее сотруднику, на которого она оформлена. Ведь она именная. Это следует из положений Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36, пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145.

Карты водителям можно выдать под роспись, например, по ведомости. В ней укажите данные карт, даты их выдачи, фамилию, имя, отчество сотрудника.

Что делать, если карта водителя повреждена, утеряна, похищена

При повреждении карты водителя, ее неправильной работе, потере или краже нужно получить новую карту. Для этого водитель должен подать заявление в организацию, которая выдает такие карты. Сделать это нужно в течение семи календарных дней со дня повреждения, утраты, хищения.

Это следует из положений пункта 11 Правил использования тахографов, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.

Бухучет

Вам как бухгалтеру нужно решить вопросы, как учитывать сами тахографы и как принять к учету карты водителя и предприятия, которые входят в состав тахографа (п. 2, 4 Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36). Разберемся по порядку.

Как учитывать тахограф

Тахограф, приобретенный и установленный на транспортное средство в соответствии с требованием статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, учтите в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01). Стоимость тахографа списывайте через амортизацию .

Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, приведение в состояние, пригодное к использованию. Расходы по установке тахографа на автомобиль включите в первоначальную стоимость оборудования. Ведь без этого оборудование не может осуществлять свои функции. Такой порядок следует из пункта 8 ПБУ 6/01.

Ситуация: как отразить в бухучете демонтаж тахографа и его установку в другой автомобиль с заменой блока СКЗИ? Тахограф учитывается как отдельный объект ОС.

В бухучете такие затраты отразите как расходы на обслуживание тахографа. В составе расходов по обычным видам деятельности.

При замене блока СКЗИ организация обязана провести обслуживание тахографа. Это следует из Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.

Демонтаж оборудования с одного автомобиля и установка на другой - не что иное, как дополнительные услуги в рамках обслуживания тахографа. Поэтому затраты на демонтаж и монтаж оборудования, смену блока СКЗИ (в т. ч. стоимость самого блока), калибровку учтите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

В бухучете сделайте запись:

Дебет 44 (26) Кредит 60

- отражены расходы на демонтаж и монтаж тахографа и его обслуживание.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 26, 44, 60).

Использованный блок СКЗИ сохраняйте в течение года. Такое требование установлено подпунктом 7 пункта 13 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.

При этом использованные блоки СКЗИ учитывать на забалансе не нужно.

Пример, как отразить в бухучете демонтаж тахографа и его установку в другой автомобиль с заменой блока СКЗИ

В марте ООО «Альфа» приобрела тахограф с блоком СКЗИ и учла его в составе основных средств. Он был установлен на автомобиль № 1.

В августе «Альфа» в специализированной организации переустанавливает тахограф с одного автомобиля на другой. Согласно акту исполнителя расходы на монтаж и демонтаж тахографа, стоимость работ и деталей составили (без НДС):
- 20 000 руб. - стоимость нового блока СКЗИ;
- 1000 руб. - деактивация старого блока СКЗИ;
- 9000 руб. - демонтаж и монтаж тахографа, активация нового блока СКЗИ, калибровка оборудования.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующую проводку:

Дебет 44 (26) Кредит 60
- 30 000 руб. - отражены расходы на демонтаж и монтаж тахографа и его обслуживание.

Как учитывать карты водителя и предприятия

В бухучете стоимость приобретенных карт водителя и предприятия учтите в составе материалов на одноименном счете 10.

При получении карт сделайте следующие записи:

Дебет 10 Кредит 60

- оприходованы карты;

Дебет 19 Кредит 60

- отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

- принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком.

При выдаче карт водителю и ответственному сотруднику сделайте запись:

Дебет 23 (25, 26, 29, 44...) Кредит 10

- списана стоимость карты, переданной сотруднику организации.

Подробнее об этом см.:

  • Как отразить в учете отпуск материалов в эксплуатацию (производство) .

ОСНО: налог на прибыль

Расходы на приобретение тахографа, а также карт водителя и предприятия к нему можно учесть при расчете налога на прибыль. Разберемся по порядку.

Как учитывать расходы на покупку и установку тахографа

Порядок отражения при расчете налога на прибыль тахографа зависит от его первоначальной стоимости. При формировании первоначальной стоимости учитывайте следующее.

В первоначальную стоимость тахографа включается стоимость услуг по его установке на автомобиль. Это необходимо для эксплуатации данного имущества (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Отражать такие услуги отдельно организация не должна.

Тахограф, первоначальная стоимость которого не превышает 100 000 руб., учтите в составе материальных затрат . При методе начисления организация вправе самостоятельно определить порядок его списания с учетом срока использования тахографа и других экономических показателей. Например, единовременно или равномерно в течение нескольких отчетных периодов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, налоговую базу уменьшите после передачи тахографа в эксплуатацию и его оплаты поставщику (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Тахограф, первоначальная стоимость которого составляет более 100 000 руб., включите в состав основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). Установите срок полезного использования тахографа исходя из амортизационной группы, к которой он относится. При расчете налога на прибыль его стоимость списывайте через амортизацию (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Ситуация: к какой амортизационной группе относится тахограф?

Тахографы относятся к четвертой амортизационной группе.

Тахограф - это оборудование, которое измеряет и фиксирует параметры движения транспортного средства.

Приборы для измерения параметров движения согласно Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, относятся к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно). Код по Классификации - 14 331 4000 «Оборудование испытательное».

Как учитывать расходы на покупку карт

Затраты на приобретение карт водителя и предприятия учтите в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

При этом организация такие затраты вправе учесть в составе прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 25 июня 2013 г. № 03-03-06/1/23941).

В любом случае такие расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны .

ОСНО: НДС

Входной НДС, предъявленный при приобретении тахографа, карт водителя и предприятия примите к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ). Исключение из этого правила составляют случаи, например, когда организация:

  • пользуется освобождением от уплаты НДС ;
  • использует тахограф в не облагаемых НДС операциях.

В этих случаях входной НДС учитывайте в стоимости тахографа и карт. Это следует из пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Если организация выполняет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции и тахограф используется в обоих видах деятельности, то входной налог со стоимости тахографа и карт нужно распределить (п. 4 ст. 170 НК РФ).

УСН

Удастся ли учесть затраты на покупку тахографа и другие сопутствующие элементы, зависит от объекта налогообложения, выбранного на упрощенке.

Как учесть на упрощенке приобретение тахографа

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на приобретение тахографа не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Когда организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, расходы на приобретение тахографа уменьшают налоговую базу в следующем порядке.

Тахограф, первоначальная стоимость которого составляет более 100 000 руб., относится к амортизируемому имуществу (п. 4 ст. 346.16, п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому при расчете единого налога при упрощенке стоимость тахографа можно учесть как расходы на приобретение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При этом в первоначальную стоимость тахографа включите также стоимость услуг по его установке на транспортное средство (п. 4 ст. 346.16, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Отражать такие услуги отдельно организация не должна.

Тахограф, приобретенный, но не установленный на автомобиль, использовать нельзя. Поэтому расходы на установку включайте в первоначальную стоимость тахографа как расходы на доведение до состояния, пригодного к использованию (п. 4 ст. 346.16, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Входной НДС, предъявленный поставщиком при приобретении тахографа, включите в состав расходов

Как учитывать на упрощенке расходы на покупку карт

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на приобретение карт водителя и предприятия не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Когда организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то такие затраты можно учесть в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Карту водителя примите в расходы в момент выдачи карты сотруднику. Подробнее см. Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке .

Входной НДС, предъявленный поставщиком при приобретении карт, включите в состав расходов (подп. 8 п. 1 и п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

ЕНВД

Расходы на приобретение тахографа, карт водителя и предприятия на расчет налоговой базы не влияют. Поскольку объектом обложения ЕНВД является вмененный доход, то есть изначально фиксированный показатель (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Тахограф может использоваться в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности, с которой организация платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае сумму расходов на его приобретение и приобретение карт водителей нужно распределить.

Если тахограф вы учли в составе основных средств, то для целей расчета налога на прибыль придется распределить и ежемесячную сумму амортизационных отчислений. Такой порядок следует из пункта 9 статьи 274 и пункта 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Если тахограф вы учли в составе материалов, то нужно распределить сами расходы на его приобретение. Также поступите и с картами (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на приобретение тахографа и карт водителей, используемых в одном виде деятельности организации, распределять не нужно.

НДС, выделенный в счете-фактуре на приобретение тахографа, карт водителя и предприятия, также нужно распределить (п. 4 ст. 170 НК РФ).