Постройка лодки из пенопласта. Самодельная лодка из пенопласта. Лодка-матрешка из фанеры

Как правило, каждый конструктор ставит перед собой задачу, чтобы созданное им транспортное средство имело легкий вес, который не сказывался на прочности и функциональности. В этом случае лучшим вариантом является лодка из пенопласта, смастерить которую под силу любому мастеру. На ее изготовление понадобиться некоторое времени, которое будет потрачено не зря. Такое маломерное судно строится из доступных материалов: оно состоит из специальных реек для каркаса, соединенных с композицией из стеклоткани, пенопласта и полиэфирной смолы. Помимо всего прочего, лодка данной конструкции небольшая, портативная, легкая и в то же время непотопляемая. Судно не сложно перевозить на автомобиле или размещать на катере, а в период тихой погоды она отлично выдержит трех взрослых человек, вес которых составляет 250 килограммов или двух взрослых и двух детей.

Итак, в первую очередь для строительства такого судна нужно заняться сооружением болвана. Лучше всего для этих целей использовать рейки и фанеру. По всему верхнему краю болван опоясывают с помощью брусьев, на которых должны присутствовать специальные желобки, нужные для формирования отбортовки-планширя. В кормовом и носовом участке для вклеивания ручек приделывают формочки в количестве 3 штук. Благодаря этим ручкам лодку можно будет без проблем переносить и грузить в авто. Уже на днище крепится киль и несколько стрингеров. Это сможет существенно увеличить устойчивость судна на курсе и продольную жесткость. Очень важно тщательно обстрогать болван, после чего обработать его поверхность при помощи любого жидкого мыла. После того, как полностью высохнет мыло, рекомендовано воспользоваться кусочком суконной материи. Им полируется корпус, а затем повторно наносится слой мыла.

Теперь пришла очередь стеклоткани, которую берут в размере 8 кусочков. Каждый их этих кусков должен быть по 3 метра. А вот для придания конструкции зеленого цвета делают сделать следующее: в полиэфирную смолу добавляется двуокись хрома и отвердитель с расчетом две большие ложки на 20 граммов. Полиэфирная смола в этом составе является связующей субстанцией. Брать ее рекомендовано в количестве одного литра. Что касается формирования туловища лодочки, то оно осуществляется согласно установленному принципу: в связующее вещество замачивают полностью всю стеклоткань, после чего она укладывается таким образом, чтобы киль был перекрытым. Изначально укладку лучше всего осуществлять по одному борту и только потом по второму. Уложить надо три слоя. Если же говорить о всех возникших полостях, то их заполняют пенопластом, являющимся отличным легким и в то же время прочным материалом для этих целей.

Поверху улаживается дополнительный слой ткани. Конструкции нужно дать некоторое время, чтобы она хорошо просушилась. Обычно на этот процесс уходит до четырех дней. По истечении этого срока лодка снимается с болвана. Весь процесс повторяют снова, как в предыдущем шаге, применяя полученный корпус как матрицу. Далее берется пенопласт и из него подготавливаются стенки горизонтальной и вертикальной направленности. Они пойдут на кормовую и носовую банки. Спустя четыре дня корпус вынимают из матрицы, а в отбортовку заформовуется 4 бруска из дерева. Общая длина этих брусков должна составить не более 200 сантиметров. Пенопласт также помещается в ручки. Как только смола полимеризуется, необходимо пройтись по всем острым краям и тщательно обработать их, благодаря чему судно обретет аккуратный и обтекающий внешний вид.

Подуключены в размере двух пар размещают на одной третьей длины от торца и носа. Процесс строительства лодки можно считать полностью завершенным. Данное судно выполнит роль незаменимого помощника на рыбалке. Кроме того, на нем станут незабываемыми и романтичными прогулки по воде вдвоем. Также лодочка станет отличным транспортным средством, на котором с огромным удовольствием будут кататься дети (делать это, конечно, нужно в строгом порядке под присмотром родителей). Кстати, несколько слов следует сказать о том, без чего любое судно на воде не является полностью укомплектованным и готовым к плаванью – о веслах. Для такой самодельной лодки они должны иметь соответствующую длину, равную 1710 сантиметров. Такая длина считается самой наилучшей. Кстати, даже если лодка будет сильно заполнена водой, она в любом случае останется на плаву и будет вести себя на воде устойчиво.

Напоследок следует сказать о том, что любое самодельное транспортное средство перед своим непосредственным использованием требует обязательного испытания. Для этого лодку необходимо вывести на водоем, проверив прочность ее конструкции и то, как она будет себя вести на водной поверхности. Первый заплыв лучше осуществлять без лишних пассажиров, заменив их массу дополнительным грузом. Уже второй раз на судно можно брать людей. Кстати, чтобы лодочка прослужила долгое время не нужно превышать определенный лимит веса, который она может выдержать. И наконец, находясь на борту самодельного судна нужно помнить об основных правилах поведения на воде и ни в коем случае не заплывать на дальние дистанции или неизведанную местность, где имеются пороги и подводные камни. Кроме того, самодельное судно нельзя использовать в непогоду.

Как сделать самодельную лодку из пенепласта . Одна из главнейших задач конструктора любого транспортного средства - сделать его возможно более легким. Разумеется, не в ущерб жесткости и прочности. Если говорить о постройке маломерных судов, то наиболее доступными современными материалами можно считать дюралюминий (для каркаса) в сочетании с композицией из пенопласта, стеклоткани и эпоксидного клея.

Эта технология общеизвестна, и добавить к ней, казалось бы, нечего. Однако я нашел очень простое и дешевое решение, позволяющее при незначительном увеличении массы (всего на 2-4 кг) повысить прочность в несколько раз, попутно добавив и жесткости. Для этого клепаный каркас из дюралюминиевых труб (лыжных палок, уже непригодных кроватей-раскладушек и т. п.) заплетается пластиковым шпагатом (такой часто бывает в хозяйственных магазинах - бухтами по 400 м, массой около 1 кг).

На лодку с наибольшей длиной 4000 мм, наибольшей шириной 1250 мм и наименьшей высотой по миделю от OЛ 490 мм ушло 2 бухты. То есть к массе суденышка сетка добавила всего около 2 кг. Моя лодка с оснасткой под весла, с носовой и кормовой деками и тентом имеет массу около 80 кг. Парусная оснастка с двумя боковыми шверцами в это значение не входят. Не исключена возможность снижения массы при тех же размерах на 10-15 кг, поскольку мною использовано слишком много эпоксидной шпаклевки для вклеивания пенопласта в носовом и кормовом отсеках (для придания плавучести в затопленном состоянии). Пенопластом же изнутри обклеены борта выше КВЛ.

Прочность указанного шнура весьма высока. Изготовленная из него сетка как бы армирует обшивку и придает ей прочность хорошего батута. Само собой разумеется, что для получения такой сетки шнур необходимо плести внатяжку. Возможны два способа использования подобной сетки. При первом после изготовления дюралевого каркаса шнур обвязывают только вокруг стрингеров, как бы повторяя шпангоуты. Затем перпендикулярно им протягивают (через одну - вверх-вниз) продольные нити, то есть параллельно стрингерам. В этом случае сетка образует условную касательную поверхность снаружи каркаса. Далее сетку покрывают пропитанной эпоксидным клеем стеклотканью: 3-4 слоя по днищу, а по бортам выше КВЛ -2-3.

Разумеется, для придания плавучести наполненной водой лодки необходимо в носовой и кормовой частях предусмотреть герметичные отсеки или заполнить их пенопластом. Второй способ хотя и более трудоемок, но позволяет получить наиболее оптимальный результат. Он отличается тем, что сетка образует внутреннюю касательную, скажем, поверхность относительно каркаса. При этом продольные нити сетки обвивают каждый шпангоут, а поперечные - каждый стрингер. Таким образом между стрингерами получаются по всей длине пазы, которые необходимо зашить пенопластом на уровне самих стрингеров.

Для усиления жесткости и дальнейшего удобства при изготовлении обшивки их следует заполнять точно подогнанными полосами пенопласта на клею. Желательно, чтобы полосы были плотно втиснуты между стрингерами и не выпадали. Перед покрытием стеклотканью наружную поверхность надо хорошо выровнять рубанком, драчовым напильником, наждачной бумагой. Ценность второго способа в том, что пенопластовая часть обшивки окажется между прочной сеткой и слоем полученного стеклотекстолита. И еще очень важно: поскольку шпагатом обвязываются все шпангоуты и стрингеры, то каркас и обшивка составляют единое целое.

Изготовить сетчатое усиление (с ячейками 25X25 мм или 30X30 мм) можно за неделю-полторы, если посвящать работе два часа ежедневно. Заплетать сетку вручную непросто, поэтому для удобства работы сделайте челнок, подобный тому, которым вяжут рыболовные сети, или просто палку-моталку шириной 20-25 мм. Длина шпагата на одну заправку должна несколько превышать в одном случае длину шпангоута, а в другом - длину стрингера (плюс отрезок, чтобы можно было закреплять концы). Оба способа предусматривают покрытие эпоксидным клеем как, естественно, наружной, так и внутренней поверхностей обшивки: клей пропитывает шпагат сетки и приклеивает ее к пенопласту.

Изготовленная мною лодка имеет заостренную корму, поскольку предназначена для охоты на большом водохранилище с зарослями камыша. В ней предусмотрены, помимо заполненных пенопластом отсеков, два герметичных багажника. Форштевень, ахтерштевень, гнезда для уключин, крепления для руля - стальные, что несколько утяжелило конструкцию. Кормовая и носовая деки защиты дюралюминием толщиной 2 мм. Каркас имеет 10 шпангоутов и 1 2 стрингеров; киль от «Тайменя-2», снизу усиленный дюралевой трубой 40 мм, изогнутой согласно ординатам чертежа.

Так что при желании уменьшить вес при незначительном ослаблении жесткости можно, сократив количество поперечных и продольных связей, стальных деталей. Деки можно изготовить из пропитанной горячей олифой фанеры (и только по размеру отсеков с пенопластом). Допустимо облегчить и киль. Единственными деталями из стали останутся гнезда под уключины. Масса лодки при этом не будет превышать 65-70 кг.

Так выглядит поперечное сечение лодки-плетенки (А - вариант без обшивки корпуса пенопластом, Б - вариант с пенопластовой прослойкой между сеткой и (стеклотканью). Слева показана одна из ячеек каркаса, заплетенная пластиковым шпагатом.



На этом рисунке показана обшивка лодки-плетенки (изнутри). Хорошо видны дюралюминиевые элементы каркаса лодки, сетка из пластикового шпагата с обвязкой по стрингерам и по мидельной части кипя.

Лодка-плетенка в стадии завершения работ. Киль для нее использован от байдарки «Таймень-2», нижняя часть киля - самодельная. Бак и ют заполнены плотно уложенным пенопластом; бруски верхнего слоя склеены между собой эпоксидной шпаклевкой

Эта самодельная лодка из пенопласта "ловила" рыбу начиная от станицы Рогожкино на Нижнем Дону до Сухой речки под Цимлянским водохранилищем; объездила почти всю реку Маныч и была на Весёловском водохранилище; побывала на реке Тузлов и на Горском перекате реки Дон и т.д..
Лодка маленькая и очень лёгкая, легко поднимается и переносится одним человеком. Внешний вид лодки не впечатляет, но на рыбалке ко мне много раз подходили рыбаки с расспросами как она изготовлена.

Всё начиналось с желания иметь максимально лёгкую лодку для перевозки на машине.
Я перечитал кучу журналов "Катера и Яхты" и решил сделать лодку по традиционным рекомендациям путём построения корпуса из ДВП с последующей оклейкой стеклотканью на эпоксидной смоле.
Этап вырезания заготовок из ДВП прошёл хорошо, скрепление проволокой прошло хуже так как вся конструкция расползалась не держа нужную форму.
После некоторого применения природной смекалки будущая лодка красиво показывала дно небу.
Пришло время наклеить стеклоткань.
После нескольких попыток замечательная конструкция была разрушена с невиданной скоростью.
Чтобы наклеивать стеклоткань эпоксидной смолой необходимо иметь навыки, которых у меня не было так же как и мыслей зарабатывать деньги изготовлением лодок.

В момент уничтожения будущей лодки в голове родилась очень простая мысль, которая максимально быстро была воплощена в материальный вид.

Контент перенесён с убитой насмерть страницы "Самодельные лодки для рыбалки"
Ожидается серьёзное редактирование.
Сегодня май 2016

Как сделать лодку из пенопласта своими руками

Был куплен листовой пенопласт и, только появившаяся в продаже, строительная пена.
Пенопласт был порезан на нужные куски, скручен шурупами и склеен пеной.
Результат великолепен.

Лодка из пенопласта:

  1. абсолютно непотопляемая,
  2. очень мало весит,
  3. легка на вёслах.

Лодка не очень красива:), но главное не красота а практический эффект.
Вполне вероятно, этот рассказ подтолкнёт чью-то мысль в правильном направлении.
Лодка давно лежит без дела во дворе. Вполне вероятно, что ещё пригодится.

  • Длина лодки 260 см.
  • Высота борта 34 см.
  • Ширина 100 см.
  • Толщина пенопласта: борт 50 мм. дно 70 мм.

В корме и в носу были прикручены шурупами доски. Они сгнили от старости.







Лодку как транспортное средство часто используют люди, которые живут рядом с водоемами. Иными словами лодка для них является кормилицей. При помощи лодки можно выходить на водоем и заниматься ловлей рыбы, как для собственного использования, так и для продажи. Помимо этого в регионах, где плохо развита сеть транспорта, лодка становится единственным транспортом, благодаря которому можно добраться до другого населенного пункта, если пусть к нему проходит через водоем.

Производство лодок – это затратный и трудоемкий процесс, как и по времени, так и по вложению ваших сил, а также конечно и финансово. В старинные времена постройка лодки обходилась в состояние. Сейчас же, когда есть возможность приобрести недорогие и новые материалы, то лодку можно сделать весьма быстро и без больших затрат.

Наиболее распространенным материалом для постройки лодки является пенопласт. Лодка из пенопласта своими руками не прослужит длительного времени, ее хватит на несколько сезонов, но и стоит она не так дорого. Подобного типа лодка прекрасно подойдет для ловли рыбы, перевозки грузов и пассажиров по воде. Помимо этого такое транспортное средство никогда не утонет, а это огромное достоинство.

Почему выбор пал именно на пенопласт?

Пенопласт является материалом, основным сырьем, для производства которого используется полимер, имеющий внешний вид вспененного состава. При помощи того что большая часть пенопласта это воздух, он имеет малую массу. Так что он прекрасно держится на воде. Он является идеальным материалом для того, чтобы построить лодку.

Основные достоинства:

  • качества изоляции. Структура пенопласта способствует тому, чтобы он был просто идеальным изолятором. Это весьма важно для постройки лодки. Она никогда не пропустит жидкости вовнутрь, если все скрепить правильно и герметично;
  • высокий уровень плавучести. Благодаря большим объемам и в то же время небольшому весу, пенопласт можно назвать непотопляемым, его сила, которая противодействует силе выталкивания, не будет иметь больший показатель;
  • простой в обработке. Строение и структура данного материала позволяет легко его обрабатывать;
  • полностью безвреден для людей, если не поврежден;
  • дешевый в производстве.

Основные негативные стороны:

  • с легкостью разрушается. Наравне с легкой обработкой, пенопласт также просто можно разрушить либо повредить. Данный материал не способен выдержать механических воздействий даже малой силы и полностью разрушается;
  • потому как пенопласт никак не может повлиять на микроорганизмы, в определенных местах, где данный материал неплотно прилегает к поверхности, где закрепляется, возможно, образование бактерий;
  • при горении выделяет токсины.

Из-за своих преимуществ, и даже с учетом недостатков, пенопласт является широко используемым материалом для множества задач. И лодка своими руками из пенопласта не является исключением. Все достоинства данного материала можно использовать для изготовления лодки. Любые из недостатков пенопласта можно компенсировать при помощи технологических решений.

Составные части лодки

Конструкция лодки, которую вы собираетесь сделать собственноручно дома, если у вас есть все нужные материалы, будет иметь такие части:

  • каркас;
  • основная обшивка;
  • обшивка внутри;
  • обшивка с внешней стороны.

Каркас является скелетом лодки, к нему будут прикрепляться все детали. Каркас определит вместительность и форму лодки. Помимо этого от уровня прочности самого каркаса будет зависеть и прочность лодки в целом.

Основная обшивка – это конструкция из пенопласта. Данный элемент будет отвечать за то, как пласредство будет держаться на воде. Все детали обшивки должны располагаться плотно друг к другу, чтобы полностью исключить попадание воды в лодку.

Обшивка внутри является элементом конструкции, которую устанавливают изнутри судна, и изначально она является защитой пенопласта от разных повреждений. Обшивка внутри должна иметь высокий уровень прочности и жесткости, чтобы грузы либо люди, находящиеся внутри не смогли повредить ее, и, конечно же, пенопласт.

Обшивка снаружи выполняет функцию гидроизоляции лодки, если пенопласт закрепляется не герметично, а еще, как и обшивка внутри защищает плавсредство от повреждений. Данная обшивка кроме высокой прочности должна иметь и водонепроницаемые свойства.

Изготавливаем каркас

Для изготовления каркаса плавательного средства, в качестве основы которого берется пенопласт, необходимо приготовить такие материалы:

  • бруски дерева;
  • шурупы и гвозди;
  • инструмент для работы с деревом;
  • приборы измерения.

После того как вы определитесь с формой и внешним видом лодки, здесь стоит учитывать задачи, которые она будет выполнять, исходя из этого можно приступать делать каркас. Каркас является основой, на которой будут закрепляться остальные детали. Он должен быть наиболее прочным, стойким к ударам и крепким.

Каркас можно сделать любой формы, все зависит от того, для чего вам необходимо судно. Изначально следует сделать замеры всех деталей. Потом распилить бруски на нужные вам детали для каркаса. Затем все детали необходимо собрать вместе как конструктор. В большинстве случаев в качестве крепежа используют гвозди или шурупы, либо комбинируют эти крепления.

Совет

Для более крепкой фиксации в местах, где крепятся бруски можно дополнительно закрепить и планки из металла. Это поможет увеличить уровень прочности каркаса.

Каркас готов, теперь можно начинать следующий этап изготовления.

Основная обшивка

Основная обшивка не просто так называется основной. Данная деталь всей конструкции является основой того, станет ли лодка плавать либо нет. Эта составляющая даст жизнь плавательному средству и даст возможность крепко держаться на воде.

Как основную обшивку мы будем брать пенопласт. Выше уже было рассказано про его достоинства и недостатки.

Для изготовления понадобится:

  • сам пенопласт, точнее несколько его листов, ширина которых должна составлять от 5 до 10-ти см;
  • нож для того чтобы можно было разрезать пенопласт. Также резать пенопласт можно при помощи горячей проволоки;
  • клей, чтобы соединять детали обшивки;
  • инструменты для измерения.

Изначально необходимо сделать все измерения по площади каркаса, которая будет обшиваться пенопластом. После чего замеры переносятся на пенопласт. Потом разрезаем листы по вашим меркам. Не забывайте про углы, под которыми вы будете закреплять пенопласт, конечно, если дно и борт не будут располагаться перпендикулярно.

Для того чтобы скрепить листы пенопласта следует применять клей. Наиболее простым и не дорогостоящим вариантом будет ПВА, но он не прослужит долго, по сравнению с распыляемым либо специальным клеем, который предназначен для склеивания пенопласта в производстве. Все эти виды клеев можно купить в строймагазинах.

Важно!!!

Для того чтобы склеить детали между собой необходимо намазать клеем места склеивания и плотно прижать один к другому и подождать определенное количество времени, которое указывается на упаковке клея.

Для закрепления обшивки на каркас можно применять клей либо гвозди с широкими шляпками, чтобы уменьшить давление на сам пенопласт и крепче его закрепить. Шляпки для гвоздей можно сделать самим, вырезав их из листа тонкого железа.

Обшивка внутри

Обшивка внутри, как уже было сказано выше, станет защитой для основной обшивки. Данная деталь способна защитить детали из пенопласта от повреждений изнутри лодки.

Для обшивки внутри можно использовать дерево: доски либо фанеру. Такие материалы прекрасно справятся с задачей защиты.

Когда есть все что вам нужно, необходимо начинать изготовление лодки. Измеряйте внутреннюю площадь лодки, которую вы собираетесь покрывать обшивкой. Нужно покрывать и дно, на которое вы будете ставить грузы, и становиться сами. Еще профессионалы рекомендуют покрывать и борты снизу.

Если у вас достаточное количество материалов, то можно обшить всю внутреннюю часть лодки.

После того как все измерения сделаны, необходимо распилить подготовленный материал на необходимые вам детали. Потом закрепляем их изнутри. Закрепляются они с применением гвоздей либо клея.

Обшивка внутри должна быть достаточно крепкой, чтобы под большим весом она не прогибалась, и не повредился пенопласт.

Обшивка снаружи

Такая делать как обшивка снаружи, можно и не обустраивать на лодке, если пенопласт склеен достаточно герметично, и вы точно знаете, что будете плавать в тех местах, где пенопласт точно не сможет повредиться с наружной стороны. Если подобные условия не будут соблюдаться, то в обязательном порядке нужно делать обшивку.

Изначально в местах, где есть вероятность пробоины, необходимо поклеить фанеру либо другой похожий материал. Просто следует изготовить из фанеры походящие детали и приклеить их на пенопласт по всему судну.

После этих действий, если имеются подозрения того, что лодка может быть негерметичной, необходимо обшить ее с использованием водонепроницаемого материала. Чтобы сильно на него не тратиться, можно использовать брезент либо полиэтилен.

Наверное, некоторых любителей может заинтересовать мой опыт постройки картоп-мотолодки для автомобилистов из наиболее доступного в наших магазинах материала - пенополистирола. Согласитесь, идея новая: если известны, то мотолодок из этого материала до сих пор, вроде бы, еще не делали.

Я давно, со студенческих лет, мечтал построить что-то плавающее, а когда через сборник «Катера и яхты» познакомился с проектом Уффа Фокса, мои мечты приняли целенаправленный характер.

Когда я взялся за дело и собрал все необходимые материалы, до конца отпуска оставалось три недели. Пришлось поставить перед собой задачу уложиться с постройкой лодки в две недели - по всем меркам очень жесткий срок.

В качестве «стапеля» использовал три широкие доски, установленные на ровной площадке 3х2 м.

На изготовление корпуса ушло 9 плит пенопласта 1,5х1 м; при покупке его я придирчиво выбирал более или менее одинаковые плиты толщиной около 40 мм. Материал корпуса отлично пилится обычной ножовкой и режется острым ножом. На выклеивание корпуса, обработку его по обводам, заданным чертежом, и шлифовку ушло три дня, причем от начала до конца все пришлось делать одному, без чьей-либо помощи.


слева - с носа, справа - с кормы


Сначала изготовил борта с боковыми лыжами, затем отдельно - среднюю, килеватую часть днища (тут потребовалось сделать подобие шаблона: две доски длиной 2,5 м приколотить под нужным углом к третьей).

Укладываемые плиты склеивал между собой универсальной эпоксидной смолой ЭДУ, скрепляя их деревянными сосновыми нагелями. В борта по всей длине вклеена сосновая рейка 30х15. На носовую палубу наклеена фанера толщиной 5 мм. Накладка на транец вырезана из фанеры толщиной 12 мм. Для утолщения транца с внутренней стороны и на подкрепление кормовой переборки кокпита пошла фанера толщиной 10 мм. Соединение с транцем подкреплено четырьмя латунными шпильками Ø6 мм.


(сеч. по миделю)


Вместо рымов прикрепил к транцу и носовой палубе по две оконные ручки и после этого приступил к оклейке корпуса и снаружи и изнутри стеклотканью в один слой. Использовалась стеклоткань редкого переплетения толщиной 0,5 мм. Раскраивал ее так, чтобы при укладке внахлест на всех лыжах и в средней части внутри кокпита получились по два слоя. Всего пошло 20 м стеклоткани. После отверждения эпоксидной смолы корпус прошкурил крупной и мелкой шкуркой и окрасил слоем смолы с пигментом. Окончательно лодка была окрашена нитрокраской того же цвета, что и этот декоративный слой смолы.

Общий расход эпоксидной смолы на всю постройку составил около 18 л (25 кг), отвердителя - 2 л.

Для крепления ветрового стекла использовал алюминиевый угольник 25х25 и дюралевые трубки, купленные в магазине «Хозтовары» (крепление шторки в ванной).

Под мотор на транец сделал две накладки из дюраля толщиной 3 мм, под которые проложен слой резины толщиной 1,5 мм для гашения вибрации.

На восьмой день была готова! Вес получился около 60 кг, что позволяет перевозить ее на верхнем багажнике легкового автомобиля.

При первом же выходе на испытания лодки я ощутил все достоинства саней Фокса. Лодка легко выходит на глиссирование (правда, с большим первоначальным дифферентом) как с одним, так и с двумя человеками на борту. На полном ходу дифферент около 5°. Скорость под «Ветерком-12» со штатным винтом при полной проектной загрузке (200 кг, не считая веса мотора и бачка с топливом) составила 32 км/ч. С одним человеком на борту скорость возрастает до 36 км/ч. Замеры сделаны по секундомеру и километровым столбам в Новоладожском канале.

Когда идешь один, ощущается превышение номинальных оборотов коленвала: явно необходимо ставить винт с большим шагом. При снижении оборотов до средних мотолодка продолжает глиссировать вплоть до скорости 18-20 км/ч.

Ход легкий, без носовых брызг и волн. След малозаметен. Несмотря на малые размеры, пенопластовая моторка легко преодолевает волну высотой до 0,5 м. Удары корпусом о волну мягкие. Проводил я испытания и на крутой волне высотой до 1 м в истоке Невы - в районе от поселка им. Морозова до Петрокрепости. По попутной волне - по ветру - шел на средних оборотах, глиссируя, прыгая с гребней во впадины. Навстречу волне шел уже на малых оборотах. Вернулся на стоянку сухим.

Производились испытания и на прохождение волн от встречных крупных катеров и даже грузовых судов типа река-море. Без снижения скорости лодка проходит одиночные большие волны отлично! В кокпите - ни капли воды.

Лодка устойчива на курсе: можно на полном ходу бросать румпель даже при небольшом волнении и при ходе под любым углом к направлению волн. Радиус циркуляции на полном ходу около 30 м.

Хорошо сказываются наличие резиновых прокладок и низкая звукопроводность материала корпуса: никакой вибрации, шум от работающего мотора как бы уменьшается.

Остойчивость картоп-мотолодки вполне достаточна. На стоянке оба человека могут садиться на один борт, не опасаясь перевернуться. Единственный недостаток, который я обнаружил, состоит в том, что лодка очень чутко реагирует на перемещение центра тяжести в поперечном направлении при движении на полном ходу. Например, при пересадке пассажира с одного борта на другой она рыскает в противоположную сторону. Это я объясняю малыми размерами мотолодки.

Прочности, вопреки высказываниям скептиков, также оказалось с избытком. Волочил я лодку по гальке и камням: следов на корпусе нет, если не считать нескольких царапин на краске.

Все бывшие противники пенопласта изменили мнение. Не успел я завершить испытания, посыпались предложения продать лодку, просьбы сделать такую же. А самый упорный спорщик, советовавший укрепить борта и лыжи 60 миллиметровым угольником, заказал чертежи 4,5-метрового катера из того же материала.

Мною уже разработаны проекты 3,5- и 4,5-метровой мотолодок. Принцип и схема постройки те же. Увеличены лишь ширина и высота борта до 1,58х0,5 м и 1,66х0,6 м соответственно, глубина тоннелей (до 200 мм) и ширина бортовых лыж (до 160 мм).

Основными достоинствами данного материала считаю доступность, простоту постройки и огромный собственный запас плавучести (для 3-метровой лодки запас плавучести получается 400 кг!). Пенополистирола в магазинах - навалом. Унифицированный эпоксидный клей ЭДП - тоже не дефицит. Не вижу я особых препятствий и для того, чтобы запустить в серийное производство универсальную лодку-картоп из пенопласта: особых производственных мощностей для этого не потребуется.

А. В. Варламов, «Катера и яхты», 1981 г.