Виды тахографов допущенных к применению. Автомобильный тахограф. Устройства на грузовых автомобилях

«Утверждение требований к тахографам, устанавливающимся на колёсные ТС», с 1 января 2018г. все автомоторные ТС, относящиеся к категориям N2, 3 и M2, 3, использующиеся для транспортировки грузов и перевозки пассажиров на дорогах РФ, должны быть оборудованы цифровыми измерительными устройствами с модулем СКЗИ.

Соответствие маркировок ТС, указанных в Европейской конвенции о дорожном движении с рекомендуемыми ЕЭК ООН:

Эксплуатация ТС, не оборудованных такими приборами, функционирующими в соответствующем режиме, запрещена. Такими образом, использование разрешённых в «Об утверждении порядка оснащений ТС тахографами», аналоговых устройств, не допускается.

Что это такое

Контрольно-измерительное бортовое устройство, ставится на транспортные средства определённой категории. Предназначен для регистрации скоростных параметров, контроля за соблюдением РТО водителей и членов экипажа. Именно так в большинстве случаев характеризуется официальное наименования прибора.
Если говорить проще, это своеобразный аналог авиационного черного ящика в котором записываются основные сведения.
Однако, более подробные характеристики и свойства устройства можно узнать только после подробного ознакомления. Следует подчеркнуть, что условия установки, эксплуатации и технического обслуживания прописаны в ряде нормативных и законодательных документов и строго контролируются государством. Данные действия осуществляются в соответствии периодических проверок осуществляемых уполномоченными сотрудниками.

Комплектация прибора

Как сказано ранее, измерительный прибор нужен для осуществления беспрерывного контроля и мониторинга за ТС и экипажем. В его конструкции можно выделить ряд следующих компонентов:
  1. Дисплей на котором отображаются сведения.
  2. Клавиши, обеспечивающие возможность управления и взаимодействия.
  3. Принтер для распечатки контрольных лент с накопленной информацией.
  4. Считыватель тахографических карт идентифицирующих водителя, предприятие или мастера, осуществляющего обслуживание прибора.
  5. GPRS модем, предающий накопленные сведения на закреплённый сервер, где они сохраняются на несколько лет.
  6. Блок СКЗИ (НКМ).
  7. Приёмник сигналов Глонасс для выполнения глобального позиционирования.
Помимо этого, функциональность устройства обеспечивается связанной работой ряда отдельно установленных элементов, автомобиля:
  1. Карта тахографа с электронным чипом.
  2. Датчик скорости.
  3. Антенны, предназначенной для принятия и передачи сигнала.
  4. Комплект эксплуатационных деталей, предназначенных для соединения элементов устройства и их монтажа.
Принцип их работы заключается:
  • в передаче электромагнитных импульсов с датчика скорости, расположенного в коробке переключения передач на тахограф;
  • он, в свою очередь обрабатывает их и откладывает на собственную внутреннюю память, карту водителя, а так же передаёт сведения путем GSM/ GPRS сигнала;
  • подключение прибора осуществляется штатной автомобильной проводкой или CAN шиной.
Следует подчеркнуть, что карты водителя, устройства, предприятия и мастерской имеют определённый срок действия. Поэтому необходимо периодически проверять эти сроки. В случае, если карта тахографа будет просрочена, работать устройство сможет, но без записи сведений, за что в случае выявления водитель получит штраф.

Кому нужно устанавливать

Условия, касающиеся обязательного оснащения ТС тахографами прописаны в упоминавшемся ранее приказе № 36, однако в документе нет точных сведений о перечне. Здесь присутствует только ссылка на Приказ Минтранса № 273 от 21 августа 2013г. с корректировками, внесёнными 2 декабря 2015г. в п. 3. Приводится полный список колёсных транспортных средств, относящихся к данным условиям:
  1. Автобусы категорииM2 и 3, предназначенные для перевозки пассажиров. Не относится к использующимся для осуществления городских и пригородных регулярных рейсов.
  2. Автомобили, относящиеся к категории N2 и 3, применяющиеся для перевозки опасных грузов.
  3. ТС из категории N3, с массой более 15 тонн, предназначенные для междугородних перевозок.
  4. ТС категории N3, с массой более 15 тонн, использующиеся для транспортировки грузов, не относящихся к опасным.
  5. ТС категории N2, применяющиеся для перевозки грузов, не являющихся опасными.
  6. ТС, категории N2, 3, M2 и 3, на которые тахографы установлены производителем до 01.04.2014г.
Таким образом под действие перечисленных условий попадают практически все грузовые автомобили более 3,5 т. и автобусы, использующиеся не для личных нужд. С целью полного раскрытия предоставленной информации следует добавить документ, нормирующий характерную принадлежность ТС к той или иной категории. Раскрывается данное условие в «Механические ТС и прицепы. Классификация и определение», гл. 3 и 4. Необходимо подчеркнуть, что информация, приведённая ранее полностью соответствует условиям Европейской Конвенции о дорожном движении, рекомендуемой ЕЭК ООН.

Какие устройства разрешены в России и Европе

Прежде всего следует отметить, что для эксплуатации ТС на территории разрешено использовать только , отвечающие требованиям одноимённого Приказа № 36.
Подробные условия прописаны в приложении II «Категории и виды ТРС, оснащаемых тахографами».
Таким образом, для передвижения по российским дорогам автомобиль должен быть укомплектован цифровым записывающим устройством, оснащённым блоком СКЗИ:

Помимо этого, допускается применение устройств, предназначенных для передвижения по европейским дорогам (ЕСТР), при условии наличия карточки международного перевозчика, оформленной на ТС. Для осуществления пассажироперевозок и транспортировки грузов, ТС должно соответствовать требованиям «Положения о допусках русских грузоперевозчиков к международным перевозкам», утверждённому постановлением Правительства № 730 от 16.10.2001г. Согласно приведённому документу, ТС, оснащённые тахографами ЕСТР могут использоваться, как для передвижения по российским дорогам, так и по зарубежным. Отечественные, с блоком СКЗИ – только для езды в пределах страны. Допускается использование моделей тахографов с блоком СКЗИ только из перечня, утверждённого ФБУ «Росавтотранс» (rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/equipment-info/tachograph/). Ознакомиться с ним можно перейдя по приведённой ссылке или в таблице, представленной далее. Таблица 1. Перечень тахографов СКЗИ, эксплуатируемых на территории РФ.

Модель Производитель Адрес производства
«ШТРИХ-ТахоRUS» SM 10042.00.00-13 ООО «НТЦ Измеритель» Москва
«Касби DT-М» АО «КЗТА» Калуга
«Меркурий ТА-001» ООО «Астор Трейд» Москва
«DTCO VDO Continental» ООО «Континентал Аутомотив РУС» Москва
«ТЦА-02НК» ЗАО «Измеритель авто» Смоленск
«Атол Drive 5» ООО «Атол Драйв» Москва
«ШТРИХ-ТахоRUS» SM 10042.00.00-14 ООО «НТЦ Измеритель» Москва
«Efas V2 RUS» ООО «Интеллик РУС» Калининградская область, посёлок М. Исаково
«ТЦА-02НК» в исполнении «У» ЗАО «Измеритель авто» Смоленск
«Drive Smart» ООО «Атол Драйв» Москва
«Микас» ООО «НПП Итэлма» Москва
Данный перечень является окончательным и утверждённым по состоянию на начало 2018г. Сведения, касающиеся списка разрешённых к использованию устройств ЕСТР, на сайте ФБУ «Росавтотранс» тоже есть (rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-eu/equipment-info/tachograph/). В него включены следующие модификации устройств:
  1. «Stoneridge».
  2. «SE 5000 Exact».
  3. «SE5000 Exact Duo».
  4. «SE5000 Exact Duo 2».
  5. «Continental DTCO 1381».
  6. «Efcon Efas-3».
  7. «Intellic Efas-4».
  8. «Actia Smar Tach».

Стоимость тахографа с СКЗИ с установкой

Прежде чем говорить о стоимости устройств и их установке следует заметить, что в соответствии с и аналогичной записи «Положение о лицензировании» должен быть допуск к обслуживанию приборов. Исходя из представленных документов, осуществлять работы, связанные с установкой, активацией, обслуживанием и утилизацией криптозащитных средств (блоков НКМ) имеют право организации, получившие лицензию ФСБ, представленную на фото.

Ознакомиться со списком мастерских в соответствии с регионом РФ, можно на официальном сайте Росавтотранса (rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/workshops/). Все компании, приведённые в данном перечне осуществляют реализацию и любые виды обслуживания тахографов, поэтому купить интересующую модель можно непосредственно на месте. Стоимость изделий варьируется в небольшом диапазоне, отличающемся в зависимости от комплектации и технических характеристик устройств. Ознакомиться с ориентировочными ценами можно далее. Таблица 2. Стоимость тахографов СКЗИ с установкой. Ориентировочная стоимость устройств приведена из прайс-листа одной из московских мастерских, по состоянию на начало 2018 г. В других сервисах величина может иметь другое значение. Помимо этого следует привести цены на сопутствующие товары и услуги:

  1. Карта водителя (ЕСТР – 4 200, СКЗИ – 2 100 руб.).

  2. Карта мастерской (ЕСТР – 4 200, СКЗИ – 2 100 руб.).

  3. (ЕСТР – 4 200, СКЗИ – 2 100 руб.).

  4. Калибровка с выдачей сертификата – 2 000 руб.

  5. Поверка с оформлением свидетельства – 2 000 руб.

    Сколько можно работать по прибору

    Условия, затрагивающие РТО водителя прописаны в , редактирующегося в последний раз 7 ноября 2017г. «Об утверждении обеспечения безопасности транспортировки пассажиров и грузов…». В соответствии с приведённым документом происходит формирование графика рабочей смены. Из основных принципов, раскрывающихся в нормативе можно отметить ряд следующих:
    1. Одна смена не должна быть более 9 часов в одни сутки. В некоторых случаях разрешается продолжительность до 10 часов, при условии повторения не более 2 раз за 1 неделю.
    2. Каждые 4 часа, проведённые за рулём, водитель должен делать остановки, не менее чем на 45 минут.
    3. Максимальная продолжительность пятидневной рабочей недели не должна превышать 40 часов, шести дневной – 42.
    4. Время, отведённое на охрану целостности груза, тоже является рабочим временем. Расчёт осуществляется по специальной схеме, где полученная величина делится на 3.
    5. При осуществлении междугородних перевозок, разрешается увеличивать длительность рабочей смены до 12 часов, при условии последующего полноценного отдыха. Такое условие нужно для того, чтобы водитель смог доехать до места, где сможет полноценно восстановить свои силы.
    Для примерного ознакомления можно привести таблицу с распределением действий водителя в течение всей смены. Таблица 3. График рабочего дня.

    Правила пользования в Европе

    Поверхностно можно сказать, что езда с тахографом по европейским странам практически не отличается от российских условий. Общий смысл один и тот же: все действия водителя должны фиксироваться в памяти устройства. А режим рабочего времени и отдыха в обязательном порядке соблюдается в соответствии с нормами, прописанными в касающемся работы экипажей ТС, осуществляющих международные автомобильные перевозки. Выборочный анализ документа позволяет определить основные нюансы, которых должен придерживаться водитель:
    1. Длительность рабочей недели может быть увеличена до 10 часов, ст. 6.1.
    2. Каждые 4,5 часа должна делаться пауза, длительностью не менее 45 минут, ст.7.1.
    3. Обеденный перерыв можно заменить короткими перерывами по 15 минут, ст. 7.
    4. По истечении 6 рабочих смен, водитель должен получить еженедельный отдых, ст.8.3.
    5. В течение суток, работник должен получить время для непрерывного отдыха в размере не менее 11 часов, ст. 8.1.
    6. Каждое сокращение отдыха должно компенсироваться равным отрезком, ст. 8.3.

    Штрафы за отсутствие или нерабочее состояние устройства

    Проверить наличие, работоспособность, соблюдение ПДД и РТО, в соответствии с регламентирующими документами имеют право только сотрудники некоторых государственных структур. В первую очередь это касается ГИБДД. Инспектор руководствуется «О дополнительных мерах безопасности дорожного движения». Кроме него полномочия к проверке есть у следующих представителей государственных структур:
    1. Роспотребнадзор в соответствии с «Утверждение надзора в транспортной сфере». Контролировать работу водителей могут сотрудники Госавтонадзора по приказу своего руководства «Положение осуществления контроля по надзору в сфере автомобильного транспорта».
    2. Роструд, в соответствии с «Утверждение положений службы труда и занятости».
    Любое из должностных лиц вправе наказать нарушителя по «Управление ТС или выпуск на линию…». Штрафы ГИБДД, Роспортебнадзора или Роструда будут зависеть от условий обнаруженного нарушения и применяться как в отношении водителя, так и должностного лица, выпустившего автомобиль за пределы территории предприятия. С начала 2018 г, требования касающиеся грузоперевозок снова ужесточились. Это явно просматривается при сравнении условий, действующих ранее и введённых после нового года. Однако, во всём этом наблюдается стремление Правительства РФ снизить аварийную ситуацию на российских дорогах, снизив вероятность засыпания водителей дальнобойщиков от усталости. Данная мера используется по европейскому опыту, так как в странах Евросоюза, такие условия уже введены и наблюдается меньшее количество ДТП в сравнении с ранними периодами.

    Видео: Карты водителей и работа с тахографом. Инструкция.

Несмотря на то, что в течение последнего времени тахографы стали активно устанавливать на коммерческом автотранспорте, многие автоперевозчики относятся к ним с недоверием. Мол, обяжут всех приобрести, выкачают деньги, а потом отменят. Но судя по настойчивым действиям и ужесточению требований к автоперевозчикам со стороны Минтранса, нужно поскорее привыкать работать в изменившихся правилах игры. Лучшее средство адаптироваться к новым реалиям – разобраться, что такое тахограф и изучить его виды и отличительные характеристики от других бортовых устройств. Штатных или дополнительных.

В том то все и дело, что государство в лице Минтранса, вложило немалые средства на реализацию тахографического контроля на автотранспорте. И первыми, кто попадает под обязательную установку такого прибора в кабине, стали коммерческие грузовики и автобусы. Министерство транспорта даже , состоящий из четырех категорий автотранспорта, на котором присутствие такого прибора как тахограф обязательно. Но об этом – в следующей статье. А пока давайте рассмотрим сам прибор и его особенности.

Что такое тахограф

Первые тахографы появились в Европе в семидесятых годах прошлого столетия. Изначально они задумывались как приборы для контроля и записи показаний о пройденном пути и скоростном режиме автомобиля. Все эти данные привязывались ко времени, проведенному в дороге. Возможно поэтому, многие часовые заводы и выпускали подобные бортовые самописцы. Прибор подстраивали под круглую форму спидометра, с которым его синхронизировали. Все поступающие данные записывались в виде диаграммы.

Изначально они задумывались как приборы для контроля и записи показаний о пройденном пути и скоростном режиме автомобиля

По истечении довольно короткого времени было замечено, что аварийность среди автомобилей, оснащенных тахографами, значительно ниже. Когда с помощью бортового самописца стало возможным проследить и регламентировать рабочее время водителей, многие европейские страны объединились и подписали договор об обязательном их использовании на грузовом и пассажирском автотранспорте. Это соглашение называется ЕСТР. В середине девяностых годов прошлого века Россия тоже присоединилась к нему и обязалась выполнять его требования. Обязательное оснащение тахографами российского грузового и пассажирского автотранспорта является требованием международного уровня и отменять его в России не будут.

Современные тахографы фиксируют не только скорость и пройденный путь за определенный промежуток времени. Они отражают и время, проведенное водителем за рулем, отмеривают промежутки отдыха и прочей работы, например, ремонт или загрузка/выгрузка товара.

Какие существуют виды тахографов

Основное деление тахографов на виды пришло с цифровыми технологиями. Сейчас различают два основных вида бортовых самописцев.

  • или, как их еще называют, электронно-механические. По сложившейся традиции, эти приборы фиксируют информацию на круглые бумажные диски Производители усовершенствовали запись информации на бумагу. Вместо чернил, игла наносит царапины по пластиковому покрытию диска, снимая с него защитный слой оксида цинка, и вскрывает нижний слой, окрашенный в черный цвет. Графы и диапазоны, нанесенные на поверхности диска, показывают всю картинку движения автомобиля, что называется, «лицом». Диски нужно менять через каждые 120 – 150 км пробега и хранить для отчетности. В зависимости от формата изготовления, аналоговые типы тахографов бывают:
    1. круглой формы, которые предназначены для установки в панель приборов. Как правило, они совмещаются со спидометром и имеют дополнительные информативные окошки. Режимы выставляются вручную путем переключения тумблера. Такие приборы больше напоминают механические устройства, а чтобы поменять диск, нужно каждый раз открывать крышку панели приборов;
    2. прямоугольной формы. Этот тип тахографов устанавливается в штатное гнездо для радиоприемника или автомагнитолы. Диск размещается на выезжающей каретке, а информация о скорости времени и режимах работы отображается на табло. Кнопочная регулировка самостоятельного электронно-механического прибора избавляет автовладельца от замены спидометра на тахограф и выгодно отличает его от предшественника.
  • Цифровые тахографы – это второй из основных видов. Он подключается не только к питанию и спидометру автомобиля, но и к CAN-шине. Полученная информация записывается в блок памяти прибора и сбрасывается в виде распечатки на встроенной термобумаге либо на пластиковую карточку.

Типы или подвиды цифровых тахографов

Среди цифровых тахографов также произошло разделение на типы или подвиды. Это обусловлено различиями в подходе к проблеме тахографического контроля и удобстве использования прибора.

  • Первый подвид цифрового тахографа – это оцифрованный вариант электронно-механического устройства, который вполне устраивает европейских автоперевозчиков. Ввиду относительно небольших расстояний, закодированная информация может храниться в его памяти до 28 дней. Потом ее надо обязательно сбросить в виде отчета либо на электронную карту, подключенную к нему, либо в виде бумажной распечатки. Эти параметры достаточны, чтобы соответствовать требованиям ЕСТР.
  • Когда к Соглашению присоединилась Россия, то наши производители внесли свои коррективы в устройство и оснастили его дополнительным блоком шифрования. Объем закодированной информации и функции самого тахографа значительно расширились. ЕСТР разрешил использовать такие виды цифровых тахографов, но только не на территории Евросоюза. Защищают своего производителя, вот и все. Наши тахографы с блоком криптографической записи информации (СКЗИ) могут хранить ее до 365 дней.

Любой из видов цифровых тахографов в обязательном порядке должен быть подключен к датчику скорости.

Оба вида тахографов, и с ЕСТР, и с СКЗИ были разрешены для применения в РФ до начала 2018 года. Однако, начиная с середины 2014 года, в России проводилось поэтапное введение цифровых тахографов на грузовом и пассажирском автотранспорте. Согласно 348-му Приказу Минтранса, с началом июля 2016 года использование приборов стандарта ЕСТР для внутрироссийских перевозок запрещено. Наличие в кабине самописца несоответствующего образца рассматривается как его полное отсутствие и наказывается

Какие тахографы допущены к применению в России

Российские приборы надежнее следят за сохранностью информации и фиксируют любые попытки несанкционированного вмешательства в свою работу. Блок СКЗИ фиксирует все, что происходит с прибором и вмешаться в этот процесс невозможно. Минтранс разработал перечень тахографов, допущенных к применению на территории РФ. В Европу с таким прибором выезжать нельзя.

Минтранс разработал перечень тахографов, допущенных к применению на территории РФ

Для своего грузового или пассажирского колесного транспортного средства, желательно ознакомиться с этим перечнем. Тщательное изучение или сравнение технических характеристик и возможностей каждой из предложенных моделей цифрового тахографа с СКЗИ позволит вам наилучшим образом подобрать прибор и адаптировать его под свои нужды/возможности.

Так как карта водителя привязана к конкретной модели прибора, то лучше оснащать свой автопарк одной моделью тахографа. Это позволит сэкономить деньги на выпуск карт водителя и предприятия.

Перечень моделей тахографов с СКЗИ, допущенных к установке ФБУ Росавтотранс, состоит из отечественных моделей. Если автоперевозчик использует свои машины исключительно для международных рейсов, то ему следует установить тахограф по стандарту ЕСТР, который, в свою очередь, допущен российским Минтрансом. Российские тахографы отличаются от собратьев ЕСТР кодом шифрования. Использование карты от прибора ЕСТР для самописца из перечня ФБУ может привести к порче либо карты, либо тахографа.

Основные отличия тахографа от других приборов и систем

Вы можете спросить, чем же тахограф отличается от тахометра? Почему нельзя было привязаться к его показаниям? Тахометр только показывает количество оборотов, которое считывается с датчиков и выводится на стрелочный или цифровой индикатор. Он не привязан ни ко времени, ни к пройденному пути, ник скорости. А это основные данные, на которых строится подсчет рабочего времени и нарушений режимов тяжелого труда водителей.

Если вы спросите, чем отличается тахограф от ГЛОНАСС и почему нельзя глобальную систему связи использовать вместо самописца, ответ будет прост. ГЛОНАСС только фиксирует местоположение автомобиля. Работает водитель или отдыхает – установить нельзя. А ведь именно это влияет на утомляемость водителя, безопасность на дороге, сохранность груза, расходование топлива и состояние транспорта. Тахограф может фиксировать не только это, но и количество масла, и обеспечивать выгрузку данных по GPRS, и связывать диспетчера с водителем по телефону, и сообщать об экстренной ситуации с помощью тревожной кнопки.

У каждой модели цифрового тахографа, допущенного ФБУ к установке, есть свои отличия и фирменные сервисы-изюминки. Это касается и функционала, и подачи информации на прибор и на экран, и встроенного принтера. Габаритные размеры цифрового тахографа в основном соответствуют 1DIN и устанавливаются в штатное гнездо автомагнитолы. Что касается ленты термобумаги, на которой печатаются отчеты, то можно использовать и привычные рулоны для кассовых аппаратов. Размеры ленты практически одинаковые.

Закон о тахографах – это основа для установки прибора на автомобиль, в нем описаны основные характеристики приборов, которые обязательны для автомобилей разных категорий и указаны транспортные средства, не попадающие под обязательную установку тахографов. Применение тахографов на территории РФ обязательно для грузовиков и пассажирских автомобилей, которые передвигаются в на территории страны или ведут деятельность по международным перевозкам.

Тахограф – это прибор, позволяющий вести контроль и учет рабочего времени водителей, которые занимаются перевозками различных грузов или пассажиров. К тому же такой прибор осуществляет полный контроль соответствия правилам дорожного движения и служит существенной мерой предотвращения ДТП. Это не такое уж дешевое устройство, поэтому все, кто собирается установить такой прибор на автомобиль, прежде всего, должны узнать, какие тахографы разрешены в России.

Одним из первых законов, который упоминает о необходимости контроля маршрута, графика движения автомобилей, а так же учете рабочего времени водителя и времени отдыха, является ФЗ №196 от 10.06.1995 «О безопасности дорожного движения». Нормативный акт впервые озвучил такие требования, но еще не имел четких предписаний про использование конкретных приборов.

Автомобильный закон о тахографах № 78 ФЗ от 14.06.2012 (ст. 20, п.1) гласит, что: «физические и юридические лица, работающие на территории РФ, использующие в своей деятельности автомобили, обязаны выполнять ряд условий. А именно: установить на автомобили необходимые контролирующие технические средства (тахографы), которые смогут обеспечить непрерывную, не поддающуюся корректировкам фиксацию детальной информации позволяющей отследить маршрут движения автомобилей и скорость. Прибор так же должен фиксировать режим труда и отдыха водителей автомобилей. Требования к приборам контроля, разновидности транспортных средств на которые их установка обязательна, порядок оборудования приборами автомобилей, правила их использования и обслуживания, а так же контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ».

Автомобильный закон о тахографах гласит, что с 23.01.2012 обязательным условием при осуществлении перевозок пассажиров или опасных грузов стала установка тахографа. Подтверждением этому служит последняя редакция Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Установка цифрового тахографа стала обязательной уже с 01.04.2013г. на территории РФ, для всего колесного транспорта, который принадлежит юридическим лицам или частным предпринимателям, включая газели и такси. Федеральный закон о тахографах № 78-ФЗ от 14.06.2012 (ст.1, ст.12) подробно описывает все принятые нормы.

Приказ № 36 от 13.02.13 Министерства транспорта РФ (Приложение 2) гласит, что тахографами должны быть оборудованы определенные виды и категории автомобилей, которые эксплуатируются на территории РФ:

  • категория M2 – пассажирские автомобили или автобусы, которые имеют свыше 8 сидячих мест, без учета места водителя. Максимальная масса таких автомобилей не больше пяти тонн;
  • категория M3 - пассажирские автомобили или автобусы, которые имеют свыше 8 сидячих мест, без учета места водителя. Максимальная масса таких автомобилей не больше пяти тонн;
  • категория N2 – грузовые автомобили весом 3,5-12 тонн, которые предназначены для перевозки грузов;
  • категория N3 - грузовые автомобили массой свыше 12 тонн, которые предназначены для перевозки грузов.

Одним из основных требований закона о тахографах так же стало наличие криптографической защиты (СКЗИ).

Закон трудового кодекса от 30.12.2001 №197 ФЗ подробно описывает условия труда наемного персонала. Режим работы водителя по тахографу очень легко отследить, таким образом, становится понятно, нарушает ли законодательство работодатель в отношении персонала.

Приказ № 273 Минтранса РФ от 21.08.2013 говорит об обязательной установке тахографов, оснащенных СКЗИ на все категории указанных ниже транспортных средств:

  • Тахографы на грузовые автомобили, которые осуществляют деятельность по перевозке опасных грузов (категории N2, N3), должны быть установлены до 01.04.2014.
  • Тахографы на автобусы пассажирские категорий M2, M3 и грузовики категории N3 с весом не выше 15 тонн, осуществляющие международные перевозки – до 01.07.2014.
  • Тахографы с 1 сентября 2014года с системой СКЗИ обязательно должны быть оборудованы на грузовики, относящиеся к категории N3 и осуществляющие перевозки неопасных грузов.
  • Тахографы на грузовые автомобили категории N2, осуществляющие перевозку неопасных грузов, должны быть установлены до 01.04.2015.

Положение о тахографах 2014 гласит, что для грузовиков и пассажирских автомобилей, которые были оборудованы приборами старого образца, необходимо осуществить замену на устройства с наличием СКЗИ до 01.01.2018.

Штрафы

Закон о тахографах 2014 с внесением поправок вступил в силу с 1 сентября. Предусмотрены штрафные санкции за отсутствие тахографа на автомобилях в установленном порядке.

Согласно ст. 11.23 КоАП РФ. Закон о тахографах 2014 предусматривает административный штраф за управление автомобилем без наличия тахографа или при неисправном приборе, в размере 1-3тыс. рублей физическим лицам, а юридическим лицам – 5-10тыс. рублей.

Закон о тахографах для грузовиков (приказ № 273) подробно описывает все нормы и вес всех автомобилей по категориям, которые подлежат обязательному оснащению приборами. А так же в документе четко прописаны конечные сроки первичной установки, для тех, у кого приборы старого образца, замену нужно осуществить до 01.01.2018.

Закон о тахографах для грузовиков имеет целый список автомобилей, которые не подлежат обязательному оснащению приборами, подробно представлен весь перечень транспортных средств, в приказе № 470.

Исходя из приказа №470 от 17.12.2013, существенно увеличен список категорий и видов автомобилей, которые не подлежат оборудованию тахографами:

  • Троллейбусы грузовые и пассажирские.
  • Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, а так же автомобили, оборудованные кранами-манипуляторами. Автомобили скорой мед. помощи, пожарные автомобили, автоэвакуаторы, для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства, используемые в коммунальном хозяйстве и для содержания дорог, для перевозки денежной выручки и ценных грузов, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, передвижные репортажные телевизионные студии, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские.
  • Транспортные средства, которые зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
  • Автомобили органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
  • Автомобили, которые попадают под нормы установки тахографов, но с момента их выпуска прошло уже 30лет и больше. Пассажирские автомобили и грузовики, не предназначенные для коммерческой деятельности, а так же имеют оригинальный двигатель, раму и кузов. А так же транспортные средства в оригинальном состоянии (реставрация или бережное хранение), за которые не осуществляется утилизационный сбор.

Нормативный документ в обязательно порядке предусматривает осуществление контроля приборов транспортными предприятиями и мастерскими.

Контрольные устройства необходимы для слежения за работой водителя, осуществляющего грузоперевозки. Установка этих приборов в кабину автомобилей, относящихся к определенным категориям (N2-3, M2-3), стала обязательной с июня 2016 года. Какими бывают тахографы и что за принцип лежит в работе устройств разных типов?

Виды приборов и их типоразмеры

Самые первые модели были аналоговыми: необходимая информация (параметры автомобиля, скорость движения машины) наносилась на бумажные диски. Они были покрыты краской и защищались прозрачным пластиком. На нем изображались символы и шкалы. Процесс фиксации данных происходил следующим образом: игла бортового самописца надавливала на тахокарту: под ее воздействием проступала краска и появлялись запрашиваемые сведения.

Размер таких приборов был разным: выпускались и круглые, и прямоугольные контрольные устройства. Первые занимали место спидометра, вторые могли устанавливаться на передней панели вместо магнитолы или помещаться в специальный короб для монтажа.

Аналоговые тахографы обладали несколькими недостатками. В их числе:

    Слабый уровень защиты данных: водители могли исправить или скорректировать информацию на диске.

    Сложности, возникающие при считывании сведений, их анализа для определения подделки.

    Входящие в состав аппарата механические части уменьшали надежность аппарата, становились причинами частых поломок.

Установка аналоговых тахографов на транспортные средства была запрещена еще в 2006 году.

Еще один вид приборов – цифровые контрольные устройства. Они работают со специальными носителями – картами, на которые фиксируется вся необходимая информация. Сведения могут храниться в течение года.

Достоинства подобных аппаратов:

    Все данные надежно защищены от удаления или подделки.

    На цифровом тахографе происходит накопление и сохранение информации о водителе и ТС за 365 дней.

    Легкий режим шифровки и дешифровки сведений.

    Отсутствие механических узлов становится гарантией надежности устройства.

Размер этих приборов не отличается от габаритов магнитолы. Они могут устанавливаться в специально отведенное для контрольных аппаратов место на передней панели автомобиля. Следует помнить о том, что оборудование должно располагаться рядом с водителем, чтобы тот мог увидеть всю информацию, выводящуюся на монитор и дотянуться до клавиш для управления тахографом.

К этим устройствам могут подключаться специальные блоки, использование которых значительными образом расширяет функционал аппаратов.

    Средство криптографической защиты данных или СКЗИ (НКМ). Это приспособление обладает встроенной памятью и запрограммировано на шифровку и дешифровку поступающей информации. Все действия водителя мгновенно фиксируются. Использование этого модуля помогает защитить сведения от подделки или удаления.

    GPS-приемник помогает определить местоположение транспортного средства во время пути.

    GPRS -модем – дополнительное приспособление, которое позволяет осуществлять беспроводную связь тахографа с ПК организации, производящей грузоперевозки. Таким образом могут передаваться важные данные или сигналы, свидетельствующие о возникновении аварийной ситуации.

    Термопринтер – специальный прибор, необходимый для распечатки данных. Он может использоваться только со специальной бумагой, меняющей цвет при нагревании.

С начала 2018 года вступили в силу новые требования по оснащению тахографами пассажирских автобусов и большегрузных машин, вызвавшие множество вопросов у участников рынка автомобильных перевозок. Чаще всего владельцев автотранспорта интересует – нужно ли менять имеющееся цифровое устройство и подлежит ли замене тахограф европейского образца?

Расскажем подробнее, кого затронут изменения, в какую сумму обойдется установка средства контроля и о чем говорят последние новости.

Зачем нужны тахографы?

Тахограф – измерительный прибор, основной функцией которого является учет времени, проведенного водителем за рулем. Устанавливаются тахографы на грузовые автомобили. Закон 2018 года также требует установки прибора в кабину пассажирского автобуса (точный перечень ТС содержится в Приложении 2 к приказу Минтранса №36 от 13.02.2013 с изменениями 2017 года).

Использование устройства обусловлено необходимостью повысить безопасность на дорогах. Статистика утверждает: значительное число аварий с участием большегрузов происходит из-за недосыпания, длительного нахождения водителя за рулем и других причин, снижающих концентрацию внимания.

Регламентируют данную сферу (включая вопрос: на какие транспортные средства должны быть установлены тахографы с 1 января 2018 года):

  • Закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 (статья 20 обязывает перевозчиков оснащать автопарк тахографами);
  • постановления правительства РФ №720 от 10.09.2009 (утверждающее техрегламент о безопасности колесных транспортных средств) и №1213 от 23.11.2012 (содержит требования к приборам, определяет порядок оборудования и т.д.);
  • приказы Минтранса №36 от 13.02.2013 и №273 от 21.08.2013 (с изменениями 2017 года). Первым утверждены требования к устройствам, правила пользования и контроля, вторым – этапы установки.

Положения нормативных актов обязательны к исполнению компаниями и индивидуальными предпринимателями, совершающими перевозки пассажиров и грузов. На частных владельцев автотранспорта они не распространяются.


Какие тахографы обязуют ставить в 2018 году?

Фиксация непрерывной и некорректируемой информации о соблюдении водителями режима труда и отдыха – этому условию должны отвечать обязательные к установке тахографы с 1 января 2018 года. Постановление правительства РФ №1213 наделило Минтранс полномочиями по определению порядка оснащения контролирующими устройствами. Требования к приборам и правила обращения с ними согласовываются с ФСБ и МВД.

Приборы, способные воспроизвести детали рейса, дополнены криптографическим модулем СКЗИ для хранения зашифрованных сведений. Одно из требований к устройству, который пришел на смену устаревшим аналоговым и не оснащенным системой криптографической защиты цифровым, – корпус бортового самописца должен быть опломбирован. Помимо блока СКЗИ в комплект входят:

  • ПО для обработки данных;
  • считывающее устройство, клавиатура для ввода сведений и дисплей для отображения информации;
  • карта тахографа;
  • датчик движения;
  • ГЛОНАСС/GPS-антенна.

Срок эксплуатации модуля СКЗИ – три года, но замена может понадобиться и раньше:

  • при поломке устройства;
  • при смене владельца или изменении данных, которые требуется внести для активации (марка, модель автомобиля, VIN-номер и т.д.)

Виды устройств, подлежащих замене

Процесс внедрения контроллеров в пассажирские автобусы и грузовики начался в 2013 году, а завершится, по планам, летом 2019 года. Минтранс в приказе №273 обязал владельцев коммерческого автотранспорта, перевозящих грузы по России, до 1 января 2018 года сменить:

  • тахографы ЕСТР, внедренные автопроизводителями до 1 апреля 2014 года;
  • тахографы ЕСТР, монтированные мастерскими до 11 марта 2014 года.

Обязательному оснащению тахографами с СКЗИ (здесь уже правила диктует приказ №36) подлежат:

  • автобусы, если в салоне более восьми мест для пассажиров;
  • грузовики тяжелее 3,5 т.

1 июля 2018 года – крайний срок для замены устройств в автобусах, задействованных на регулярных пригородных рейсах, а ровно через год наступит время для городского пассажирского транспорта.

Цифровой тахограф – на какие транспортные средства он ставится?

С 2017 года вступили в действие поправки в закон о проверках. 25 января 2018 года правовой портал «Гарант» опубликовал руководство Ространснадзора по соблюдению обязательных требований. Надзорный орган дал пояснения по спорным моментам, в частности, относительно видов транспорта, на которые следует установить тахографы с 1 января 2018 года. Постановление правительства и приказы Минтранса не дают, например, однозначного ответа, должны ли оснащаться этими приборами служебные автобусы, не совершающие непосредственно коммерческих рейсов.

Позиция Ространснадзора: если организация осуществляет предпринимательскую деятельность, тахографы на служебных автобусах должны быть установлены в обязательном порядке.

При этом в нормативных актах четкого определения понятию «коммерческие перевозки» нет. Словарь финансовых и юридических терминов портала «КонсультантПлюс» трактует его так: «регулярные перевозки, при выполнении которых перевозчик в силу закона или иных правовых актов обязан осуществить перевозку по обращению любого гражданина за плату, определяемую перевозчиком». То есть на коммерческий характер перевозки указывают:

  • наличие договора;
  • плата за услугу.


Какой тахограф надо ставить на грузовой автомобиль с 2018 года?

Какой именно вид устройства следует установить на грузовик, зависит от направления выполняемых рейсов. Положения приказа Минтранса №36 определенно говорят:

  • для перевозок внутри страны требуется тахограф с СКЗИ;
  • для международных перевозок – европейский аналог.

Требование об обязательной установке технического средства контроля с криптографическим модулем не затрагивает автотранспорт, допущенный к международным перевозкам в соответствии с карточкой допуска. То есть наличие этого документа относит транспортное средство в число исключений, на которые не распространяется директива. При этом допуск не обязывает выезжать за пределы страны и предъявлять соответствующие доказательства, а является лишь свидетельством готовности транспорта совершать международные рейсы.

Как оформить карту международного перевозчика?

Допуск для международных перевозок выдает Ространснадзор и его территориальные органы (УГАДН). Чтобы получить его, юрлицам и ИП нужно соответствовать следующим требованиям:

  • иметь автомобили, отвечающие международным техническим стандартам и соглашениям;
  • устойчивое финансовое положение;
  • полис ОСАГО;
  • в штате организации должен быть водитель/водители требуемой квалификации.

Удостоверение (оформляется на каждое транспортное средство) выдается на один год при первичной подаче заявления. По истечении 12 месяцев можно подать на новое сроком 5 лет, которое, в отличие от выданного в первый раз, разрешается продлить дважды.

В подразделениях Ространснадзора услуга (полностью – и рассмотрение заявления, и выдача карт, и их продление) оказывается бесплатно. С оформлением, уже за плату (около 10 000 рублей в зависимости от срока действия удостоверения и региона) помогают специализированные мастерские. Установка нового тахографа с СКЗИ, включая стоимость прибора и его настройку, обойдется в сумму от 35 000 рублей. Еще по 25 000 рублей (актуальная на январь 2018 года цена) потребуется платить каждые три года за замену криптографического блока. Перечень моделей блока СКЗИ, карт, лицензированных мастерских регулярно обновляется на сайте ФБУ «Росавтотранс».

Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?

В 2018 году аналоговых тахографов с диаграммным диском на транспорте для коммерческих перевозок внутри России, казалось бы, быть не должно – запрет на них наложен еще 1 июля 2016 года. Однако все тот же приказ Минтранса под номером 36 освобождает от установки тахографов с СКЗИ автобусы и большегрузы, если они одновременно соответствуют трем условиям:

  • автобус имеет более 20 мест для пассажиров, а грузовик – вес свыше 15 т;
  • предназначены они для коммерческих перевозок;
  • оснащены тахографом заводом-производителем до 8 ноября 2013 года.

Что касается международных перевозчиков, то главное условие для них – соответствие устройств правилам ЕСТР. Обязательного требования устанавливать именно цифровой прибор нет. Это подтверждает разъяснение ФБУ «Росавтотранс», опубликованное на сайте учреждения в разделе «Тахографический контроль ЕСТР». Следовательно, перевозчики, выполняющие международные рейсы, вправе не обновлять аналоговые тахографы с 1 января 2018 года.

Штрафы ГИБДД

За нарушение порядка установки тахографа последует административное наказание. В 2018 году инспекторы ГИБДД имеют все основания выписать штраф:

  • за тахограф ЕСТР без карточки доступа к международным перевозкам;
  • за цифровой тахограф, не усиленный блоком СКЗИ;
  • за аналоговый тахограф (в подавляющем большинстве случаев).

Штрафы за тахограф в 2018 году (за несоответствующий требованиям прибор, его отсутствие, попытку блокировать, скорректировать работу устройства и т.д.), согласно статье 11.23 КоАП РФ, составят:

  • от 1 000 до 3 000 рублей – для граждан;
  • от 5 000 до 10 000 рублей – для должностных лиц.

Нарушивший режим труда и отдыха водитель заплатит от 1 000 до 3 000 рублей.