Водометный катер с автомобильным двигателем «Пилад. Водометный катер «Мурена

Как правило, люди, решившие связать род деятельности (будь то хобби или профессия) с водоёмами вроде рек или озёр, рано или поздно сталкиваются с проблемой выбора катера и типа движителя для него. Мотор-водомёт или всё же винтовой? У каждого имеются свои плюсы и минусы. Как правильно выбрать, на что стоит обращать внимание? И стоит ли вообще делать выбор между водомётом и классическим мотором с открытым винтом?

Водомётные движители

Водомётом назван двигатель, обеспечивающий движение судна при помощи силы, создаваемой водной струи.

Движитель состоит из винта с валом (импеллером), водомётной трубки, спрямляющего аппарата и рулевого приспособления.

Принцип работы заключается в поступлении воды через импеллер в водозаборный отсек, а после жидкость выбрасывается через конусообразную трубку, выходное отверстие которой меньше в диаметре, чем входное. Так создаётся струя, обеспечивающая движение моторной лодки. При помощи рулевого устройства производится изменение направления движения струи путём поворота движителя в горизонтальной плоскости, что обеспечивает повороты судна, а перекрытие выходного отверстия создаёт обратнонаправленный поток, обеспечивая катеру задний ход.

К выбору водомётов обычно склоняются люди, которым часто приходится преодолевать замусоренные или порожистые водоёмы. Обычный винтовой мотор в данных условиях рискует прийти в негодность из-за высокого риска наматывания тины на винт на мелководье или обычного попадания крупного мусора. В подобных ситуациях незаменимы именно водомётные движители, обеспечивающие высокую скорость, манёвренность и безопасность.

Не стоит ограничиваться мнениями участников различных форумов. Ведь составить полную картину позволяет не всякий отзыв. Водомёт представляет собой не только достаточно сложную конструкцию, он не для всякой модели судна может подойти. Если новичка устраивает сама идея использования судна с водомётным движителем, следует остановиться на готовом варианте судна с водомётом в заводской комплектации. Причём желательно выбирать изготовителя, занимающегося производством данных движителей достаточно давно.


Достоинства и недостатки

Устройство водомёта особенно тем, что все важнейшие подвижные детали «спрятаны» внутри корпуса. Если лодка садится на мель, касание дна происходит корпусом судна. Данная особенность конструкции позволяет защитить детали от повреждения, чего нельзя сказать про подвесные моторы с «оголённым» винтом. Водомётному движителю не страшны встречи с подводным мусором.

При движении моторной лодки по мелководью с глубиной примерно равной посадке корпуса (около 20 сантиметров) водомёт позволяет преодолевать замусоренные участки, а также места с выступающими из воды преградами, благодаря своей манёвренности.

Если налететь на преграду при глубине около 30 сантиметров, удар примет на себя днище лодки, а не водомёт, так как у движителя отсутствуют выступающие части, чего не сказать о подвесном двигателе, где удар принимают на себя лопасти

Иногда водомётные движители используются и на прогулочных судах из-за мягкой работы силовой передачи (трансмиссии) и отсутствия вибрации.

К достоинствам также следует отнести отсутствие дополнительного сопротивления воде, свойственное двигателям с открытым гребным винтом (лопасти винта и создают дополнительное сопротивление). Помимо этого, выделяют высокие показатели инерции, более удобную управляемость на высокой скорости (как при переднем ходе, так и при заднем). Немалую важность имеет и низкий диапазон шума: подвесной водомёт работает заметно тише, нежели мотор с гребным винтом.

Тем не менее следует отметить отрицательную сторону: при движении по мелководью есть большой риск, что в двигатель будут затянуты камни, песок и мусор со дна, ведь водомёт работает по принципу помпового насоса. Это может привести к повреждению импеллера, выходу из строя охладительной системы и некорректной работе водоотводного сопла.

Ещё одной отрицательной стороной является трение. Обусловлено оно высокой скоростью движения воды внутри трубы. Не стоит забывать и о стоимости установки. примерно в два раза дороже обычных подвесных моторов с открытым винтом. Из-за этого катера с водомётным движителем в комплекте значительно прибавляют в своей стоимости и воспринимаются клиентами как каприз или непозволительная роскошь.

Непривычным для поклонников классических винтовых моторов является и система управления водомётом. Проблема связана с тем, что классический движитель с открытым гребным винтом имеет однорычажную систему управления. Водомётные движители же имеют многорычажное реверсивно-рулевое устройство. Некоторые изготовители умудряются выпускать катера со встроенным водомётом с однорычажной системой управления. С одной стороны, это помогает освоить водомёт, с другой стороны, скорее влечёт за собой неприятности, чем приносит пользу:

  • Во-первых, у новичка складывается неверное представление о работе водомётного движителя. Связано это с отсутствием у такового коробки передач, позволяющей перевести рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Коробка передач может либо включить сцепление, либо выключить. Водомётный движитель же набирает скорость плавно при включении, мгновенной реакции в виде рывка с места ожидать не стоит.
  • Во-вторых, для лучшего понимания принципов работы водомёта, рекомендуется пройти соответствующий курс обучения. Вся хитрость управления водомётным движителем заключается в необходимости использовать рычаг газа (для увеличения скорости движения) лишь в открытом водоёме. При движении по порожистой речушке лучше так не делать.
  • Третий немаловажный минус, свойственный любому виду водного транспорта — зарастание. Особенно остро данная проблема обстоит именно с водомётом, так как все подвижные детали находятся внутри. При постоянном использовании движителя проблем не возникает. Однако если катер долго не используется, внутренности обрастают. В частности, обрастание внутренностей системы водоотведения приводит к снижению скорости передвижения до 10%. Проблема решается разборкой водомёта и чисткой вручную, но если моторная лодка бездействовала весьма продолжительное время, придётся обращаться в мастерскую и искать подходящие запчасти для лодочных моторов. Использование специального красящего состава позволит решить данную проблему, но ненадолго: постоянное движение воды быстро смоет эту краску.

Водометные катера серии "Томь" отлично зарекомендовали себя в эксплуатации. Катера предназначены для рыбалки, охоты, прогулок и отдыха на воде, водных экскурсий, водного туризма, дальних походов в условиях длительной автономности, использования в качестве служебно-разъездных плавсредств.
Катера "Томь" с успехом используются на озерах, водохранилищах и реках с необорудованными берегами и мелководьи, на узких и извилистых реках с любым грунтом, с малыми глубинами и перекатами. В сложных метеоусловиях.
Корпус катера алюминиевый цельнометаллический, выполнен по клепано-сварной технологии из экологически чистого, коррозионно-устойчивого, простого в обслуживании алюминиево-магниевого сплава. Благодаря данному выбору корпус катера сохраняет на протяжении всей эксплуатации катера свою прочность и внешний вид. Толщина обшивки днища катера 4 миллиметра. Блоки из пенополистирола, расположенны вдоль бортов катера, в случае его повреждения обеспечивают полную его непотопляемость и удерживают на плаву экипаж.
Водометный движитель обеспечивает быстрый ход, уверенный выход на глиссирование, прекрасные ходовые и маневренные качества, отточенную управляемость, простоту и безопасность эксплуатации катера.

В данной модели водометного движителя используется рулевое управление с оригинальным управлением заднего хода.

Наилучшие свои качества данный водометный движитель проявил на мелководных и каменистых реках.

Для обеспечения длительной эксплуатации катеров с водометными движителями серии "Томь", в условиях удаленности от сервисных центров, без возможности стационарного ремонта, конструктивно обеспечивается высокая ремонтопригодность узлов и механизмов водомета катера. Водометный движитель выполнен съемным и может быть легко отсоединен от катера, даже на плаву. Это позволяет, в случае необходимости, в полевых условиях проводить непредвиденный восстановительный ремонт водомета своими силами.

Описание

Цена руб.

Длина корпуса, м
5.25
Ширина корпуса, м 2.08
Длина габаритная, м 5.7
Высота габаритная, м 1.4
Высота борта на миделе, м 0.74
Водоизмещение полное, т 1.15
Масса снаряженного катера, кг 730
Пассажировместимость, чел 5
Скорость хода при максимальной мощности и полном водоизмещении, км/ч 55
Полезная грузоподъемность, кг 400
Модель двигателя УМЗ 4218
Применяемое топливо бензин А-80
Тип движителя водомет
590 000.00
Длина корпуса, м
6.05
Ширина корпуса, м 2.3
Длина габаритная, м 6.8
Высота габаритная, м 1.6
Высота борта на миделе, м 0.88
Водоизмещение полное, т 1.4
Масса снаряженного катера, кг 820
Пассажировместимость, чел 7
Скорость хода при максимальной мощности и полном водоизмещении, км/ч 50
Эксплуатационная мощность при 3700 об/мин, л.с. 90
Полезная грузоподъемность, кг 600
Емкость бензобаков, л 160
Модель двигателя УМЗ 4218 (FNM-diesel)
Применяемое топливо бензин А-80 (Дизельное топливо)
Тип движителя водомет
710 000.00

Мы все хотим владеть только самыми лучшими вещами, пользоваться ими с комфортом и удовольствием. Понять, какие вещи или приборы самые лучшие конкретно для вас поможет четкое определение целей. Абсолютно такой же принцип действует и при выборе катера.

Можно часто услышать, что купить катер именитого бренда значит просто переплатить за громкое имя. Безусловно, учитывать бюджет необходимо, но, если задуматься, то известность производителя не берется из воздуха.

Почему вам нужен водометный катер?

Водометный катер - это судно с водометным двигателем. Обладает массой преимуществ как для рыбалки, так и для водного отдыха (водные лыжи, «ватрушки», «бананы», плаванье). Катер с таким двигателем наиболее безопасен для людей, находящихся в воде, поскольку лопасти винта скрыты внутри трубы.

Конструкция по типу насоса обладает меньшим КПД, чем подвесной двигатель с гребным винтом, но зато меньше подвержена поломкам от столкновения с дном или мусором.

Weldcraft - катера от известного производителя

Американский производитель водометных катеров с корпусом из алюминиевого сплава Weldcraft успешно ведет свою деятельность с 1968 года.

В середине 60-х годов прошлого века Норман Эван Риддл решил создать собственную лодку, применив свой опыт сплавов и познания в проектировании. Компания Weldcraft была основана в 1968 году в городе Кларкстон, штат Вашингтон, неподалеку от реки Снейк Ривер. Затея быстро превратилась в дело всей жизни с богатым наследием.

Современные катера с водометными двигателями от производителя Weldcraft представляет не только новые разработки, но и улучшенные версии легендарных серий:

  • Cuddy King с возможностью установки водометного двигателя созданы для покорения морских суровых волн;
  • Ocean King - это водометные катера с корпусом из цельносварного холоднокатаного алюминия, мощной рамой с усиленными душами, созданные с учетом потребностей рыболовов;
  • Legacy - продуманная планировка с каютой и устройством для буксировки водолыжника;
  • Select - просторные водометные катера с панорамными окнами и противомоскитными сетками;
  • Sabre - прочный алюминиевый корпус. Рама купальной платформы с усиленными дугами. Компактные размеры.
  • Renegade - идеальное сочетание стильного дизайна и маневренности.
Вы можете купить водометные катера от американского производителя Weldcraft на сайте www.fishleader.ru

Водометные катера КС обладают отличными ходовыми свойствами и хорошей маневренностью. Водомет на них дает возможность ходить по мелководью, не сбавляя скорости, перескакивая отмели, что очень актуально для условий российских водоемов. Также к достоинству водомета можно отнести то, что сокращается риск ранения людей, которые плавают вблизи. Кроме того, под днищем отсутствуют выступающие участки. Катер может развить большую скорость за считанные секунды. Он сохраняет свои превосходные маневренные характеристики даже на высоких скоростях.

Корпусы катеров изготавливаются цельносварными из сплава магния и алюминия. Катера четко выполняют команды рулевого, показывая совершенную управляемость. Они послушно входят в повороты, четко возвращаются на исходную траекторию. На волнении лодки также себя ведут достойно.

Отличительные характеристики водометных катеров КС:

  • Высокая безопасность.
  • Превосходная управляемость.
  • Сверхпрочный алюминиевый корпус.
  • Высокие характеристики скорости.
  • Отличная проходимость засоренных водных путей и мелководных зон.
  • Современный дизайн.

Интерес, проявляемый судостроителями-любителями к водометным катерам , не случаен. Такие катера обладают в наших условиях ощутимыми преимуществами перед катерами, снабженными приводом на винт, или мотолодками с подвесными моторами.

Прежде всего, это высокая проходимость водометных судов , делающая доступными многие мелководные реки, упрощающая подход к необорудованному берегу и стоянку лодки на воде. Ротор водометного движителя лучше защищен от повреждений при наезде на подводные препятствия или плавающие предметы, в результате чего гребные винты чаще всего лишаются лопастей. Водометный движитель , снабженный гидрореверсивным устройством, гораздо проще в изготовлении своими силами, чем угловая поворотно-откидная колонка или реверс-редуктор. С водометом могут быть спарены мощные и экономичные двигатели, «головки» подвесных моторов, двигатели от мотоциклов.

Нужно, однако, сразу же оговориться, что каких-либо преимуществ в скорости, по сравнению с винтовыми катерами, водомет не имеет. Наоборот, дополнительное сопротивление воды, омывающей водозаборник, подъем ее (пусть даже на небольшую высоту) для выпуска в надводной части корпуса катера обусловливают некоторое снижение скорости водометных судов. Это снижение может быть весьма значительным при небрежном изготовлении движителя и применении его на не подходящих для этой цепи судах. Опыт показывает, что лучшие результаты можно получить при использовании водомета на легких глиссирующих лодках, оснащенных достаточно мощным двигателем.

Эти соображения и были учтены при подготовке очередного проекта лодки для самостоятельной постройки. Предлагаемый вариант предусматривает установку на «Мурену» двигателя от 30-сильного «Вихря» со штатным редуктором, но без дейдвудной части, подвески и капота. Нужно будет изготовить легкий фундамент, опирающийся на продольные балки набора корпуса, смонтировать системы охлаждения и выпуска и, конечно, изготовить водометный движитель.

Вместо двигателя ПМ можно установить любой другой, близкий по основным характеристикам - мощности, массе, частоте вращения и габаритам. Двигатель от автомобиля «Москвич» для предлагаемой будет немного великоват; в этом случае корпус лучше удлинить до 4,75 - 5 м.

Общее расположение водометного катера «Мурена»



увеличить, 1500х1057, 146 КБ

Выполнены пожелания многих читателей «КиЯ»: конструкция корпуса предусматривает его постройку из стеклопластика либо композитной конструкции - из пластика на деревянном наборе. Последний способ удобен для индивидуального строительства, так как не требуется изготовлять довольно трудоемкую оснастку - пуансон и матрицы, которые затем выбрасываются.

Не исключено изготовление корпуса и целиком деревянной конструкции. В этом случае отсылаем читателя к третьему изданию книги «15 проектов судов для любительской постройки» («Судостроение», 1985 г.), в которой достаточно подробно описываются приемы основных работ и по которой можно подобрать сечения всех связей набора, пользуясь близким по размерениям проектом. Для облегчения обшивки бортов в носовой части, имеющих вогнутость, можно использовать полосы фанеры шириной 150 - 200 мм, укладывая их по диагонали под углом 45° к привальному брусу обязательно в два слоя. Затем обшивка обклеивается двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем.

Несколько слов об обводах лодки. Они типичны для современных глиссирующих судов, эксплуатируемых на реках при высоте волны до 0,75 м. Благодаря умеренной килеватости днища (17° у транца) перегрузки при ходе на волнении невелики. Широкие скуловые брызгоотбойники и продольные реданы позволяют несколько повысить гидродинамическое качество и уменьшить количество брызг, вырывающихся из-под днища. Высокий надводный борт и большая ширина корпуса по палубе обеспечивают безопасность плавания на волне указанной высоты и удобство для размещения в сравнительно маленькой лодке четырех человек.

Теоретический чертеж водометного катера «Мурена»


Таблица ординат теоретического чертежа, мм
Линия теоретического чертежа Номера шпангоутов
1 2 3 4 5 6
Высоты от ОЛ , мм
Фальшборт - Ф 710 730 730 714 676 635
Линия борта - ЛБ 657 676 673 653 625 585
Скула - СК 418 310 235 195 182 182
Полушироты от ДП , мм
Фальшборт - Ф 445 667 775 802 788 774
Линия борта - ЛБ 465 690 800 829 810 760
Скула - СК 276 490 622 680 686 660
Диагональ - Д2 363 592 725 775 - -
Диагональ - Д1 260 440 525 557 - -
Редан - Р2 - 410 462 475 475 475
Редан - Р1 76 190 220 230 - -
Ширина брызгоотбойника по скуле - Бр 28 48 57 62 70 75

Шпангоуты необходимо делать до полной высоты бортов вместе с участками палубы или бимсами. На плазе следует сразу же разметить шергень-линию, пользуясь которой к шпангоутам крепят временные планки. Затем шпангоуты и выклеенный заранее по шаблону из двух реек форштевень с килем устанавливают на стапель, состоящий из двух параллельных досок. Корпус будет строиться в положении вверх килем, как и лодки деревянной конструкции.

Некоторую трудность может вызвать изготовление выпуклого транца. Его форма задается двумя шельфами 3 и 29, задняя кромка которых обрабатывается по радиусу. К ним крепится листовой оформитель - стеклотекстолит или тонкая фанера, затем бруски для оформления кромок днища и бортов. Выпуклый транец улучшает внешний вид катера но, если этим поступиться, можно сделать его плоским.

Когда шпангоуты, транец и киль с форштевнем установлены и выровнены на стапеле, в шпангоуты врезают рейки привальных брусьев и скуловых стрингеров. Можно заметить, что их поперечное сечение значительно меньше, чем у лодок деревянной конструкции, - так же как и шпангоуты, продольные рейки служат только для оформления обводов корпуса. Необходимая ширина скулового брызгоотбойника получается подклеиванием к стрингеру коротких реек или кусков пенопласта между шпангоутами. На этой же стадии на днище между шпангоутами вставляют пенопластовые оформители продольных балок фундамента двигателя, которые впоследствии оклеивают стеклотканью. Расстояние между балками должно быть согласовано с подмоторной рамой или кронштейнами для крепления двигателя.

Прикладывая к рейкам выставленного набора кусок фанеры, с их кромок снимают малку, затем укрывают набор листами стеклотекстолита толщиной 1,1 - 2 мм. Если достать этот материал не удастся, то листы можно изготовить самостоятельно, используя стеклоткань и связующее, заготовленные для формования корпуса. Процесс описан Л. Нефедовым ().

Листы нужных размеров выклеиваются на столе, обязательно установленном на открытом воздухе. На столе расстилается калька либо целлофан или полиэтилен, служащие разделительным слоем. На него накладывают 3 - 5 слоев стеклоткани, на которые равномерно наносится эпоксидное связующее с введенным в него пластификатором и отвердителем, и пакет проглаживается разогретым утюгом. Благодаря тому, что вязкость разогретой смолы снижается, связующее хорошо пропитывает все слои стеклоткани. На те места, где связующего оказалось недостаточно, можно нанести дополнительную его порцию и вновь прогладить утюгом. Через 20 - 30 минут наступает процесс частичной полимеризации, при котором лист пластика приобретает определенную жесткость, но его еще можно резать сапожным ножом и пробивать сквозь него мелкие сапожные гвозди.

При проглаживании утюг необходимо периодически очищать от налипшей на него смолы при помощи острого ножа, а также следить за тем, чтобы утюг не задерживался на одном месте. Нагретый участок может прочно приклеиться к утюгу и заготовка пластика окажется испорченной.

Оптимальная рецептура связующего
(содержание компонентов, % по весу)
1 2 3
Смола ПН-1 или ПН-3 89 Смола НПС-609-21М 85 Смола ЭД-5 75
Гидроперекись изопропилбензола (гипериз) 3 Гипериз 4 Дибутилфталат 15
Ускоритель НК (нафтенат кобальта) 8 Ускоритель НК 10 Полиэтиленполиамин 10
Соускоритель Т 1

С места корпуса, которое предполагается закрыть листом пластика, снимается шаблон из картона или плотной бумаги, обрезается по контуру и накладывается на заготовку для разметки. Кромки деталей набора, которые будут прилегать к листу, смазываются связующим, затем заготовка ставится на место и крепится к шпангоутам и рейкам продольного набора мелкими гвоздиками. Если лист пластика провисает под собственным весом, следует продолжить процесс полимеризации связующего - повесить лист на солнце либо использовать для подогрева рефлекторы. При этом нужно проверять, чтобы заготовка не стала настолько жесткой, чтобы пластик нельзя было пробить гвоздем или изогнуть лист по обводам корпуса. Если применяется готовый стеклотекстолит, в нем придется просверлить отверстия для гвоздей.

Таким образом закрывается вся поверхность корпуса. Стыки и пазы отдельных листов желательно выполнять на кромках набора. Все неровности обшивки шпаклюют эпоксидной шпаклевкой, стыки и пазы проклеивают лентами стеклоткани в 2 - 3 слоя.

После выдержки в течение двух-трех суток пластик приобретает достаточную твердость, чтобы ошкурить его поверхность и приступить к обклейке всего корпуса дополнительными слоями стеклоткани до нужной толщины (на днище 4 - 4,5 мм, на бортах 3 - 3,5 мм). При укладке последнего слоя стеклоткани в связующее можно добавить красящий пигмент либо окрасить лодку после постройки пентафталевыми эмалями.

Пользуясь этой технологией, можно заранее изготовить трехслойную переборку шп. 5 с пенопластовым заполнителем между наружными слоями стеклопластика, а также продольные выгородки в моторном отсеке, отделяющие топливные баки и аккумуляторную батарею от двигателя.

Особого внимания требует формование продольных реданов. Лучше всего, обклеив корпус двумя-тремя слоями стеклоткани, наклеить на днище заготовки реданов из твердого пенопласта (в крайнем случае из дерева) и обклеить их в 2 - 3 слоя лентами стеклоткани так, чтобы края лент переходили на днище на 25 - 40 мм. Последующие слои стеклоткани на днище укладывать в виде узких полос между реданами.

Киль и форштевень, места перехода транца в днище и борта рекомендуется усилить дополнительными слоями ткани.

После освобождения корпуса от стапеля, его переворачивают и приступают к оформлению палубы. Делается это путем вклеивания брусков из пенопласта между шпангоутами. После полимеризации клея выступающие за кромки шпангоутов части пенопласта срезают, обрабатывают пенопласт рубанком или «теркой» (лист жести с пробитыми в нем гвоздем отверстиями с заусенцами), затем грубой шкуркой. В носу и корме в бимсы врезают рейки, которые будут поддерживать листы стеклотекстолита при наклеивании на них слоев стеклоткани.

Накрыв кормовую и носовую части палубы стеклотекстолитом, в корме оформляют из деревянных реек вырез люка. На кромки этих реек, смазанных разделительным слоем (например, вазелином или мастикой для пола), загибаются края стеклоткани, образуя комингс выреза люка; после отверждения пластика рейки удаляют, а в стеклотекстолите делают соответствующий вырез. В носу на палубу наклеивают пенопласт для образования выступа для крепления ветрового стекла. Затем на палубу наформовывают дополнительные слои стеклоткани (на пенопластовые оформители бортовых ее участков достаточно наклеить 2 - 3 слоя).

Несколько слов о материалах для изготовления корпуса «Мурены». Прочный и водонепроницаемый корпус получается, если использовать стеклоткани сатинового переплетения марок Т11-ГВС-9, АСТТ (б) С2. При собственной толщине этих тканей 0,25 - 0,3 мм один слой стеклопластика в обшивке дает толщину 0,4 - 0,5 мм, так что на днище нужно уложить (с учетом толщины оформителя из стеклотекстолита) 8 - 10 слоев ткани, на борта - 6 - 7 слоев. Всего на изготовление корпуса «Мурены» необходимо 130 м стеклоткани, которая выпускается шириной 0,9 м.

Для наружного слоя и приформовки различных деталей рекомендуется более тонкая стеклосетка СЭ-01 полотняного переплетения. Она скрадывает грубую текстуру стеклоткани, хорошо выравнивает поверхность, плотно облегает сопряжения по небольшим радиусам и хорошо удерживает декоративный слой смолы.

Важно выдержать условие, чтобы вес связующего, используемого для формования слоя, был равен весу армирующей ее стеклоткани; лучше, если отклонения в ту или иную сторону не превышают 5 %.

Работы по формованию корпуса нужно вести в хорошо вентилируемом помещении или на открытом воздухе. В последнем случае важно выбрать сухую и теплую 17 - 25°С погоду. Работать нужно в резиновых перчатках, тщательно смывая с кожи капли связующего. При обклейке корпуса сначала на его поверхность кистью или шпателем наносят слой связующего, затем укладывают стеклоткань и тщательно разглаживают ее, добиваясь хорошей пропитки и исчезновения складок и воздушных пузырей. Если поверхность укладывают несколькими полотнищами ткани, их кромки должны перекрывать друг друга на 20 - 40 мм. При обклейке палубы кромка полотнища должна заходить на верхнюю кромку наружной обшивки на 25 мм.

Рекомендации по изготовлению пуансона, матриц и формованию безнаборного корпуса можно найти в статье о постройке мини-яхты «Калан» (). Полезна также книга П. П. Каткова, В. В. Кушелева «Технология пластмассового судостроения», Л-д, 1986 г. «Судостроение».

Д. Курбатов, «Катера и яхты», 1989, №02(138).

Чертежи водометного движителя и моторной установки катера «Мурена» .