Правила и суть формулы 1. Какие бывают автогонки? Спортивный регламент для старта и финиша

Или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — .


Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь. Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.

Свободные заезды

По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для и тренировки управления болидом.

  • 1-я сессия проходит в пятницу с 10.00 до 11.30 ч.
  • 2-я сессия проходит также в пятницу с 14.00 до 15.30 ч.
  • 3-я сессия проводится в субботу с 11.00 до 12.00 ч.

Полный календарь Ф1

Квалификация

По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.

  • 1-я сессия проходит с 14.00 до 14.30 ч. с участием всех гонщиков. Число кругов – произвольное. Пилоты, занявшие последние 7 мест, из борьбы за стартовое место выбывают. Им достаются с 18 по 24 места.
  • 2-я сессия проходит с 14.27 по 14.42 ч. с произвольной ездой. Снова выбывают .
  • 3-я сессия проходит всего 10 минут с 10-ю лучшими участниками 2-й сессии с 14.50 до 15.00 ч., также с произвольной ездой. Лучшие 10 пилотов занимают первые места на стартовой решетке гонки.
  • Количество топлива в баках – неограниченно. В квалификации нельзя мешать другим гонщикам в ходе соревнования.

Гонка

После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.

Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.

На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Спортивный регламент

Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта

Основные положения

FIA Formula One World Championship или Формула -1 представляет собой ежегодные соревнования на мировой чемпионат по кольцевым гонкам на болидах с открытыми колесами. В Формулу -1 входят отдельные этапы со статусом Гран-при. Чемпионы выявляются с помощью очков, набранных в Гран-при, которые в конце года суммируют. Победитель обладает наивысшим количеством очков. Пилоты соревнуются за мировой чемпионский титул, а , занявшие первое место, получают Кубок Конструкторов.
Участники гонки, пропустившие соревнования по неуважительным причинам платят штраф.

Болиды

С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок.
Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).

Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей.
Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.

Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом.
8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.

Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом.
Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.

  • Высота болида – не выше 95 см или 37.43 дюйма.
  • Ширина болида – не более 180 см или 70.92 дюйма.
  • Вес с водителем – не менее 600 кг или 1.322 фута.
  • Ширина передних колес – от 30.5 см или 12.07 дюйма до 35.5 см или 13.98 дюймов.
  • Ширина задних колес – от 36.5 см или 14.38 дюймов до 38 см или 14.97 дюймов.
  • Диаметр колес – не более 66 см или 26 дюймов.

Система очков

От 1 до 25 очков получают пилоты и команды в Гран-при за первые 10 мест. Очки начисляются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. На чемпионский подиум поднимаются первые три гонщика. Количество очков в гонке прибавляются к сумме очков остальных гонок в рамках Формулы -1, как пилотам, так и командам. Запасным пилотам очки зачисляются на их личный счет. Одна команда имеет право за один сезон выставлять до 4 гонщиков. Каждый пилот для участия в Гран-при должен получить суперлицензию FIA.

В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота.
Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.

Шины

Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.

Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.

  • Красный цвет – супер — мягкие шины
  • Желтый цвет – мягкие шины.
  • Белый цвет – средние шины.
  • Оранжевый цвет – жесткие шины.

Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.

Безопасность гонщиков

После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.
За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.

Машина безопасности

Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.

При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.
Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.

Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.

Остановка гонки

Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.

При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин.
При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.

При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.

Классификация

Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.

Флаги Формулы 1

  1. Клетчатый флаг – окончание гонки.
  2. Красный флаг – Остановка гонки.
  3. Черный флаг – Дисквалификация гонщика.
  4. Флаг из черного и белого треугольников – Предупреждение гонщику.
  5. Черный флаг с оранжевым кругом в центре – сообщение гонщику об опасности технического состояния его машины.
  6. Жёлтый одиночный флаг – приказ о снижении скорости и запрете обгона в связи с опасностью.
  7. Желтый двойной флаг — приказ о снижении скорости и запрете обгона, а также о готовности к остановке.
  8. Флаг с желто — красными полосами – ухудшение сцепления колес с дорожным покрытием из-за дождя или разлитого масла.
  9. Зеленый флаг – конец опасности. Возобновление движения.
  10. Белый флаг – по трассе едет медленный автомобиль.
  11. Голубой флаг – знак пилоту, которого хотят обогнать.

Спортивный регламент для старта и финиша

Постановка машин на стартовую решетку

  • Стартовые позиции с линиями образуют стартовую решетку, на которой выстраиваются болиды в 2 колонны.
  • Расстояние между позициями составляет 8 м.
  • С 18 по 24 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 1-й сессии гонок квалификации.
  • С 11 по 17 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 2-й сессии гонок квалификации.
  • С 1 по 10 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места в 3-й сессии гонок квалификации.
  • Из двух гонщиков, показавших одно и то же время на любой из сессий, предпочтение отдается пилоту, показавшему это время раньше.
  • Лучшую позицию отдают гонщикам, начавшим, но не закончившим быстрый круг.
  • Далее занимают позиции гонщики, начавшие, но не закончившие прогревочный круг.
  • Если на одно место претендуют более 1 гонщика, его занимают в порядке номеров.
  • Сразу перед гонкой налагаются штрафы в том порядке, в каком технические делегаты получили сведения от команд о нарушениях.

Подготовка к старту

  • За 30 мин. до старта, после открытия пит-лейна, гоночные авто занимают соответсвующие места на стартовой решетке. Моторы заглушены. Гонщик может сделать несколько кругов для ознакомления, но не заезжать на стартовую решетку нельзя.
  • За 17 мин. звучит сирена. Значит через 2 мин. закроют пит-лейн.
  • За 15 мин. до старта происходит закрытие пит-лейна. Затем звучит второй сигнал. Болид, который не выехал из пит-лейна, стартует после первого круга пелотона (всей группы гонщиков). Включается стартовый светофор с 5-ю парами красных сигналов.
  • За 10 мин. до старта звучит сигнал и включается табло. Стартовую решетку покидают все, кроме гонщиков, механиков и официальных лиц.
  • За 5 мин. до старта звучит сигнал, гаснет 1-я пара красных ламп. Начинается обратный отсчет. Машины, не поставленные на колеса к этому времени, будут стартовать из пит — стопа или из дальней точки стартовой решетки.
  • За 3 мин. до старта звучит сирена. Пилоты должны пристегнуться ремнями безопасности. Выключается вторая пара красных сигналов.
  • За 1 мин. до старта подается звуковой сигнал. Выключается 3-я пара красных ламп. Техники покидают стартовую решетку до того, как зазвучит 15 секундный сигнал. Двигатели должны быть заведены.
  • За 15 секунд до старта прозвучит сигнал. Осталась всего 1 пара красных ламп. Если у какого-либо болида возникнут проблемы, пилот поднимает руку, и сзади него встают маршалы с желтыми флагами для предупреждения других пилотов.

Старт

Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.

После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.

  • Фальстарт карается штрафной задержкой в пит-стопе на 10 сек. или заездом в пит-лейн.
  • В случае отмены старта загораются зеленые сигналы светофора. Машину с проблемами откатывают на пит-лейн,после того, как остальные снова уедут на прогревочный круг.
    Оранжевый мигающие сигналы включают, если старт нужно отложить после того, как машины уже выехали на прогревочный круг, но еще не начали гонку.
  • Если дождь начался за 5 мин. до старта, старт откладывают на неопределенное время, или на время замены резины.
  • Если дождь идет, но старт не отменяют, то перед болидом поедет машина безопасности, а проверочный круг отменяется.
  • Из-за погодных или других условий гонку могут остановить.

Финиш

По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.

При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.

Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.

Какие бывают автогонки?

В автогоночных терминах слово "формула" применяется для обозначения истинно гоночного автомобиля: одноместного, с открытыми колёсами. Этот формат невообразимо далёк от обыкновенных дорожных автомобилей, да и по виду болиды Ф1 напоминают, скорее, авиационную технику. Термин "Формула 1" подразумевает под собой, что эти автомобили принадлежат к элите формульных гонок. Это вершина автоспорта. Но существуют и другие "формулы". А гонки не ограничиваются заездами на автомобилях с открытыми колёсами.

Формула 1: откуда такое название

Причина названия Формулы 1 именно Формулой 1 зарыта в дебрях истории. Изначально автомобильные гонки не разделялись по размеру или мощности участвующих машин. Однако благодаря техническому прогрессу этот формат "участвуют все желающие" быстро стал опасным - в особенности ещё и потому, что первые гонки проводились на обычных дорогах. В результате организация, управляющая автомобильным спортом, решила разделить гоночные автомобили по классам в зависимости от размера, мощности и массы машин.

Но международная организация по проведению автогонок смогла перелопатить лишь "формульные" автомобили, иначе - болиды класса "Гран-при". Правила проведения Гран-при время от времени адаптировались под всё возрастающие мощности и скорости. Технические характеристики, принятые вскоре после Второй Мировой, получили название "Формула 1" - с тех пор так и повелось называть вершину автоспорта.

Вскоре была придумана и "Формула 2" - задумка организаторов состояла в том, чтобы создать младшую гоночную категорию с менее мощными двигателями. Спустя совсем немного времени свет увидела и "Формула 3" с ещё более слабыми моторами. В середине 80х годов XXвека Формула 2 ушла в небытие (хотя в 2009-2012 годах чемпионат был временно воссоздан вновь). Вместо Ф2 главной гоночной серией для молодых пилотов стала Формула 3000. Число "3000" в названии этой формулы отображает объём моторов в кубических сантиметрах. Формула 3 не исчезла никуда, и в наши дни эти гонки остаются популярными во многих странах мира.

Многое в названиях формульных гонок выглядит нелогичным. Но стоит лишь преодолеть кажущиеся сложности с пониманием, как перед болельщиком открывается чарующий мир высоких скоростей и адреналина.

Высшая автогоночная лига в мире

Формула 1 остаётся вершиной автоспорта. А ещё это богатейшая, наиболее сложная и трудная, политически зависимая и максимально международная гоночная дисциплина в мире. Большинство сильнейших гонщиков планеты либо уже там, либо мечтают перейти в Ф1. Это же относится и к лучшим конструкторам, моторостроителям, инженерам и так далее. В этом спорте не берут в плен: с аутсайдерами расправляются безжалостно, а их карьера редко бывает долгой. Формула 1 крайне ревностно относится к своему положению в иерархии автоспорта.

Возможно, Формула 1 ещё и наиболее древняя автоспортивная дисциплина в мире, хотя это и очень спорно. Первые гонки на примитивной автотехнике, проходившие в конце XIXвека, когда трассами служили общественные дороги, проходили именно на автомобилях, давших рождение формульным болидам. Все остальные гоночные чемпионаты берут своё начало от тех железных "предков".

В отличие от большинства других гоночных категорий, в Формуле 1 не всё завязано на соперничестве между пилотами. Серьёзнейшая конкуренция происходит, прежде всего, между машинами (командами). Технологическая битва команд - никогда не прекращающееся сражение в мире Формулы 1.

Сравнение Формулы 1 и других форм автомобильных гонок

Гонки в Америке серьёзно отличаются от европейских заездов. Наиболее популярный формат за океаном - заезды болидов по овальным трассам. Аналог Формулы 1 в США - серия IndyCar. Эти болиды очень похожи на автомобили Ф1 для неискушённого наблюдателя. В то же время, машина Формулы 1 легче, более резвые и мощные. Другое различие в том, что заезды Формулы 1 в наше время никогда не проходят на овалах; вместо округлых трасс используются специально построенные автодромы дорожного типа, или (реже) городские трассы, проложенные по обычным улицам - Монако, Сингапур, Валенсия. Более того, каждая команда в Формуле 1 не покупает болиды, а проектирует, тестирует и строит их самостоятельно. В Индикаре, как правило, болиды поставляются единым производителем, а команды лишь меняют настройки.

Кузовные гонки: НАСКАР, ДТМ и туринговые заезды

Автомобили не-формульного типа, основанные на серийных машинах, широко популярны в форме гонок НАСКАР в Америке и туринговых соревнований в других странах мира. Оба типа напоминают обычные мощные автомобили "гражданского" класса, однако изнутри они, скорее, похожи на Ф1, чем на обычные машины. Гонки NASCARпочти полностью проходят на овальных трассах. Туринговые чемпионаты типа немецкой DTMи австралийской V8 - на специальных трассах с большим количеством левых и правых поворотов, как в Формуле 1.

Младшие и молодёжные "формулы"

Перед переходом в высшую гоночную категорию любого класса, пилоты, инженеры и конструкторы должны оттачивать своё мастерство в менее престижных чемпионатах. В иерархии Формулы 1 таких серий несколько: безумно дорогие для участия GP2 и GP3, менее престижные, но не менее мощные AutoGPи Формула Рено 3,5, многочисленные национальные Формулы 3. Недавно было ещё несколько классов, типа Формулы 2, Суперлиги-Формулы и так далее. Названия и престижности серий меняются год от года, однако Формула 1 была, есть и будет высшей ступенью в классификации. Структура и иерархия в автоспорте невероятно сложны и далеко не всегда логичны. Всё, что на самом деле нужно знать - выше Формулы 1 нет ничего и нигде. Это вершина пирамиды.

Формула 1 очень технологичный, но не менее опасный вид спорта. Большие нагрузки, скорость и погодные условия чаще всего влияют на ситуацию на треке. Многие годы в Формуле 1 не было как таковых правил, были лишь общие понятия. Но в последние десятилетия вопрос человеческой жизни стал гораздо выше остальных приоритетов, для того чтобы сохранить её в Формуле 1 были разработаны жёсткие правила и технический регламент .

Вот выписка и общего свода правил:

Существуют строгие правила, регулирующие поведение пилота в движении и стюарды имеют полное право накладывать различные штрафы на пилотов, которые их не исполняют как во время гонки так и во время тренировочных заездов.

Нарушения могут быть разные, как фальстарт, так и создание опасной ситуации, неправомерная блокировка другого пилота, помеха другому водителю выезда или въезда на пит-лейн, превышение скорости на пит-лейне.

Кроме того пилоты не могут покидать трек без уважительных причин. Так же не допускается изменения более одного направления движения при защите позиции. Если пилот покинул трек защищая свою позицию, то он может вернуться, при этом он обязан обеспечить безопасное расстояние шириной в один болид между своим автомобилем и краем трассы.

Если вина водителя или нескольких пилотов не очевидна во время проведения мероприятия, то нормальной практикой является расследование инцидента после окончания соревнования.

Наиболее распространёнными взысканиями от стюардов являются: проезд по пит-лейну, пятисекундный штраф, десяти-секундный штраф.

Под проездом по пит-лейну подразумевается въезд гонщика на пит-лейн и следование по нему с определённой скоростью перед возвращением на трек. 5-ти или 10-ти секундный штраф подразумевает собой остановку в боксах перед тем как пилот опять сможет выехать на трассу.

Существуют два варианта отработки второго 10 – секундного штрафа. 1-й является обязательным к исполнению, т.е он должен быть исполнен в любом случае. Второй вариант, когда 10 секунд прибавляются ко времени пилота после гонки при условии, что пилот не заезжает в боксы в промежуток между назначением штрафа и окончанием гонки.

Так же пилотом разрешено не останавливаться для отбывания 5-секундного штрафа, при условии что пилот не заезжает в боксы в промежуток времени между вынесением пенальти и окончанием гонки. А штрафные секунды будут добавлены к его времени в конце заезда.

После объявления штрафа пилоту, у него есть три круга для того, чтобы он заехал на пит-лейн для его исполнения в противном случае пилоту могут показать , что приведёт к его дисквалификации.

Если наказание вынесено пилоту за три круга до конца гонки, то он может не останавливаться, тогда к его времени будут прибавлены следующие временные интервалы: 5 секунд вместо пятисекундного штрафа, 10 секунд вместо дополнительного десятисекундного штрафа, 20 секунд вместо проезда по пит-лейну, 30 секунд вместо обязательного второго десятисекундного штрафа.

В крайнем случае стюарды могут выбрать более суровое наказание для применения. Они могут понизить стартовую позицию пилота в следующем гран-при, ввести временной штраф, вынести пилоту выговор, исключить гонщика из результатов гонки или отстранить пилота от участия в следующей гонке.

Любой пилот получает минус десять мест на старте текущего или следующего гран-при при условии накопления трёх выговоров. Но только если два или более выговоров получены им за нарушение пилотирования.

В дополнении к водительским штрафам пилот может получить штраф за сверхнормативное использование технических деталей автомобиля: коробки передач или силовой установки.

Каждая внеплановая замена деталей приводит к уменьшению стартовой позиции на 5 мест.

Каждому пилоту разрешено использовать только 4 из каждых шести сменных элементов силовой установки. При этом если норма будет нарушена, пилот получит штраф на старте в гонки. Шесть элементов — это двигатель внутреннего сгорания, тепловой генератор, генератор накопления кинетической энергии, аккумуляторная батарея, турбокомпрессор и блок управляющей электроники.


Правила Формулы-1.

1. Участники (команды)
Каждый участник (команда) должен сконструировать собственные шасси и представлять от себя во всех гонках сезона два болида и пилота. Любой участник, пропустивший гонку, должен уплатить штраф в весом размере, кроме тех случаев, когда его отсутствие на гонке было вызвано форс-мажорными обстоятельствами. Максимальное число команд, участвующих в гонке определяет FIA регламент (у каждой из команд по 2 болида).

2. Ограничения по размеру болидов.
Высота: не может превышать 37,43 дюйма (95 см).
Ширина: не может превышать 70,92 дюйма (180 см).
Минимальный вес: 1,322.76 футов (600 кг), включая водителя.
Максимальная ширина колес:
передние 13,98 дюйма (35,5 см)
Задние 14,97 дюйма (38 см)
Минимальная ширина колес:
передние 12,07 дюйма (30,5 см)
Задние 14,38 дюйма (36,5 см)
Максимальный диаметр колес 26 дюймов (66 см)

3. Шины.
На каждой покрышке для сухой погоды должны быть четыре круглозамкнутых борозды-углубления. Размеры углублений — 0,01 дюйма (2,5 мм) в глубину, 0,052 дюйма (14 мм) в ширину на поверхности, сужающихся до 0,04 дюйма (10 мм) к основанию. Производитель шин должен представить не более трех моделей шин для дождливой погоды с разным рисунком протектора на каждое Гран-При.

4. Двигатель.
Двигатель должен быть 3-х литровым (183 дюйма куб.) V10, четырехтактным с движущимися поршнями. Перегрузка и турбонаддув запрещены. Основные части коленвала и распредвала должны быть выполнены из стали или отлиты из железа. Поршни, головки цилиндров и блоки цилиндров не могут быть составными конструкциями, использующими углеродистые и армидистые покрытия. Мощность двигателей, используемых в Формуле-1 примерно 800 л. с.
Максимальное число оборотов в минуту примерно 18000

5. Топливо.
Топливо, используемое в Формуле-1 не этилированно и состоит из компонентов, из которых состоит обычное топливо, находящееся в свободной продаже. Перед использованием топлива участник должен представить его образец для анализа и одобрения FIA. Результаты анализов образцов, взятых в течение сезона, должны соответствовать результатам анализов образца, представленных перед сезоном.

6. Топливный бак.
Топливный бак должен быть отдельным прорезиненным баллоном и соответствовать требованиям безопасности. Он должен находиться между водителем и двигателем. Топливный бак разделен ячейками, что предотвращает взрыв бака при возгорании.

7. Электроника.
Электронные приспособления, помогающие водителю, такие как контроль тяги и АБС — анти-блокирующая система, и тд.. Определяется текущем регламентом FIA.

8. Трансмиссия.
Использование автоматической коробки передач запрещено.
Число передних передач — от 4 до 7. Задняя передача также должна присутствовать.

9. Подвеска.
Все машины должны быть оснащены пружинящей подвеской.
Компьютеризированные «активные» системы подвески запрещены.

10. Кабина.
Пилот должен иметь возможность расстегнуть ремни безопасности, снять рулевое колесо и выбраться из болида (за 5 секунд) и затем установить обратно рулевое колесо. На все действия он должен затратить не более 10 секунд.

11. Место пилота.
Должно быть возможным вынуть место пилота из машины вместе с самим пилотом.

12. Практика и квалификации.
практика проводится для подбора настоек для предстоящего GP.
Квалификация проводится для определения стартовых мест на старте гонки.
Квалификация делится на 2 части. первая часть служит для определения порядка выхода пилотов на трассу во второй квалификации. Вторая квалификация служит для окончательного распределения стартовый позиций в гонке.

13. Правило 107-ми процентов.
Сейчас это правило практически не действует. Маршалы гонки сами определяет по ходу всех сессий перед гонкой, может ли пилот принять участие в GP.

14. Поул-позишн.
Самый быстрый круг в квалификации дает пилоту «поул-позишн», т. е. наивыгоднейшую стартовую позицию в основной гонке. Каждому пилоты отводится 1 круг во время первой и второй квалификации.

15. Колеса.
Каждый пилот может использовать максимум 32 «сухих» и 28 «дождевых» комплекта резины. Перед квалификацией каждый водитель может использовать сухопогодную резину двух разных модификаций, но для использования в квалификации и гонке должен выбрать только одну.

16. Заправка.
Все пилоты в квалификации (2) заправляют определенное кол-во топлива, которое они не могут менять до старта гонки. Заправка в течении гонки разрешена. Команды должны использовать одинаковые заправочные установки, которыми их снабжает FIA. Скорость потока горючего у такой установки составляет примерно 3,2 галлона (12 литров) в секунду.

17. Предел скорости в пит-стопе.
В пит-стопе — 37 mph (60 км/ч) в течении квалификации. В течении гонки — 50 mph (80 км/ч) Хотя эта скорость может изменяться в пределах от 80 до 120 км/ч (50-74 mph) в зависимости от конкретной трассы.

18. Предстартовая подготовка.
— 30 минут перед запланированным временем старта Ответвление от трассы к пит-стопу открывается, и машины выезжают на тренировочный круг и затем занимают свои позиции на стартовой сетке.

— 17 минут перед стартом Сирена возвещает о закрытии выхода из пит-стопа через 2 минуты.

— 15 минут перед стартом Выезд из пит-стоп закрывается. Любой машине, которая не покинула пит-стоп до этого времени, разрешается стартовать из пит-стопа после того, как весь пелетон проехал мимо пит-стопа на первом круге (т. е. после старта).

— 10 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Гудит сирена. Все, кроме пилотов, должностных лиц и техперсонала команд должны покинуть место старта. Замена колес и заправка запрещены до старта.

— 5 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Сирена. Одна из 5-ти пар красных огней гаснет. Начинается предстартовый отсчет. Все машины должны быть поставлены на колеса. Если машина не поставлена на колеса до этого времени, то пилот должен будет начинать гонку с конца стартовой сетки или же из пит-стопа.

— 3 минуты до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Остается гореть 3 пары красных огней. Пилоты должны занять место в своём болиде.

— 1 минута до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Горят 2 пары красных огней. Двигатели запущены. Техперсонал должен покинуть место старта.

— 15 секунд до старта Сигнальная панель. Сирена. Горит пара красных огней.

19. Время старта.
Красные огни гаснут, загораются зеденые. Машины выезжают на прогревочный круг. Практически, старт еще не разрешен. Машины, которые не смогли покинуть место старта за то время, пока другие машину проезжают круг, должны быть удалены с места старта и будут начинать гонку с той же позиции. Обгон запрещен, если машина задержалась, когда стартовала с места и машины сзади не могут обойти ее без задержки на трассе. В этом случае пилоты могут обойти эту машину только для того, чтобы встать на свою стартовую позицию.

20. Старт гонки.
В конце прогревочного круга машины занимают свои позиции на стартовой сетке. Двигатели запущены и маршалы сигнализируют машинам занять свои места. Когда все машины заняли свои позиции, стартующий зажигает 5 пар красных огней и начинает пятисекундный отсчет, гася каждую секунды по паре огней. Одна секунда после старта. Все красные огни погашены, гонка началась. За фальстарт назначается штрафное время — 10-ти секундная задержка в пит-стопе. Фальстарт определяется с помощью маячка FIA, установленного на каждой машине.

21. Прерванный старт.
Если водитель «заглох» перед стартом, то он должен поднять свои руки вверх и старт будет отменен. Машины уйдут на второй прогревочный круг, а водитель, который явился причиной отмены старта, будет удален с трассы и его позиция будет доступна другим. Сам он займет последнею позицию на старте или будет стартовать из пит-лейна.

1. Перед прогревочным кругом.
Если старт должен быть прерван после закрытия пит-стопов и перед прогревочным кругом, то будут зажжены мигающие оранжевые огни на старте. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.

2. Перед стартовым сигналом.
Если старт должен быть прерван после прогревочного круга но до стартового сигнала, также будут зажжены оранжевые мигающие огни. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.

3. После показа красного флага.
Если гонка должна быть остановлена, то будут приложены все усилия, чтобы она началась снова в течение 20-ти минут после поднятия красного флага.

22. Изменения, связанные с мокрой трассой.
Стандартная предстартовая подготовка может быть изменена из-за намокания трассы: Если трасса была сухой на протяжении всей практики, но стала мокрой (или влажной) после прогревочного круга или минимум за 60 минут до планируемого старта, будет разрешена 15-ти минутная практика.

Если дождь начался после пятиминутного сигнала, но перед стартом гонки, будут зажжены аварийные огни, командам разрешат поменять резину и старт начнется с 15-ти минутной отметки. Если машины уже стартовали и Race Director решил, что уровень воды на трассе делает гонку небезопасной даже с шинами для мокрой погоды, будут зажжены аварийные огни вместе с панелью «10» с красным фоном. Это означает задержку продолжения гонки по крайней мере на 10 минут.

Если погодные условия улучшились после 10-ти минут, то будет показана панель «10» с зеленым фоном., означающая, что гонка начнется через 10 минут. Через пять минут после того, как была показана эта панель, начнется обычная стартовая подготовка с показом панелей 5, 3, 1 и 15 секнд. Если погода не улучшилась за 10 минут, панель «10» с красным фоном будет показана снова. В исключительных случаях гонка может быть начата позади машины безопасности.

26. Действия машины безопасности (Safety Car SC).
Вмешательство машины безопасности назначается Clerk of the Course. SC испльзуется только в тех случаях, когда участники гонки или должностные лица подвергаются непосредственной опасности, но обстоятельства гонки не позволяют ее остановить. SC выходит на трассу из пит-стопа. Все машины должны выстроится за ней. Делать обгон запрещено, пока SC находится на трассе и водителям указано следовать за ней.

Пока SC на трассе, машины могут заходить в пит-стопы и присоединяться к остальным пока зеленый сигнал на выходе из пит-стопа не будет потушен. Машина, присоединяющаяся к гонки после захода в пит-стоп, должна на пониженной скорости догнать оосновную массу машин и пристроится за ними. Когда Clerk of the Course отзовет SC, она завершит круг с выключенной мигалкой. Когда SC покинет трассу, будут зажжены зеленые огни на старте и вывешены зеленые флаги на постах маршалов. Круги, завершенные за SC, засчитываются за круги гонки.

27. Остановка гонки.
Гонка может быть остановлена из-за дождя или в результате несчастного случая. Если гонка остановлена перед тем, как были закончены 2 круга, старт объявляется недействительным. Пилотам разрешается вернуться на стартовые позиции для повторного старта. Любой пилот, вынужденный на первом старте стартовать из пита или с конца сетки, может занять свою позицию.

Если закончено более 2-х кругов, но менее 75% от общего числа кругов и гонка остановлена, то она стартует снова с порядком машин, в котором они были на трассе перед подачей сигнала об остановке гонки. Длина трассы теперь будет на 3 круга короче того количества кругов, которое осталось проехать. В повторном старте могут принимать участие только те машины, которые стартовали во время основного старта. Машины могут быть обслужены прямо на старте или в пит-стопах.

Если завершено более 75% гонки и она остановлена, то она рассматривается как законченная. Порядок финиширования будет определяться по кругу перед подачей сигнала об остановке гонки.

28. Протяженности трассы.
Протяженность трассы — минимальное число кругов, превышающее по своей протяженности 189,527 мили (305 км). Если 2-х часовой лимит времени будет исчерпан до того, как машины закончат гонку, клетчатый флаг будет показан лидеру того круга, на котором истекли 2 часа гонки, даже если намеченное расстояние гонки не было пройдено. SAP US Гран-При расчитано на 72 круга по 2,606 мили каждый — в сумме это 190,294 мили (306,235 км).

29. Штрафное время.
Штрафное время за остановку на трассе — 10 секунд. Если штраф наложен в течение пяти кругов со времени последнего штрафа — 25 секунд. Как только замечена остановка пилота, штрафное время прибавляется к его времени и оно отображается на табло.

Наша страна успешно провела уже два Гран-при в рамках самых популярных и зрелищных автогонок на планете, получила признание международных специалистов, как авторитетный организатор и готовится в апреле повторить свой успех в 3-й раз.

Однако, несмотря на массированный пиар, детальное освещение в СМИ и общедоступную информацию, многие обыватели, и не только местные, так и не поняли - что же из себя представляет «Королева автоспорта» и в чём секрет её невероятной популярности?

Постараемся объяснить это максимально доступно, чтобы заковыристая терминология Формулы-1 перестала вас пугать, и вы смогли проникнуться атмосферой одних из самых масштабных спортивных соревнований из всех существующих.

Что такое Формула-1?

Это соревнования по кольцевым автогонкам, первый старт которым был дан в 1950-ом году. С самых первых заездов эти гонки вызывали небывалый ажиотаж среди зрителей и представителей СМИ. Зрелищные и опасные, они сразу превратились в объект всеобщего интереса, а выдающиеся пилоты, управляющие «диковинными» автомобилями, становились героями своего времени.

Статус «Королевских гонок» Ф1 приобрела после того, как в 1981-ом году исполнительный директор Берни Экклстоун встал у руля Formula One Management , обладавшей всеми правами на гоночное первенство. Именно Экклстоун превратил Формулу-1 в широкомасштабный бизнес и бренд мирового уровня.

Однако в сентябре 2016-го все права выкупила американская компания Liberty Media , заправляет теперь всем Чейз Кэри , а Берни, хоть и является одним из самых богатых 87-летних людей на планете, юридически со своим детищем больше никак не связан. У англичанина остался лишь номинальный статус почётного президента Ф1.

Впрочем, это долгая и запутанная история, рассказать вкратце о которой не получится, да и знать её углублённо для того, чтобы наслаждаться зрелищными гонками, вовсе не обязательно.

Каким образом проводится чемпионат?

Тут надо просто немного визуализировать процесс и вам не составит труда понять принцип, по которому соревнуются пилоты и команды.

Итак, цикл всех заездов в Формуле-1 называется чемпионатом мира и проводится каждый год.
Он включает в себя этапы Гран-при в каждом из городов-участников гоночного календаря. На данный момент в календаре 21 город - среди них вот уже 3-й год значится и Баку.

За первые 10 мест в основной гонке пилоты и команды получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1, от первого места к последнему в первой десятке.

Чемпион мира и команда-победитель Кубка конструкторов определяются по количеству заработанных очков.

По какому принципу проходит Гран-при?

Тут придётся внимательнее вникать в суть, но для того, чтобы со знанием дела болеть за любимых гонщиков - оно того стоит.

Итак, Гран-при состоит из трёх соревновательных дней, каждый из которых имеет своё значение.

В пятницу проводятся свободные заезды - пилоты изучают трек, привыкают к погодным условиям, поворотам, настраивают свои болиды, подгоняя их под трассу. Одним словом, этот день предназначен для тренировок.

Свободные заезды состоят из трёх сессий, то есть трёх «обкаток» трека. Две из них проходят в пятницу и длятся, примерно, по полтора часа, а в субботу, перед квалификацией проводится третья сессия, длящаяся около часа.
Пилоты, которые не проехали во время свободных заездов хотя бы один круг, к основной гонке не допускаются.

Суббота для пилотов Ф1 более напряжённая и ответственная. Всё дело в том, что в этот день проходит квалификация , по итогам которой определяются места пилотов на стартовой решётке в день основного заезда. То есть, в субботу решается стартует гонщик первым или, допустим, десятым.

Принцип квалификации довольно прост - гонщики проводят 3 сессии по 18, 15 и 12 минут на выбывание.

В первом заезде участвуют все 20 пилотов, из которых во второй сессии смогут принять участие только 15, показавшие лучшее время.

Во втором заезде по этому же принципу выбывают ещё 5 гонщиков.

В третьей сессии между собой соревнуются всего 10 пилотов, среди которых и выявляются те, кто стартует с первой, второй, третьей и последующих позиций в воскресенье. Показавший наилучшее время по итогам заезда, становится победителем квалификации.

Есть важный момент, который не понимают многие несведущие зрители. Пилот, выигравший квалификацию, не обязательно побеждает и в основной гонке. Он лишь выигрывает самую выгодную для себя позицию на старте, что даёт ему определённое преимущество. Однако нередко победителями Гран-при становятся пилоты, которые стартовали даже не с первых позиций. Всё решает мастерство, готовность болида, иногда погода, а ещё чаще - его величество случай.

В воскресенье во время основного заезда определяется победитель Гран-при. Пилоты проезжают заранее установленное количество кругов, исходя из протяжённости автодрома. Минимальная дистанция, которую должны преодолеть гонщики, не может быть меньше 305 км, а сама гонка при этом не может длиться дольше двух часов.

Гоночный уик-энд.

Так незамысловато называется всё то действо, что разворачивается на глазах у зрителей в течение вышеупомянутых 3-ёх соревновательных дней. Но Формула-1 это не только заезд и гонщики. Это ещё и огромный пласт фанатов, для которых эти 3 дня становятся местом для семейного отдыха и интересного времяпровождения.
Развлечения и концертная программа для зрителей, которую предусматривает большинство организаторов Гран-при, уже давно стали неотъемлемой изюминкой этапов Формулы-1.

Бакинская фан-зона и мировые звёзды, которые приезжают сюда выступить перед поклонниками Ф1, всегда вызывают особый ажиотаж среди посетителей гоночного уик-энда.

Болиды

Машины, на которых ездят гонщики - это сложные и самые современные конструкции в мире автоспорта. Передовые технологии и инновационные решения в мире автомобилестроения первым делом находят своё отражение именно в болидах Формулы-1. Шасси, электроника, двигатели, аэродинамика, шины, рули - каждый элемент здесь является предметом искусства инженерной мысли.

Для описания характеристик этих гоночных «космических кораблей» необходим отдельный обширный материал, но есть возможность наглядно показать - какой скачок в модернизации делают болиды в течение всех этих десятилетий:

А вот таким образом видоизменялись рули:

Главный предмет гоночной амуниции тоже претерпел значительные изменения:

Трассы

Все трассы Формулы-1 делятся на городские и автодромы. В Азербайджане трасса Baku City Curcuit является городской, или как их ещё называют - уличной. Две другие городские трассы - это Монако и Сингапур, а все остальные треки в календаре Ф1 - это автодромы.

У разных трасс разные конфигурации и протяжённость.

Пилоты

На данный момент в Формуле-1 значатся 10 команд. В каждой команде есть по 2 основных пилота, которые участвуют во всех заездах. Национальность пилотов не имеет значения, важны лишь их профессиональные навыки. Поэтому у немецкого «Мерседеса», к примеру, британский и финский гонщики.

К слову, по окончании Гран-при во время награждения сначала играет гимн страны победителя, а затем гимн страны, которую представляет его команда.

Что такое личный зачёт?

Личный зачёт - это количество очков, которые начисляются гонщикам в течение чемпионата. Именно эти баллы в итоге решают судьбу титула чемпиона мира. Пилоты соревнуются не только с гонщиками из других команд, но и со своими напарниками.

Что такое Кубок конструкторов?

Конструкторы, то есть команды Формулы-1 также соревнуются между собой, и получают в свой актив очки, набранные обоими пилотами. В конце сезона проводится подсчёт баллов и команда с наибольшим количеством очков становится обладателем Кубка конструкторов.

Важный момент тут заключается в том, что соперничество между собой даже гонщиков из одного коллектива, по итогу, так или иначе, идёт на пользу команде, которую они представляют.

В чём успех популярности Формулы-1?

Монарший титул этим автогонкам, конечно же, достался не просто так. Тот факт, что за право организовать у себя Гран-при Формулы-1 большое количество стран, буквально, встают в очередь - уже говорит само за себя. Всё дело в том, что Ф1 - это дорогой, успешный, прибыльный и зрелищный вид спорта со своими многолетними традициями и внушительной фанатской базой. Стать страной-хозяйкой одного из её этапов - это честь и ценный довесок к имиджу.

Помимо этого, Ф1 смогла сделать практически невозможное - наряду с высокой популярностью она при этом осталась закрытым сообществом избранных высоких мастеров гоночного пилотирования, команд с заоблачными бюджетами и самое важное - истинных любителей автоспорта.

Надеемся, что данный материал поможет вам лучше понять этот мир высоких скоростей, новейших технологий и сверх модернизированных автомобилей, способных увлекать и бесконечно удивлять.

Фарида Расулова