Какие суда регистрируются в гимс. Новый закон о маломерных судах и их регистрации
Вступили в силу новые Правила государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Теперь зарегистрировать маломерное судно можно где угодно, а не только там, где оно физически находится. Совсем иначе выглядит и судовой билет, выдаваемый частным собственникам. Об этих и других новшествах корреспонденту "РГ" рассказал главный государственный инспектор по маломерным судам, начальник Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России Николай Крючек.
Правилами и Административным регламентом внесены существенные изменения в процедуру регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Выделены отдельные процедуры, определены ответственные лица за каждый этап предоставления государственной услуги, установлен исчерпывающий перечень документов, который может быть истребован при любой из процедур, а также много других изменений, направленных на снижение административной -нагрузки на граждан и упрощение проведения процедур и их открытости, - сообщил Николай Крючек.
Все нововведения, которые уже с этого года почувствуют на себе судовладельцы, утверждены МЧС России от 24.06.2016 № 340. Кроме того, вступил в силу и новый Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, утвержденный МЧС России от 24.06.2016 № 339.
Именно снижением административной нагрузки на собственников маломерных судов продиктованы новшества. А это значит, что по идее регистрация частного судна должна стать проще.
В качестве одного из наиболее наглядных примеров в инспекции нам привели такой: если, скажем, москвич, купил себе где-то на побережье Черного моря, будь то Сочи или Крым, яхту, то ему теперь не придется ехать туда с целью перерегистрации. Отныне новому хозяину достаточно прийти в столичную инспекцию по маломерным судам МЧС России или же в инспекцию любого другого города, если, скажем, в Москве не устроят большие очереди, и зарегистрировать свое приобретение.
То есть теперь регистрация лодок стала такой же, как и регистрация личного автотранспорта.
Изменятся и свидетельства на все маломерные суда. Привычные книжечки безвозвратно ушли в прошлое. Новый документ выглядит как листок формата А-4, то есть примерно так же, как знакомый всем автомобильный ПТС. Документ будет один, а не так, как для автомобилей, где помимо ПТС существует и заламинированное маленькое свидетельство о регистрации. Но носить его с собой не придется. Достаточно при выезде на водную гладь иметь с собой копию этого документа. При этом там будет обозначение не только на русском, но и на английском языке, для того чтобы владельцу проще было выходить за границу, куда-то, скажем, в финские, норвежские или японские воды. Понятно, что владельцам "Казанок" и "Амуров", оснащенных моторами "Нептун" и "Вихрь", эти новшества не очень важны.
Но сейчас маломерные суда становятся все более и более современными, с серьезными парусами, моторами и навигационным оборудованием. Некоторые россияне даже круглогодично держат их в зарубежных портах. Им новшества, конечно, облегчат жизнь. При этом тем владельцам, у которых есть судовой билет старого образца - книжечкой, не нужно переделывать и получать новые документы.
Зарегистрировать катер, моторку или яхту можно там, где удобно владельцу
Также как не обязательным будет получение и перенабивание на бортах лодок новых идентификационных номеров. Хотя новыми правилами предусмотрена регистрация только с буквами, аналоги которых есть как в русском, так и в латинском алфавите. Это новшество также призвано облегчить судоходство в других странах.
Интересно также, что теперь даже по внутренним водам надо передвигаться под национальным флагом. Его необходимо набить на борту или прикрепить на рангоуте. Это не патриотическая мера. Она прописана Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Причем за отсутствие флага на борту предусмотрен даже штраф от 500 до 1000 рублей. Такой вид наказания определен ст. 11.8 КОАП за управление судном, не несущим бортовых номеров или обозначений.
Указанная норма распространяется на судоводителей, управляющих маломерными судами, зарегистрированными по новым правилам, когда требование о нанесении государственного флага Российской Федерации на борт судна стало обязательным.
Так что рыбаков на давно зарегистрированных "Казанках" и "Прогрессах" инспекторы во время проверок за отсутствие флага на борту наказывать не будут. Ограничатся предупреждением и напоминанием о необходимости наличия триколора.
Срок оказания государственной услуги в общем случае не может превышать трех рабочих дней.
В соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и вступившим в силу Административным регламентом предусмотрено, что ряд документов, необходимых для получения государственной услуги, получается органом, оказывающим государственную услугу, без участия заявителя. К таким документам относятся декларация на товар или таможенный приходный ордер, сведения об уплате заявителем государственной пошлины и выписка из ЕГРЮЛ, а также акт освидетельствования маломерного судна (заключение по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна).
Заявление на предоставление государственной услуги может быть подано с помощью портала госуслуг. Процедура подачи заявления и порядок взаимодействия с заявителем также установлены Административным регламентом.
Административным регламентом предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в приеме документов либо в предоставлении государственной услуги.
Важным вопросом, который обязательно надо знать владельцам маломерных судов, служит и порядок оформления и регистрации права собственности на судно. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации маломерные суда, подлежащие государственной регистрации, относятся, как это ни покажется странным, к категории недвижимого имущества. На самом деле это всего лишь с юридической точки зрения значит, что переход права собственности осуществляется только по заключению договора купли-продажи. А договор действует только при наличии акта приема-передачи при заключении сделки. И право собственности на судно наступает только в момент регистрации. Этого раньше в правилах прописано не было.
Теперь все четко и определенно. Тем же из судовладельцев, кто хочет сам лично ознакомиться с новыми правилами, сделать это легко. Все регламенты опубликованы, во-первых, в печатном виде и на , а также в разделе "документы" на официальном сайте госуслуг . Там же размещается информация о подразделениях ГИМС МЧС России, которые оказывают государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов. Сведения также могут быть получены с использованием официального сайта МЧС России в сети Интернет.
На самом деле, закон называется иначе и звучит он следующим образом:
«Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».
Однако, для простоты я его буду называть законом о регистрации маломерных судов. Ведь, именно этот момент является самым важным для судоводителей.
Что нового появилось в законе о регистрации маломерных судов.
1. Уточнено понятие маломерного судна.
Маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Прогулочное судно - это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
Спортивное парусное судно - это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
2. Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:
1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна ;
2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров , которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе.
А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жесткокорпусных и надувных лодок.
3. В Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации ), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
То есть, по логике этой статьи, неподлежащее регистрации маломерное судно, не должно не только регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.
4. Изменена стоимость регистрации маломерных судов.
В Налоговом кодексе теперь указаны следующие цены.
За государственную регистрацию:
- морских судов - 6 000 рублей;
- судов внутреннего плавания - 2 000 рублей;
- судов смешанного (река - море) плавания - 3 000 рублей;
- спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов - 1 000 рублей.
За государственную регистрацию изменений, вносимых в отношении:
- морских судов, - 1 200 рублей;
- судов внутреннего плавания, - 500 рублей;
- судов смешанного (река - море) плавания, - 600 рублей;
- спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов, - 100 рублей.
За выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно - 500 рублей.
За выдачу судового билета - 100 рублей.
5. В КВВТ РФ дополнен список судовых документов, которые должны находиться на маломерном судне, подлежащем регистрации.
На подлежащих регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:
1) судовой билет;
2) список членов экипажа судна (судовая роль).
На неподлежащих регистрации маломерках, сталбыть, не должно находиться ничего. Независимо от района плавания и прочего.
А на остальных, подлежащих регистрации немаломерных судах, по-прежнему должен находиться расширенный список документов:
1) свидетельство о праве собственности на судно;
2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
6) судовое санитарное свидетельство;
7) единая книга осмотра судна;
8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
9) разрешение на судовую радиостанцию;
10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.
6. Также в КВВТ внесен следующий новый пункт, разъясняющий понятие «судовой билет».
Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.
7. В КВВТ изменена статья, повествующая о классификации и освидетельствовании судов, и звучит она теперь следующим образом:
1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях , подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
2. Положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются организациями, иностранными классификационными обществами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
3. Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Исключена 36 статья КВВТ.
Нижеуказанная норма перестает действовать:
Статья 36. Надзор за безопасностью эксплуатации судов.
1. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией.
2. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.
3. Государственная речная судоходная инспекция с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов осуществляет:
- Надзор за выполнением судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях, требований обеспечения безопасности эксплуатации судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
- Расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;
- Государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации и выдачу свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельств о праве собственности на судно;
- Проверку знаний и участие в дипломировании лиц командного состава судов, проверку судов;
- Надзор за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования;
- Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов.
В отношении судов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, данные полномочия осуществляются государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.
4. Предписания должностных лиц государственной речной судоходной инспекции об обеспечении безопасности эксплуатации судов являются обязательными для выполнения судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях. Государственная речная судоходная инспекция обязана немедленно сообщать указанным лицам о таких предписаниях.
5. Надзор за безопасностью эксплуатации судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.
9. Уточнены органы, осуществляющие государственную регистрацию.
- Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.
- Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
- Государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
10. Внесен ряд некоторых, на мой взгляд, мелких изменений, которые в данном обзоре не заслужили моего внимания.
Вопросы можно задавать в комментах. Но вряд ли я смогу ответить более того, что написано здесь.
Дополнение
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» 28 мая 2012 года Управление ГИМС разъяснило порядок применения отдельных положений данного Федерального закона до вступления в силу соответствующих подзаконных актов.
Оговорюсь: нашла я это разъяснение на одном водномоторном форуме, и откуда растут ноги документа - пока не поняла. Если кто-то даст ссылку на официальную страницу с его публикацией, буду благодарна. Если она вообще существует.
Оригинальный текст разъяснения я так и не нашла, так что пока его можно рассматривать просто как "разъяснение" и ничто более. Обратить внимание на него стоит, но следовать ему - пока не надо.
Текст разъяснения будет ниже, а пока стоит отметить, что ГИМС подразумевает под массой судна:
"6. Масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний»".
А теперь смотрим, что под массой судна подразумевает ГОСТ:
1.3.2. Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием.
Т.е. масса определяется не записью в паспорте, а все-таки взвешиванием, с учетом всей комплектации.
Но тут уже надо будет выяснять, что понимается под "комплектацией".
Но вообще, складывается впечатление, что моторы тоже сюда входят:
1.2.4. Стационарные двигатели и подвесные моторы, предназначенные для установки на испытуемое судно, должны пройти период обкатки и по своим техническим показателям быть в пределах, указанных в технических условиях на обкатку.
А теперь текст разъяснения.
"В связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее - Закон) 28 мая 2012 года Управление ГИМС разъясняет порядок применения отдельных положений данного Федерального закона до вступления в силу соответствующих подзаконных актов.
1. С момента вступления в силу Закона, государственный надзор осуществляется за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, подлежащими и не подлежащими регистрационному учету в реестре маломерных судов.
2, Для целей осуществления государственной регистрации в реестре маломерных судов, определение «морское прогулочное судно» исключается. Суда, ранее классифицируемые как прогулочные, при осуществлении государственной регистрации в реестре маломерных судов, регистрируются как «катер». Для целей аттестации определение «морское прогулочное судно» остается до вступления в силу административного регламента по аттестации на право управления маломерными судами.
3. В связи с тем, что Закон обратной силы не имеет, суда, ранее зарегистрированные в судовых книгах, и не подлежащие государственной регистрации в реестре маломерных судов в соответствии с Законом, зарегистрированные до 28.05.2012 г., не подлежат принудительному снятию с регистрационного учета.
При поступлении заявления владельца такого судна, о его очередном освидетельствовании, заявителю должно быть разъяснено, что его судно в соответствии с Законом освидетельствованию в органах ГИМС не подлежит. Заявителю должно быть предложено выполнить процедуру снятия судна с государственного учета в органах ГИМС и обратиться в орган регистрации согласно Закону (капитан морского порта, капитан речного порта / территориальный орган Ространс надзора / Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства).
В отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно), которые были зарегистрированы до вступления Закона в силу проводить процедуру снятия с государственной регистрации только по заявлению владельца. В соответствии с требованиями Закона статья П.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно), не применяются до их дальнейшего уточнения. Правоприменительная практика остальных статей в отношении маломерных судов - без изменений.
4. Цель использования маломерного судна (коммерческая или некоммерческая эксплуатация) устанавливается по заявлению судовладельца. В отношении судов, зарегистрированных до вступления Закона в силу, при проведении очередного освидетельствования маломерного судна истребуется соответствующее заявление судовладельца. В случае если заявитель указал о том, что судно используется в коммерческих целях руководствоваться абзацем 2 пункта I настоящего письма. При государственной регистрации маломерного судна после вступления Закона в силу, требовать от заявителя произвести в регистрационной карточке - заявлении запись о том, что судно будет использоваться в не коммерческих целях.
5. В отношении судов, зарегистрированных до вступления Закона в силу, определение максимального количества людей на борту производится при проведении очередного освидетельствования маломерного судна путем истребования у заявителя соответствующего заявления.
6. Масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний». В качестве длины судна для целей государственной регистрации согласно Закону применять определение «наибольшая длина судна (Гнб)» данное в ГОСТ 1062-80 «Размещения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения».
7. Не проходят очередное освидетельствование зарегистрированные и не зарегистрированные маломерные суда в органах ГИМС:
а) гребные суда, принадлежащие физическим лицам используемые на водных объектах за пределами морских районов;
б) маломерные суда массой до 200 кг включительно и двигателем (если имеется) до 8 кВт включительно, то есть суда не подлежащие государственной регистрации в соответствии с Законом.
Регистрация судов в судовых книгах прекращается с 24-00 27.05.2012 г. С 00-00 28.05.2012 г. начинается регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов. Форма реестра маломерных судов соответствует форме судовой книги.
Присвоение регистрационных (бортовых) номеров, следующих за последним номером, зарегистрированным в судовой книге, продолжается в реестре маломерных судов. Порядковый номер записи в реестре начинается с номера «1». Окончание судовой книги отмечается записью «Ведение судовой книги прекращено в связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» после последней регистрационной записи. Запись заверяется подписью и печатью ответственного должностного лица (руководителя подразделения органа регистрации в котором находится судовая книга) с указанием даты окончания ведения судовой книги.
В качестве реестра маломерных судов используется новая книга с надписью «Реестр маломерных судов». Реестр маломерных судов состоит из разделов «Маломерные суда принадлежащие юридическим лицам» и «Маломерные суда принадлежащие физическим лицам». Каждый раздел содержит два подраздела «моторные и парусно-моторные суда» и «гребные и парусные суда». Реестр судов каждого подраздела ведется в отдельной книге.
8. При осуществлении надзорной деятельности за маломерными судами судовую роль в составе судовых документов не требовать до особого указания.
9. С момента вступления Закона в силу при проведении освидетельствования маломерного судна оплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию не осуществляется, выдача талона технического освидетельствования прекращается. 10. Все нормативные правовые акты, действующие в отношении маломерных судов, поднадзорных ГИМС, сохраняют свою силу и применяются, в части не противоречащей Закону, до особого указания."
24 мая вступил в силу новый федеральный закон № 36 - ФЗ, который вносит серьезные изменения в порядок эксплуатации маломерных судов и, следовательно, затрагивает интересы многих наших читателей, являющихся владельцами таких плавсредств. Из писем и звонков в редакцию видно, что текст закона оставляет непонятными многие практические вопросы, касающиеся регистрации и снятия с учета плавсредств, правил их эксплуатации и т. п. Мы собрали наиболее частые вопросы наших читателей и постарались найти на них ответы. В этом нам помогли консультации с работниками ГИМС, а также специальная инструкция с разъяснениями нового закона, которая была разослана во все региональные центры МЧС главным государственным инспектором по маломерным судам ГИМС МЧС России В.В. Серегиным.
Какие лодки и моторы больше не подлежат государственной регистрации?
С момента вступления в силу закона № 36-ФЗ госрегистрацию не должны проходить лодки массой до 200 кг включительно и моторы мощностью до 8 кВт включительно. То есть даже такие лодки, как, например, «Крым», «Южанка» или «Обь», регистрации теперь не подлежат.
Правда, тут есть одно но: каким образом определяется масса судна? В разъяснениях к закону В.В. Серегина сказано, что «масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356- 79 “Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний”». Посмотрим, что на этот счет говорит этот самый ГОСТ: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием». То есть масса определяется не по паспорту лодки, а взвешиванием судна, причем полностью укомплектованного. Вопрос: если лодка укомплектована подвесным мотором мощностью до 8 кВт и ее масса в такой комплектации превышает 200 кг, она подлежит регистрации или нет? Все специалисты ГИМС, которым мы задавали этот вопрос, были единодушны: масса лодки оценивается вместе с мотором. То есть, к примеру, если вы идете на лодке «Крым», который сам по себе весит 190 кг, под 10-сильным Suzuki весом 20 кг, то такое плавсредство должно быть зарегистрированным.
Нужно ли проходить техническое освидетельствование плавсредств, которые не подлежат регистрации?
Об этом в разъяснениях ГИМС сказано однозначно: нет, не нужно. Следует только иметь в виду, что если у вас на лодке массой менее 200 кг стоит двигатель мощнее 8 кВт, то такое плавсредство придется регистрировать в установленном порядке и, соответственно, проходить техосмотр.
Кроме того, по новому порядку от освидетельствования освобождается и одна категория зарегистрированных маломерных судов. Это «гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используемые во внутренних водах». Другими словами, если у вас есть, к примеру, деревянная гребная лодка весом больше 200 кг, то ее придется зарегистрировать, но возить на ежегодный техосмотр ее не надо.
Как быть владельцам ранее зарегистрированных плавсредств, которые, согласно новому порядку, регистрации не требуют?
Во-первых, принудительному снятию с учета такие плавсредства не подлежат. То есть вы можете спокойно пользоваться своей лодкой и забыть о необходимости техосмотра. Но при этом о двух вещах забывать не стоит. Первая - транспортный налог. Пока лодка числится в судовой книге, как зарегистрированное плавсредство, вы будете получать извещения из налоговой инспекции о необходимости уплатить налог. Второе, о чем не стоит забывать, это риск различных неприятностей в том случае, если лодку у вас украдут, а потом совершат с ее помощью какое-нибудь злодеяние. Придется долго доказывать, что вы тут ни при чем.
Чтобы снять лодку с учета, владельцу необходимо с соответствующим заявлением обратиться в ГИМС по месту регистрации плавсредства.
Если плавсредство, подлежащее госрегистрации, уже было зарегистрировано, нужно ли его снова перерегистрировать в соответствие с новым законом?
Нет, не нужно. До 27 мая суда регистрировались по прежнему порядку в судовых книгах. С 28 мая началась регистрация маломерных судов в соответствии с новым законом в реестре маломерных судов. При этом присвоение бортовых номеров, следующих за последним номером, зарегистрированным в судовой книге, продолжается в реестре. То есть прежняя регистрация сохраняется, как и бортовые номера.
Нужно ли на подлежащем госрегистрации маломерном плавсредстве иметь должным образом оформленную судовую роль?
Действительно, новый закон требует, чтобы в числе документов на борту зарегистрированного маломерного судна имелась судовая роль. Однако в разъяснениях ГИМС на этот счет имеется специальный параграф: «При осуществлении надзорной деятельности за маломерными судами судовую роль в составе судовых документов не требовать до особого указания».
Таким образом, «до особого указания» об оформлении судовой роли можно не беспокоиться.
Нужно ли проходить аттестацию на право управления маломерным судном с двигателем меньше 10 сил?
До вступления в силу закона № 36-ФЗ можно было управлять моторной лодкой, не имея водительских прав только в том случае, если мощность мотора не превышала 5 л.с. В разъяснениях ГИМС к новому закону на этот счет говорится следующее:
В соответствии с требованиями Закона статьи 11.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации <..>, не применяются до их дальнейшего уточнения.
Указанные статьи КоАП как раз и регламентируют наличие удостоверения на право управления судном и санкции за его отсутствие. То есть если у вас мотор мощностью до 8 кВт включительно и лодка массой до 200 кг, то водительские права не требуются.
Не менее определенно ответил на вопрос о водительских правах и замначальника Управления ГИМС МЧС России Н.А. Крючек в своем письме от 23.05.2012: с вступлением в силу федерального закона № 36-ФЗ «оснований для предъявления к владельцам маломерных судов массой (не грузоподъемностью) менее 200 килограмм с установленным мотором мощностью менее 8 киловатт требований об их регистрации и наличии удостоверения на право управления маломерным судном не будет».
Мы намеренно более подробно остановились на вопросе о водительских правах и привели соответствующие выдержки из официальных документов, чтобы у рыбаков имелись твердые аргументы на случай возможного конфликта на воде с инспектором ГИМС.
Как изменятся размеры госпошлины за регистрацию маломерного судна и за прохождение его технического освидетельствования?
Госпошлина за регистрацию маломерного плавсредства будет составлять 1000 рублей. А вот что касается технического освидетельствования, то в разъяснениях ГИМС говорится следующее: «С момента вступления Закона в силу при проведении освидетельствования маломерного судна оплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию не осуществляется, выдача талона технического освидетельствования прекращается».
Конечно, в этой заметке мы ответили не на все вопросы, которые могут возникнуть у владельцев маломерных судов в связи с новым законом. Эта тема обязательно будет в центре нашего внимания и в будущем.