Штраф за управление лодкой без прав. Особенности эксплуатации надувных лодок. Курсы движения парусной лодки, управление рулем и шкотом


Прежде чем отправиться в водное путешествие или на рыбалку давайте подготовимся морально, технически и юридически, чтобы получать удовольствие, а не головную боль. Надувная лодка с мотором - это маломерное судно (МС). Весной этого года будет, наконец-то (!), введено точное и единое определение МС, и утверждено Государственной Думой, а пока судно с двумя подвесными лодочными моторами по 300 л.с. - это тоже маломерное судно! Так же весной 2012 года будут внесены изменения в порядок регистрации МС.

Незнание правил плавания не освобождает от ответственности: административной, уголовной и точно не избавит вас от мук совести из-за пострадавшего человека.
. В основу административного кодекса положен принцип презумпции невиновности:
- лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых указана его вина;
- лицо, привлекаемое у административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
- считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном кодексом.
. За нарушение правил плавания нас ожидают следующие виды административного наказания:
- просто штраф;
- «сложное» наказание: предупреждение, штраф или лишение прав (сокр. ПШЛ), что к вам применить решает инспектор.
. Лишает прав не инспектор, а судья.
. Для разбора трагических случаев существует речная и морская прокуратуры.
. Единственное нарушение, за которое лодка отправляется на штраф-стоянку - это управление судном в нетрезвом виде. Судно находится там до устранения причины нарушения, т.е пока не протрезвеете, или лодку может забрать доверенное лицо(юридически оформленное).
Если на водоёме официальной штраф-стоянки нет, то «на нет и суда нет».
К примеру, в Санкт-Петербурге такая штраф-стоянка есть: буксировка и первый день бесплатно. В случае, когда катер или мотолодка не превышают длину 10 метров, владельцу необходимо будет оплачивать 21 рубль за час стоянки (504 рубля в сутки). . Ещё есть шанс попасть на штраф-стоянку по подозрению в угоне лодки, т.е. у вас всегда должны быть документы на неё или судовой билет.
. Управление МС в нетрезвом виде или передача управления такому же пьяному лицу, а так же лицу не имеющему прав: штраф 1500-2000 р. или лишение прав на срок от 1 года до 2-х лет.
. Права нужны на МС с мощностью двигателя больше 3,68 Квт (5 л.с.). Если у вас 3,7 Квт - значит нужны. Лодкой с мотором мощностью до 3,68 Квт может управлять любой член экипажа (трезвый).
. Если у всех членов экипажа есть права, то можете без всяких бюрократических бумажек (доверенностей) подменять друг друга за рулём, если владелец лодки на борту. Если друг дал вам лодку покататься, то надо оформить доверенность (можно рукописную).

Самые распространённые штрафы
Примечание : штрафы суммируются, но любой можно оспорить в суде.

Управление незарегистрированным судном - штраф от 500 до 1000 руб.
. Управление судном, не прошедшим технического осмотра - штраф от 500 до 1000 руб.
. Управление судном, не несущим бортовых номеров - штраф от 500 до 1000 руб.
. Управление судном с нарушением района плавания - штраф от 500 до 1000 руб.
Районы плавания бывают трёх видов и на территории Санкт-Петербурга есть все.
МП (морские пути) - их можно узнать по морским буям, к примеру, река Нева за Благовещенским мостом и Финский залив.
ВВП (внутренние водные пути) – Нева, река по которой ходят грузовые и пассажирские немаломерные суда, а так же МС.
ВП (внутренние пути) - река Фонтанка, Мойка и все каналы Петербурга, Ивановский карьер у ст. метро Ломоносовская и т.п.
Районы плавания указываются в судовом билете и правах водителя маломерного судна (фото справа) (в обоих документах могут быть указаны не все районы (!), тут уж кто как учился и смотря на чём собрался ходить).

Давайте изучим судовой билет. Открываем страницу и видим: ВП, ВВП, МП - это и есть районы плавания. Высота волны 0,40 м, удаление от берега 3000 м. Значит,когда мы выйдем в Финский залив (МП), мы не должны удаляться от берега (ближайшего укрытия) далее 3 км. Проще говоря, в любом из этих районов вы можете ходить с лодочным мотором мощностью до 3,68 кВт без прав, а если мотор мощнее, то с правами.
. Управление переоборудованным судном без разрешения (к примеру, установка мотора на лодку, зарегистрированную как гребная) - штраф от 500 до 1000 руб.

Вот он бездушный лик бюрократа: берёте на базе «Пеллу» (по документам прокатной базы это гребная лодка, хотя по паспорту она моторно-гребная и рассчитана на установку мотора до 2,3 л.с.) вешаете на транец мотор 2 л.с (справка-счёт есть) и вы виноваты, хотя за моторы до 3,68 Квт даже налогов платить не надо!

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на МС(отсутствие жилета; жилет есть, но не надет при движении; сидение на борту лодки при движении, больше пассажиров, чем разрешено) -штраф от 300 - до 500 руб.
Почитаем другую страницу судового билета. Эти «загадочные» значки внизу на фото справа - формула класса судна:
2 - значит мотолодка
U - значит судно без палубы
- значит нет водонепроницаемых отсеков
(4) - класс по высоте волны
2 - кол-во людей на судне max
/3,6 - мощность двигателя max для этого судна в КВт
Значит впятером в двухместную лодку залазить не надо... и повесить вместо 4,0 л.с (3.6 КВт) пятёрочку не получится.

Рассмотрим другие страницы судового билета (фото слева). Инспектор хотел вписать вам огнетушитель, но в этот момент чихнул и забыл это сделать... при встрече с вами на водоёме даже он сам не вправе потребовать его. У вас в лодке должно быть только то, что вписано.

Судовой билет - это юридический документ, подтверждающий ваши права собственника, а если кто-то нехороший умыкнёт вашу лодочку, на этом основании можно объявить лодку в розыск. Судовой билет выдаётся после регистрации лодки в ГИМС (Государственная Инспекция по маломерным судам).
. Превышение установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, остановка или стоянка в запрещённых местах, нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов - предупреждение, штраф от 300 до 500 руб., лишение прав на 6 месяцев.
Рассмотрим подробнее этот пункт. Ограничения скорости на Неве и в Финском заливе пока нет, но на всех внутренних речках и каналах Петербурга не выше 8 км/ч (при проходе мимо причалов - 5 км/ч).

Несоблюдение требований навигационных знаков - знак якоря не бросать (самое первое фото в начале статьи) поймёт и новичок, а об остальных в следующей статье. Остановка или стоянка в запрещённых местах - под мостом нельзя, там, где ходят большие суда - не советую категорически (целее будете), и к атомной станции подходить то же не стоит.

Нарушение правил маневрирования - движение на водоёмах правостороннее, т.е правый бок лодки всегда должен быть ближе к берегу реки (канала) чем левый, помеха справа как на суше, расходиться надо левыми бортами(желательно так же поступать и на озёрах). Уступить дорогу гребной лодке (тоже МС) - не значит остановиться, надо аккуратно обойти гребнушку, не создавая волны, опасной для такой маленькой лодки. Если будем взаимовежливы, авось и вас моторка с двумя подвесниками по 300 л.с. аккуратно обойдёт.

Подача звуковых сигналов - МС может подавать звуковые сигналы (свистки, звук пневматического горна) только в 2-х случаях: человек за бортом (три продолжительных по 5 сек каждый) и если окажетесь в тумане (как ёжик). Если вы неожиданно оказались в тумане, то надо подавать звуковые сигналы (один продолжительный (5 сек) раз в 2 минуты свистком или пневматическим горном (такие используют футбольные болельщики). Выход МС на водоём в тумане запрещён (так как ни один локатор сухогруза вашу надувную и низкую лодку не увидит).
. Изъять вашу лодку или мотор не имеет права никто, ни при каких обстоятельствах, а пострадавшего доставить в больницу святое дело.

Во второй части статьи более подробно изучим правила плавания на ВВП и ВП Санкт-Петербурга.

В помощь водномоторнику.

Чтобы правильно научиться управлять моторной лодкой, необходимо четко понимать, как взаимодействуют между собой лодка и окружающая жидкая среда. Ведь управление моторной лодкой значительно отличается от управления автомобилем. Перед приобретением моторной лодки следует посетить курсы вождения моторных лодок.

При управлении лодкой следует учитывать факторы, влияющие на безопасность эксплуатации. К ним относятся мощность двигателя, обводы корпуса, руль и конструкция гребного винта. Также следует уделить внимание факторам, оказывающие влияние на маневренность – течение, глубина, ветер и волны. Управляя лодкой с подвесным мотором обязательно нужно принять во внимание эти факторы, т.к. все маневры, выполняемые с легкость на автомобиле, выполняются на лодке совсем по-другому.

Хотелось бы привести некоторые детали, которые нужно учитывать при управлении моторной лодкой.
1. Всегда проверяйте количество топлива перед выходом на открытую акваторию. Лодки с подвесным мотором содержать бензин только в моторном баке.
2. Проконтролируйте, чтобы все находящиеся на борту были обеспечены спасательными жилетами. Убедитесь, все ли пассажиры умеют плавать. Данный фактор следует учитывать, отправляясь в плавание.
3. Собравшуюся воду в ланьях необходимо выкачать. Не выкачанная вода негативно скажется на маневренных и скоростных качествах.
4. Обладая подвесным мотором, перед запуском необходимо приподнять кожух и продуть его от паров бензина. В противном случае, двигатель может взорваться.
5. Направляя в незнакомую акваторию, возьмите с собой подробную карту, указывающую все отмели, причалы, препятствия, сильные течения и другие важные данные. Это позволит сделать Ваше плаванье безопасным.
6. Особое внимание уделяйте течениям и приливом. Они могут сбить вас с курса.
7. Разработайте план действий в случае, если у ваш мотор заглохнет. Прокладывайте маршрут так, чтобы при возникновении такой ситуации, ветер направлял лодку к берегу. А также припаситесь якорем с большим количеством якорного каната.
8. Лодку необходимо укомплектовать веслами, огнетушителем, багром и устройством подачи звуковых сигналов. При выходе на большие расстояния от берега, лодка должна укомплектоваться радиостанцией.
9. При нахождении в ночное время суток в акватории, заранее позаботьтесь о работоспособности навигационных огней. Также позаботьтесь о наличии аварийного фонаря.
10. Перед выходом в плавание дайте поработать двигателю на холостом ходу. Обратите внимание на работу двигателя на ходу и реверсе. Осмотр двигателя проводится минимум раз в сезон.
11. Отшвартовавшись, соберите на борт и сложите швартовый трос, чтобы предотвратить наматывания на винт.
12. Изучите основные правила при обгоне и расхождении судов. Помните, что парусное судно, независимо от размеров тоннажа, всегда имеет преимущество про осуществлении маневров.

Управление лодкой пвх в штормовую погоду
При управлении моторной лодкой на волне Вам следует обратить пристальное внимание на равномерность загрузки судна. При этом пассажиры не должны сидеть на баллонах, так как упавший за борт человек может попасть под днище лодки или под винт подвесного мотора.

Движение лодки ПВХ под углом к волне
Регулируя движение моторной лодки на волне, рекомендуется направлять корпус под углом к волнам, двигаясь галсами. Такой вариант считается максимально безопасным. Если лодка зарывается в воду и практически останавливается, необходимо обеспечить равномерное распределение груза в кокпите.

Управление румпелем при движении вперёд
Важно знать, что управление лодкой пвх осуществляется движением кормы. Именно поэтому румпель мотора (корму судна) нужно поворачивать в направлении, противоположном вектору желаемого движения. Если мотор резко увеличивает обороты на поворотах, то необходимо отрегулировать высоту его установки.

Особенности маневрирования при ходе назад
Необходимо помнить, что поворот моторной лодки с включённой задней передачей двигателя выполняется совсем не так, как у судна, мотор которого двигает его вперёд. В этом случае все происходит так, как показано на схеме выше. При повороте румпеля влево корма лодки ПВХ тоже повернётся влево.

Рекомендации по выходу на глиссирование
В большинстве случаев грамотно сделанная владельцем судна развесовка снаряжения в кокпите лодки ПВХ обеспечивает оптимальный дифферент корпуса и становится гарантией быстрого выхода на глиссирование, а также способствует улучшению управляемости и снижению расхода топлива на крейсерском ходу.

Во время управления лодкой ПВХ под мотором, её правый борт может немного уводить влево. Это типичное явление для моторных лодок с V-образными корпусами, поэтому оснований для беспокойства нет. Однако, несмотря ни на что, после первого спуска судна на воду, постарайтесь опробовать его в движении, постепенно наращивая скорость, привыкая к особенностям управления данного комплекта.

Если Ваша лодка при движении «садится» кормой и хлопает днищем по волнам, выберете оптимальный угол наклона дейдвуда подвесного мотора, что немедленно отразиться на дифференте судна. Если во время крейсерского хода на глиссировании наблюдается фонтан брызг за кормой, это следствие того, что двигатель установлен слишком низко. Исправить высоту подвески лодочного мотора можно с помощью специальной накладки для .

Обратите внимание на дифферент лодки

Если во время управления моторная лодка на ходу имеет чрезмерный дифферент на корму на крейсерской скорости либо дельфинирует, то Вам необходимо остановиться и переместить часть снаряжения и пассажиров в переднюю часть кокпита. Еще можно постараться достичь желаемого результата наклоном подвесного мотора наружу (т.е., прижатием дейдвуда мотора к транцу). Если во время движения лодка ПВХ имеет дифферент на нос, то есть, зарывается в воду, выполните обратные действия.

Оптимальное распределение груза в кокпите

Правильное распределение груза на борту - гарантия не только ровного хода моторной лодки, но и комфортного управления. Не следует сосредотачивать весь имеющийся на борту груз на корме или в носу лодки, особенно если у Вас подвесной мотор большого веса и высокой мощности. Но при правильном распределении груза в лодке необходимо учитывать не только это, но и тип лодки. Идеальное распределение в каждом конкретном случае достигается опытным путём.

Управление моторной лодкой в штормовую погоду

Если Ваша лодка ПВХ на реке, в море или на большом озере попала в сильный ветер, сопровождающийся волнами, то для эффективного управления соблюдайте следующие правила:

  • Уменьшите скорость моторной лодки до минимума, при котором можно сохранить управление. Помните, что корпус имеет большую парусность.
  • Не паникуйте и сохраняйте спокойствие. Ещё раз проверьте, надежно ли держатся в кокпите пассажиры, хорошо ли закреплено снаряжение на борту.
  • Осторожно управляя лодкой ПВХ, постарайтесь найти бухту или другое защищённое место для укрытия от волн.
  • Если такового нет, держитесь подальше от берега, так как, если заглохнет мотор, во время сильного прибоя лодку или дейдвуд подвесного мотора может разбить о прибрежные скалы.
  • Управляя моторной лодкой, ведите судно носом под углом к волнам. Двигаться в этом случае рекомендуется зигзагом.
  • В шторм в лодке скапливается слишком много воды и возрастает вероятность того, что забьется сливное отверстие. Поэтому при первом же удобном случае постарайтесь прочистить сливной клапан, расположенный на транце судна.

Основы управления моторной лодкой ПВХ

Следует помнить, что, как и катера, все моторные лодки управляются движением кормы. Это означает, что корму нужно поворачивать в направлении, противоположном направлению желаемого движения. Например, при повороте штурвала налево корма лодки ПВХ будет двигаться вправо, и наоборот. Это особенно важно иметь в виду при управлении лодкой ПВХ на подходе к причалу, при маневрировании в стеснённом пространстве или вблизи людей, находящихся в воде. Если лодка оснащена двумя моторами, можно один мотор пустить вперёд, а на другом включить задний ход, что позволит выполнить разворот корпуса практически на месте.

Важно знать, что управление поворотом моторной лодки с включённой задней передачей выполняется совсем не так, как у судна, мотор которого двигает его вперёд. Двигаясь задним ходом, маневрировать особенно затруднительно в стеснённом пространстве. В общем, при включённой задней передаче поворот штурвала влево повернёт корму тоже влево. Если же судно оснащено двумя моторами, и двигатель правого борта включён вперёд, а левый мотор - назад, то лодка будет поворачиваться против часовой стрелки.

Чтобы быстро остановить моторную лодку, переведите переключатель передач в нейтральное положение. Когда двигатель перейдёт на холостые обороты, медленно переведите переключатель передач в положение «задний ход». Когда судно остановится, переведите регулятор газа в нейтральное положение.

Осуществляя управление лодкой пвх, максимально осторожно приближайтесь к пловцу в воде. Это можно делать только с мотором на холостых оборотах. Уводите корму в сторону от человека. На расстоянии в несколько метров от пловца переключатель передач нужно перевести на нейтраль и выключить мотор.

Управление лодкой пвх при выходе на глиссирование

Для длительного и устойчивого глиссирования моторной лодки необходимо, чтобы корпус судна при движении имел небольшой дифферент (примерно 1-3°) на корму. Это достигается оптимальным расположением груза в лодке, а также изменением угла установки (наклона) мотора. Необходимо помнить, что правильная загрузка лодки ПВХ в сочетании с правильным наклоном мотора станут гарантией желаемой управляемости моторной лодки и минимального расхода топлива на крейсерской скорости.

Если в ходе управления моторной лодкой ПВХ в одной или нескольких из её надувных оболочек заметно упало давление, это может стать следствием уменьшения температуры воздуха, например, в случае, когда движение осуществляется вечером, после жаркого солнечного дня. В этом случае необходимо остановиться и подкачать баллоны с помощью насоса из базовой комплектации. При этом, если давление упало только в одной из оболочек, осмотрите её на предмет повреждений или проверьте работоспособность воздушного клапана. Если в поверхности материала имеется прокол, вполне реально провести в походных условиях.

Чтобы оценить возможности и особенности управляемости моторных лодок пвх Баджер, посмотрите данное видео .

Сегодня мало какая рыбалка или охота обходится без использования моторной лодкой. Опытные рыбаки которые покупают меховые жилеты здесь http://tatet.ua/items1959-odezhda/f17578-20162/17582-20100 и охотники, съевшие не один пуд соли, прекрасно могут управлять моторной лодкой. Но новички этого хобби обычно не имеют никакого представления о лодке и ее управлении на воде. Заблуждением считается то, что лодка ездит как автомобиль. Сила трения лодки на воде гораздо меньше, чем колес автомобиля на асфальте. И также под водой не видно преград (камни, коряги, отмели) так, как видно на дороге (ямы, камни). Поэтому прежде чем сесть в лодку с важным видом опытного водителя, следует знать несколько очевидных правил по управлению моторной лодкой:

Наличие удостоверения на право управления плавсредствами с подвесными моторами.

Такое удостоверение можно получить в управлении ГИМС, предварительно пройдя обучение и тестирование по данной программе.

Присутствие опытного судоводителя рядом.

Во время первых пяти самостоятельных поездок на лодках желательно присутствие опытного водителя. При различных экстремальных ситуациях (поломка мотора, поступление воды, посадка лодки на мель) опытный судоводитель поможет полностью оценить ситуацию и подскажет оптимальное решение.

Проверка наличия ремкомплекта и гребных весел.

При проверке экипировке в лодке необходимо обратить внимание на наличие гребных весел и набора ремонтных ключей. В случае поломки мотора только весла помогут добраться до берега и только при помощи ключей можно исправить мелкую поломку двигателя.

Проверка сливной пробки.

Перед спуском лодки на воду необходимо проверить сливную пробку на герметичность. При неплотном прилегании пробки к корпусу лодки возможно поступление воды вовнутрь. Своевременное обнаружение водотечности поможет избежать ряда проблем.

Спасательный жилет.

При нахождении на борту лодки все люди должны быть одеты в спасательные жилеты. Это является не только правилами ГИМСа, но и первая мера безопасности при падении за борт.

Запас топлива.

Перед отплытием важно проверить количество топлива. В этом случае желательно придерживаться правила трех: одна треть топлива на поездку, одна треть на возвращение обратно и одна треть на запас.

Воздушный клапан топливного бака.

Перед запуском двигателя следует проверить воздушный клапан на топливном баке. Он должен быть открытым, иначе при создании вакуума в баке во время работы двигателя может прекратиться подача топлива в мотор.

Рукоятка хода в нейтральном положении.

Прежде чем запустить двигатель, необходимо убедиться в нейтральном положении рукоятки хода. При положении рукоятки «вперед» или «назад» моторная лодка может дать ход во время запуска двигателя. Это может привести к падению за борт человека.

Прогрев мотора.

После запуска лодочного мотора следует некоторое время его прогреть. Во время прогрева двигателя не стоит отвязывать лодку от берега (дока).

Знание района плавания.

Перед отправлением в путь любой судоводитель обязан знать район плавания, в котором будет происходить передвижение моторной лодки. Это является залогом безопасности. Любой водоем имеет свои подводные камни, коряги и отмели. Наезд на одну из этих опасностей может привести не только к поломке двигателя, но и угрожать безопасности пассажиров.

Управление при волне.

Во время передвижения при больших волнах (0,5–1 м) следует удерживать лодку носом на волну, тем самым разрезая волны. При волне, бьющей в борт, существует опасность переворота лодки.

Отказ от резких поворотов.

При движении на моторной лодке не следует делать резких поворотов в стороны. Такие повороты могут привести к опрокидыванию лодки.

При передвижении на судоходных водоемах следует держаться дальше от судов, так как их ходовые и инерционные силы могут повлиять на движение лодки. Это может привести к опрокидыванию лодки или затягиванию под другое судно.

Расхождение левыми бортами.

Расхождение со встречными маломерными судами допускается только левыми бортами (Правила Плавания на ВВП). Немногие судоводители на моторных лодках придерживаются этого правила.

Плавание на моторной лодке является не только интересным и увлекательным, но и очень опасным и ответственным способом передвижения на воде. Поэтому к самостоятельному управлению моторной лодкой следует подходить после определенного обучения и практики.