Международная конвенция пднв. Международные морские нормативные документы

РУКОВОДСТВО ДЛЯ МОРЯКОВ

С учетом новых Манильских поправок 2010 года

Международная федерация транспортников

предисловие

в июне 2010 г. на дипломатической конференции в Маниле был принят ряд поправок к Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., известной нам всем как конвенция пднв, и связанному с ней кодексу. Этот инструмент описывают как один из четырех столпов, на которых стоит нормативно-правовая система морского транспорта, вместе с двумя другими конвенциями иМо – СоЛаС и МарпоЛ – и с конвенцией Мот о труде в морском судоходстве. принятые поправки знаменуют собой первую большую ревизию документа после 1995 г., когда исходная пднв-1978 была отредактирована полностью.

Морской транспорт зависим от компетентных, хорошо подготовленных моряков, которые обеспечивают безопасность человеческой жизни на море, морскую безопасность, эффективность навигации, защиту и сохранность морской среды. конвенция пднв в новой редакции предлагает новые международные стандарты, необходимые для морских институтов и преподавателей, чтобы давать современному моряку столь востребованные навыки и знания.

Мфт подготовила это издание, чтобы помочь морякам понять внесенные поправки и находить нужную информацию. я поддерживаю эту инициативу, призванную донести содержание требований конвенции до всех, и верю, что данное руководство поспособствует реализации задач конвенции и кодекса пднв.

кодзи Секимидзу

Генеральный секретарь ИМО

пднв руководСтво дЛя Моряков

Международная федерация транспортников

Сертификационные требования

Часть 1 – Сертификаты пднв

Сертификаты

Способы получения сертификатов

общие требования к офицерам

общие требования к рядовому персоналу

Часть 2 Сертификаты и общие требования по званиям

Старший помощник капитана

вахтенный офицер штурманской вахты

рядовые моряки в составе штурманской вахты

палубный матрос 1-го класса

радиооператоры

Старший механик

второй механик

вахтенный офицер вахты в электромеханической части

Судовой электромеханик

Матросы в составе вахты в электромеханической части

Матрос 1-го класса машинного отделения

Специалист-электромеханик рядового состава

другие члены экипажа

Часть 3 другие сертификаты

для персонала судна любого типа

дополнительная необязательная подготовка

для персонала, работающего на танкерах

для персонала, работающего на пассажирских судах

Часть 4 вопросы подготовки

Сертификаты, выдаваемые образовательными организациями

и центрами подготовки

пднв руководСтво дЛя Моряков

Международная федерация транспортников

обучение на тренажерах в соответствии с конвенцией пднв

требования к знанию английского языка

использование дистанционного и электронного обучения

подготовка и ее оценка на борту

ответственность компаний

выполнение Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией

судов (ISM), относящегося к конвенции пднв

Сертификаты Глобальной Системы предупреждения и Безопасности Мореплавания (GMDSS)

Стандарты состояния здоровья

требования на борту

Сертификаты и документы, которые должны быть на борту

обязательная подготовка по мерам безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях

и знакомство с особенностями судна

подготовка на борту и ее оценка

Морская служба

употребление алкоголя и наркотиков

положения о контроле

взыскания

инструкции, касающиеся только несущего вахты персонала

влияние поправок к пднв на владельцев сертификатов пднв-95

обновление и переаттестация

дополнительные требования к компетентности в соответствии с дополненной

конвенцией пднв 2010 г.

капитан и палубная команда

Машинное отделение

Где получить больше информации по конвенции пднв

приложение A

Список стран-участниц пднв

приложение B

циркуляр иМо (STCW.7/Circ.17) офицерам-контролерам государства

порта относительно

сертификатов о компетентности, выдаваемых на основании положений конвенции пднв

приложение C

Сводная таблица требований

пднв руководСтво дЛя Моряков

Международная федерация транспортников

о руководстве

настоящее руководство предназначено для моряков всех званий и любой национальной принадлежности. Главная его задача состоит в том, чтобы помочь вам понять, какие «Манильские поправки» 2010 года к Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (пднв) окажут на вас влияние. Хотя мы и старались сделать это руководство как можно более точным, вам следует вступить в контакт с морскими властями, выпустившими ваш сертификат или ваши сертификаты моряка и подтвердившими его, для того чтобы получить конкретную информацию о национальных требованиях и сроках, которые вы должны выполнять.

в разделе 1 дается справочная информация о дополненной конвенции пднв, включая сроки, которые должны быть соблюдены, и краткий словарь терминов.

в разделе 2 представлены сертификаты, которыми вы должны обладать до найма на судно, для того чтобы обеспечить их соответствие требованиям дополненной конвенции пднв. Этот раздел состоит из четырех частей. в Части 1 говорится о сертификатах конвенции пднв, способах их получения и общих требованиях к офицерам, рядовому и старшинскому составу. в Части 2 перечисляются сертификаты, необходимые в соответствии с рангом, и приводятся предъявляемые соответствующие общие требования. в Части 3 указывается, какие сертификаты вам необходимы в зависимости от выполняемых вами функций на борту и от типа судна, на котором вы работаете. в Части 4 даются рекомендации относительно учебных организаций, требований к тренажерам, английскому языку и сертификатам Глобальной Системы предупреждения и Безопасности Мореплавания (GMDSS).

в разделе 3 рассматриваются требования, которые вы должны соблюдать, вступив на борт судна. к ним относятся документы, которые вы должны всегда иметь при себе, свидетельство ознакомления с данным судном, записи о пройденном обучении и службе на плавающих судах. к этим требованиям также относятся правила относительно употребления алкоголя и наркотиков, процедуры контроля и взыскания. кроме того, имеется раздел, относящийся исключительно к несущему вахту персоналу, офицерам и рядовому составу, включающий правила, касающиеся часов отдыха, и инструкции по несению вахты.

раздел 4 посвящен тому, что вы должны делать, если у вас есть сертификат пднв-95, который вам необходимо обновить до сертификата дополненной конвенции пднв 2010 г. Этот раздел включает таблицы, в которых сведены по рангам дополнительные компетенции, которые вы должны продемонстрировать, чтобы обновить свой сертификат.

и последнее, в разделе 5 перечислены другие источники информации, к которым вы можете обратиться, если вам необходимо будет получить более подробную информацию о дополненной конвенции пднв 2010 г.

настоящее руководство разработано Международной федерацией транспортников (Мфт). вы также можете бесплатно скачать ее экземпляр на нашем веб-сайте www.itfglobal.org

пднв руководСтво дЛя Моряков

Международная федерация транспортников

пднв руководСтво дЛя Моряков

Международная федерация транспортников

пднв руководСтво дЛя Моряков

Международная федерация транспортников

конвенция пднв

ответственность за поддержание безопасной для судоходства окружающей среды и обеспечение чистоты наших океанов лежит на всех моряках по всему миру, демонстрирующих высокие стандарты компетентности и профессионализма при выполнении своих обязанностей на борту судна. Международная конвенция о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (пднв) 1978 г., дополненная в 1995 г., а затем в 2010 г., устанавливает такие стандарты, управляет выдачей сертификатов и контролирует условия несения вахты. ее положения относятся не только к морякам, но и к судовладельцам, учебным организациям и национальным морским властям.

конвенция была принята Международной Морской организацией (иМо) в 1978 г. и вступила в силу в 1984 г. в конце 1980-х годов стало ясно, что конвенция пднв-78 не достигает своих целей подъема стандартов профессионализма во всем мире, и члены иМо решили внести в нее изменения. Это было сделано в начале 1990-х годов, и дополненная конвенция стала называться конвенцией пднв-95.

«Манильские поправки» 2010 г. предполагали включение всех согласованных после 1995 г. изменений, использование новых технологий, ликвидацию несоответствий и устаревших положений. Был сделан особый упор на совершенствование положений о дипломировании в области управления и коммуникаций в Главе I и на выполнение особых требований к каботажному судоходству и судоходству на шельфе. имела место всеобщая приверженность приведению в соответствие конвенции пднв там, где это было возможно, положениям конвенции Мот о труде в морском судоходстве 2006 г.

Хотя конвенция пднв-78 почти полностью делает упор на знании, акцент конвенции пднв-95 направлен в сторону практических навыков и компетенции, подкрепленных теоретическими знаниями. поправки 2010 г. продолжили направленность на компетентность, а не на стаж плавания и продолжительность подготовки. конвенция устанавливает стандарт для моряков всех рангов, служащих на морских торговых судах, зарегистрированных под флагом страныучастницы конвенции.

термин «морское судно» включает в себя все коммерческие суда, плавающие на внутренних или международных линиях. конвенция пднв не относится к морякам, служащим на боевых кораблях, вспомогательных военных судах или на любых других принадлежащих государству или управляемых им судах, осуществляющих некоммерческие услуги, рыболовных судах (имеется отдельная конвенция, охватывающая персонал рыболовных судов), прогулочных яхтах, не выполняющих торговых функций, и на деревянных судах примитивной постройки.

конвенция пднв-95 уже была принята всеми главными поставщиками рабочей силы и судовыми регистрами. Это более 98% всего мирового торгового флота. в конце настоящего руководства вы найдете список стран, участвующих в текущей конвенции, и даты ее принятия, но это не означает, что указанные страны полностью реализовали на практике поправки 2010 г. правительства должны представить отчеты о их согласии с иМо до 1 января 2013 г.

пднв руководСтво дЛя Моряков

Международная федерация транспортников

Схема конвенции

конвенция пднв – это книга, состоящая из трех разделов.

1. Статьи : правовая ответственность, которую принимает на себя страна-участница.

2. Приложение : технические детали того, как правовая ответственность, указанная в Статьях, должна выполняться.

3. Кодекс ПДНВ : определяет более глубокие технические детали, содержащиеся в приложении. он состоит из Части а и Части в.

обязательные стандарты подготовки моряков, дипломирования и несения вахты.

пднв руководСтво дЛя Моряков

Требования к экипажам, командному составу и администрации судна по организации вахты на мостике и в машинном отделении, как в рейсе, так и на период стоянки в порту, а также по другим вопросам, связанным с эксплуатацией судов, безопасностью судна, экипажа, груза, пассажиров в процессе эксплуатации, а также защиты окружающей среды изложены как в Уставе флота рыбной промышленности, так и в КТМУ. Они соответствуют положениям Конвенции 1978г. о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers- далее Конвенция ПДНВ-78/95) и Кодекса ПДНВ, являющегося приложением к Заключительному акту Конференции участников Конвенции ПДНВ в 1995г. Неизвестно почему, но в официальном переводе названия Конвенции слово «стандарты» было опущено. Конвенция ПДНВ-78/95 вступила в силу в 1992г., поправки дополнения 1995г. вступили в силу в 1997г., поправки 1997г. вступили в силу с 1999г. Украина присоединилась к Конвенции в 1996г., приняв «Закон Украины о присоединении к Конвенции…» № 464/96-ВР.Конвенция ПДНВ-78/95 и Кодекс ПДНВ охватывают практически все аспекты, связанные с квалификацией экипажей судов, необходимой для своих обязанностей:

Уровень и стандарты компетентности по каждой должности на судне;

Наличие дипломов и иных документов, подтверждающих компетенцию моряка;

Наличие периодических подтверждений дипломов и иных документов, подтверждающих компетентность моряка;

Требования по подготовке и квалификации инструкторов, руководителей подготовки и экзаменаторов в учебных заведениях, где проходят обучение подготовку моряки;

Требования к тренажерам, используемым в процессе подготовки моряков;

Медицинские требования к плавсоставу;

Требования к организации вахты на мостике и в машинном отделении, таким образом, чтобы усталость персонала не влияла на эффективность несения вахты, а личный состав вахт получал достаточный отдых и был годен к несению вахты;

Требования по соблюдению периодов отдых для персонала, несущего вахту;

Конвенция ПДНВ-78/95 не распространяется:

На моряков, которые служат на военных кораблях и иных судах государственной некоммерческой службы;

На плавсостав рыболовных судов;

На моряков, работающих на прогулочных яхтах, не занимающихся коммерческими перевозками;

На экипажи деревянных судов примитивной конструкции;

Конвенция ПДНВ-78/95 состоит из 17 статей, в Приложениях, состоящих из 8 глав (полностью переработанных в 1995г.), изложены основные требования к подготовке моряков, дипломированию и несению вахты.

Правило I/9 Приложения к Конвенции обязывает каждую из Сторон Конвенции установить требования к состоянию здоровья моряков, а также учредить реестры всех выдаваемых дипломов и сертификатов, и давать сведения об их аутентичности и действительности другим Сторонам, которые обращаются с официальным запросом на подтверждение.

Правило I/14 Приложения к Конвенции, измененное в 1995г., устанавливает, чтобы Морская Администрация каждой страны обязывала каждую судоходную компанию своего флага нанимать на суда только дипломированных моряков, чтобы можно было проверять подлинность их дипломов.

Эти функции выполняются на трех уровнях: управления (капитан, старпом, старший механик, 2-й механик); эксплуатации (вахтенные помощники капитана и вахтенные механики); вспомогательный уровень (рядовой состав). Глава II Приложения к Конвенции 1978г. устанавливает на всех уровнях обязательные минимальные требования к капитану и палубной команде, Глава III – к машинной команде. Глава IV определяет требования к сертификатам по ГМССБ, а Глава V – к специальной подготовке персонала специализированных судов (танкеров, пассажирских судов типа «ро-ро» и отличных от «ро-ро»). Глава VI определяет функции, относящиеся к аварийным ситуациям, охране труда, медицинскому уходу и выживанию. Глава VIII определяет принципы организации вахтенной службы. Все положения данных глав обычно включаются (либо учитываются) разработчиками в процесс разработки Систем безопасной эксплуатации для конкретных судов (по Кодексу МКУБ). Кроме упомянутого Приложения-78, существует еще Приложение 1 – Кодекс ПДНВ, который образует единый инструмент с Конвенцией и состоит из Части А – обязательной и Части Б – рекомендательной – всего по 8 глав.

Кодексом определены функции моряков на судне:

    судовождение;

    размещение и перевозка грузов;

    управление эксплуатацией судна и забота о людях на судне;

    судовые механические установки;

    электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления;

    техническое обслуживание и ремонт;

    радиосвязь.

В Кодексе ПДНВ приведены образцы дипломов и сертификатов, а также подтверждений к ним, требования по квалификации и подготовке инструкторов, методистов и экзаменаторов при подготовке моряков, эксплуатационные требования к тренажерам, используемым в процессе подготовки. Под стандартами компетенции Кодекса ПДНВ следует понимать уровень профессиональной подготовки, необходимый для надлежащего выполнения функций на судне, в соответствии с международно согласованными критериями. Это специальные таблицы, следующего образца:

Раздел А- II /1

Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 и более

Функция: Судовождение на уровне эксплуатации (всего 11 страниц).

Стр. 7 из 11 - Обработка и размещение груза на уровне эксплуатации

Компетенция

Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением, сохранностью во время плавания, выгрузкой груза.

Обработка, размещение и крепление груза.

Знание воздействий, производимых грузом, включая тяжеловесные грузы, на мореходность и остойчивость судна.

Знание безопасной обработки, размещения и крепления груза, включая навалочные грузы и опасные, вредные и ядовитые грузы, и их влияние на безопасность человеческой жизни на судне.

Способность установить и поддерживать эффективное общение во время погрузки и выгрузки.

Экзамен и оценка доказательства, полученного на основе одного или более из следующего:

1 одобренный стаж работы на судне.

2 одобренный стаж подготовки на учебном судне.

3 одобренная подготовка на тренажере, если это применяется

Грузовые операции выполняются в соответствии с грузовым планом или другими документами и установленными правилами техники безопасности, инструкциями по эксплуатации оборудования и судовыми возможностями по размещению груза.

Обработка вредных, опасных и ядовитых грузов соответствует международным правилам и признанным стандартам, а также кодексам безопасной практики.

Общение является ясным, хорошо понимаемым и постоянно успешным.

Раздел А- III /1

Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных механиков судов с традиционно обслуживаемым или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным отделением

Функция: Судовые механические установки на уровне эксплуатации (всего 8 страниц).

Таблица А- III /1

Стр.4 из 8

Компетенция

Знание, понимание и профессионализм

Методы демонстрации компетентности

Критерии оценки компетентности

Эксплуатация главных и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления

Главные установки и вспомогательные механизмы:

1 подготовка к работе главной силовой установки и вспомогательных механизмов

2 эксплуатация паровых котлов, включая систему сжигания топлива

3 способы проверки уровня воды в котлах и необходимые действия при нарушении нормального уровня

4 обнаружение типичных неисправностей механизмов и установок в машинном и котельном отделении и меры по предотвращению поломок

Экзамен и оценка доказательства, полученного на основе одного или более из следующего:

1 одобренный стаж работы на судне

2 одобренный стаж подготовки на учебном судне

3 одобренная подготовка на тренажере, если это применяется

4 одобренная подготовка с использованием лабораторного оборудования

Операции планируются и выполняются в соответствии с установленными правилами и процедурами по обеспечению безопасности эксплуатации и избежанию загрязнения окружающей среды

Отклонения от нормы быстро выявляются

Работа силовой установки и механических систем постоянно отвечает требованиям, включая команды с мостика, относящиеся к изменениям скорости и направления движения

Причины неисправностей механизмов быстро выявляются и предпринимаются действия для обеспечения общей безопасности судна и установки с учетом преобладающих обстоятельств и условий

Кроме стандартов компетенции Кодекс предусматривает минимальные требования для дипломирования на уровнях управления и эксплуатации, требования к программам подготовки плавсостава на определенных типах судов (танкера, химовозы, газовозы, ро-ро, другие пассажирские суда), по управлению неорганизованными массами людей, по управлению в чрезвычайных ситуациях, по использованию спасательных средств и т.д. Все данные требования также оформлены в виде таблиц стандартов.

Кроме того, на Конференции 1995г. был принят ряд резолюций по данному вопросу:

Резолюция 3.

Положения переходного периода

Резолюция 4.

Подготовка радиооператоров для ГМССБ

Резолюция 5.

Подготовка персонала пассажирских судов типа «ро-ро» в отношении управления и поведения человека в чрезвычайных ситуациях;

Резолюция 6.

Подготовка персонала пассажирских судов;

Резолюция 7.

Мониторинг применения альтернативного диплома;

Резолюция 8.

Содействие техническим знаниям, навыкам и профессионализму моряков;

Резолюция 9.

Разработка международных требований к состоянию здоровья моряков;

Резолюция 10.

Подготовка морских лоцманов, персонала СУДС и морского персонала, занятого на передвижных морских установках;

Резолюция 11.

Содействие техническому прогрессу;

Резолюция 12.

Вклад Всемирного морского университета в достижение повышения стандартов морской подготовки;

Резолюция 13.

Резолюция 14.

Содействие участию женщин в морской отрасли;

Все вышеупомянутые аспекты организации подготовки, дипломирования моряков и несения вахты на рыболовных судах являются предметом специальной Конвенции ПДНВ-95Р (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Fishing Vessel Personnel – STCW F 95). Формат Конвенции соответствует Конвенции 1978г. до внесения в нее поправок, с изменениями, учитывающими специфику рыболовного флота, которая значительно отличается от специфики работы моряков транспортных судов. Конвенция относится к рыболовным судам длиной 24м и более, состоит из 16 статей и нескольких глав дополнения. Украина к Конвенции присоединилась в соответствии с Законом Украины «О присоединении к Международной Конвенции ….» № 2993 – III от 17.01.2002г., однако Конвенция ПДНВ-95 Р в силу пока не вступила из-за того, что ее подписало менее 10 государств.

Согласно Конвенции ПДНВ-95 Р ряд требований по подготовке моряков может быть несколько изменен (например, подготовка судоводителей не на тренажерах, а на планшетах, получение сертификатов компетентности для некоторых специальностей на основании не образования соответствующего уровня, а опыта работы и проч.).

В Украине моряков различных специальностей (рядовых и командного состава, торгового и рыболовного флота) готовит целый ряд учебных заведений различного уровня (от высших профессиональных училищ до Национальной морской академии). Процесс подготовки для получения различных квалификационных свидетельств подготовки (ИБМ, ГМССБ, медицинской помощи, ОСПС и пр.) происходит в учебно-тренажерных центрах, аттестованных Инспекцией по вопросам подготовки и дипломирования моряков (далее Инспекция ПДМ) Укрморречфлота Минтранссвязи.

Инспекция ПДМ – государственная организация, контролирующая соответствие квалификации моряков дипломам, квалификационным свидетельствам и другим документам. Она же утверждает Государственные квалификационные комиссии для проведения поверки знаний на подтверждение квалификации и дипломирования моряков, ведет реестр всех выданных на территории Украины дипломов, квалификационных свидетельство и других документов моряков, в том числе тех, срок которых истек или был продлен, либо действие которых было приостановлено, либо аннулировано, либо которые были заявлены как потерянные или уничтоженные.

Рождение системы дипломирования в Украине

За время существования независимой Украины по ряду причин, как субъективных, так и объективных, традиционные взгляды на работу флота, его обеспечение, подготовку кадров существенно изменились. Количество судов, работающих под Украинским флагом, значительно снизилось, мощнейшие в прошлом пароходства практически ушли в небытие. Большое количество наших моряков, были вынуждены искать работу на иностранных судах и, благодаря хорошей подготовке, были там востребованы. В начале и в середине девяностых годов общая структура подготовки инерционно продолжала оставаться практически такой, как и при уже исчезнувшем СССР, но, естественно, с полным комплектом характерных для всей страны проблем. Однако с каждым годом условия как внутри страны, так и за её пределами всё более значительно изменялись, и старые подходы оказались неприемлимыми и требовали пересмотра.

В феврале 1998 года в Одессе было создано Агентство по контролю за подготовкой и дипломированием моряков, которое возглавил профессор Одесской Государственной морской академии В.К.Голубев. В декабре 1999 года Агентство было переименовано в Государственное предприятие по аттестации и регистрации плавсостава. Эти организации активно занимались созданием фундамента новой системы и выработки новых подходов к проверке квалификации моряков, создавали нормативную базу по вопросам подготовки и дипломирования, учёта и проверки действительности документов моряков.

Время показало, что орган управления и организации работ такого достаточно сложного механизма должен находиться в столице, где находятся все органы исполнительной власти.

На выполнение Постановления Кабинета Министров Украины от 31.01.2001 № 83 в июле 2001 года была создана Инспекция по подготовке и дипломированию моряков и размещена в г. Киеве. С момента создания Инспекцию возглавил адмирал А.А.Щипцов, с марта 2002 года – капитан дальнего плавания И.В.Тихонов.

Филиалы Инспекции, которые обеспечивают работу постоянно действующих государственных квалификационных комиссий, находятся в городах Одесса, Измаил, Севастополь, Мариуполь, Николаев.

Совершенствование системы

Благодаря размещению в столице, под непосредственным руководством Министерства транспорта и связи, при постоянной совместной работе с подразделениями Минтранссвязи и другими министерствами, Инспекцией за время своего существования была проведена значительная работа по усовершенствованию национальной системы подготовки и дипломирования.

Унификация документов моряков

Прежде всего была поставлена и решена задача приведения документов моряков в полное соответствие с международными и национальными требованиями, изготовление документов, обеспечение ими капитанов портов и выдача морякам.

Украина является государством-членом Международной морской организации (ИМО) и страной, подписавшей основные международные нормативные акты по безопасности мореплавания, принятых в рамках ИМО, в том числе и Международную конвенцию о подготовке, дипломировании моряков и несения вахты 1978 года, с поправками 1995 года (Конвенция ПДНВ).

За прошедшие годы международные требования серьёзно изменились, Поправки к Конвенции ПДНВ включали в себя новые подходы к подготовке моряков и конкретные требования к документам моряков. Выдаваемые ранее документы были разными по формату и содержанию, особенно документы рядового состава, что вызывало непонимание и законные претензии со стороны портовых властей, где находились суда с нашими моряками.

Эта задача была выполнена в два этапа. С 1 октября 2001 года порты были обеспечены и начали выдачу подтверждений к дипломам лиц командного состава, а с июля 2002 года все порты начали выдачу всем морякам новых документов и массовый обмен старых документов на единые документы нового образца.

Формат и образцы новых документов и подтверждений к ним, содержание инструкций обсуждались и неоднократно согласовывались с ведущими специалистами морской отрасли: капитанами портов, компетентными лицами ИМО, специалистами Киевской государствененой академии водного транспорта и Одесской национальной морской академии, членами Государственных квалификационных комиссий, наиболее авторитетными представителями морской общественности, специалистами других министерств. Новые документы не только унифицированы, но и достаточно серьёзно защищены – имеют порядка двух десятков степеней защиты, включая голографические элементы и специальную защитную плёнку.

Государственный реестр документов моряков

При обмене документов обязательно проводится проверка на легитимность старых документов в Государственном реестре документов моряков Украины и в дипломно-паспортных отделах капитанов портов.

Сам Государственный реестр в настоящее время развивается и качественно совершенствуется. На сегодняшний день ведутся работы по созданию автоматизированной системы единого государственного реестра документов моряков Украины. Эта система направлена на обеспечение чёткого взаимодействия реестра, государственных квалификационных комиссий и служб капитанов портов и позволит вести электронный учёт на современном уровне всех документов, выдаваемых морякам, производить проверку документов на легитимность и должна полностью исключить возможность появления нелегитимных документов.

Такими мерами выполняются как национальные, так и международные современные требования в части борьбы с фальшивыми документами.

Государственные квалификационные комиссии

На основании свидетельств о подготовке и при наличии соответствующего плавценза (стажа работы в рейсе на определенной специальности), моряк может сдать экзамены государственной квалификационной комиссии (ГКК) Инспекции ПДМ и на основании протокола о сдаче экзамена получить соответствующее квалификационное свидетельство (в т.ч. рабочий диплом по соответствующей специальности) в дипломно-паспортных подразделениях морских торговых портов. ГКК создаются по направлениям: судовождение, энергетика судов; радиосвязь, рядовой состав судовой команды.

В самих Государственных квалификационных комиссиях происходят качественные изменения: приобретена компьютерная техника для проведения тестирования и делопроизводства, внедряется программное обеспечение для проведения тестирования и более объективной и современной проверки компетентности, разрабатываются учебные программы и положения о проверке квалификации командного и рядового состава, разрабатывается программа для заполнения протоколов заседаний ГКК, аналогичная программе для заполнения документов моряков.

Продолжаются проверки учебных заведений и учебно-тренажерных центров на соответствие подготовки в них требованиям Конвенции ПДНВ. Эти проверки производит Инспекция. По результатам проверки учебному заведению выдаётся протокол о соответствии подготовки Конвенции ПДНВ и национальным требованиям на срок до 5 лет с ежегодным освидетельствованием. При положительных результатах проверки учебное заведение вносится в список учебных заведений, одобренных Морской администрацией Украины.

Поправки 1995 года к Конвенции ПДНВ обязывают всех моряков, которые работают на судах других стран, иметь подтверждение, удостоверяющее признание диплома этой страной. Такие подтверждения выдаются только в случае наличия договора о признании дипломов между страной, которая выдала моряку диплом и страной, которая признаёт диплом моряка. Министерством транспорта и связи заключены договоры с 52 страной, с большим количеством стран ведутся переговоры. Выдача таких подтверждений от имени Морской администрации Украины производит Инспекция. Образец бланка такого подтверждения и порядок выдачи утверждён приказом Министерства транспорта от 30.10.2002 №766 .

Все эти, а также многие другие действия Морской администрации Украины направлены на качественное улучшение системы подготовки и поддержание её на уровне не ниже международных стандартов, повышение авторитета и конкурентоспособности украинских моряков на международном морском рынке и повышение имиджа Украины, как морской державы, в мире.

Моряки рыбопромыслового флота аналогичные квалификационные свидетельства получают в дипломно-паспортных подразделениях морских рыбных портов. Учебно-тренажерные центры, готовящие моряков рыбопромыслового флота, должны проходить периодическую аттестацию Исполнительным бюро Государственного агентства рыбного хозяйства Украины.

Следует упомянуть, что Конвенция ПДНВ-78/95 регламентирует не порядок и процедуру выдачи квалификационных свидетельств Морской администрацией государства, а лишь требования к компетентности плавсостава (стандарты), к содержанию документов моряков и к тому, чтобы документы (а значит и компетентность) периодически подтверждались, квалификация повышалась, а инструкторы и оборудование при обучении плавсостава также отвечали определенным стандартам.

Все квалификационные свидетельства, включая рабочие дипломы, должны быть исполнены на украинском и английском языках. В ситуации расследования случаев некомпетентности действий или упущений, которые могут представлять угрозу охране жизни, или сохранности имущества, или окружающей среде со стороны владельцев дипломов или подтверждений, квалификационные свидетельства (рабочие дипломы) последних могут быть изъяты, их действие может быть приостановлено или аннулировано.

В случае отсутствия квалификационных свидетельств при проверке PSC у кого-либо из экипажа судна, судно может быть задержано в порту, пока судовладелец не подтвердит наличие у него соответствующего сертификата, либо пока на его место не прибудет другой специалист с действующим дипломом.

Обязанности всех членов экипажа, как в процессе нормальной эксплуатации судна, во время ходовых и стояночных вахт, так и в аварийных ситуациях, описаны соответствующими процедурами Системы управления безопасностью эксплуатации судна (СУБ).

Резолюция ИМО А.890(21) от 25 ноября 1999г. приняла «Принципы определения безопасного состава экипажа», в числе которых:

Способность:

Нести безопасную навигационную вахту, машинную вахту и радиовахту в соответствии с правилом VIII/2 Конвенции ПДНВ-78/95 и общее наблюдение за судном;

Безопасно швартовать и отшвартовывать судно;

Выполнять действия для предотвращения загрязнения окружающей среды;

Обеспечивать безопасность груза;

Умение:

Приводить в действие все водонепроницаемые закрытия, содержать их в исправности, развертывать аварийную партию;

Приводить в действие все аварийное и противопожарное оборудование на борту, спасательные средства, обеспечивать их техобслуживание, проводить сбор и эвакуацию людей;

Приводить в действие главную двигательную установку и вспомогательные механизмы, содержать их в исправном состоянии, чтобы судно могло справиться с опасностями в ходе рейса.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание размеры судна, число, мощность и тип главных двигателей и вспомогательных механизмов, характер перевозимых грузов, применимые требования в отношении продолжительности времени работы и/или отдыха, район плавания, Морская администрация любого государства оформляет для каждого судна «Свидетельство о минимальном безопасном составе экипажа», как того требует Правило V/13 Конвенции СОЛАС. Если экипаж судна по каким либо причинам не соответствует указанному в Свидетельстве для данного судна минимуму, оно не может выйти в рейс без доукомплектования экипажа.

Весьма важным моментом является контрактная система найма экипажа, с которой приходится иметь дело морякам. Становясь на учет в агентство по найму моряков (крюинговое агентство), необходимо собрать максимум сведений, как о самом агентстве, так и о будущем работодателе. Агентство, выполняющее чисто посреднические функции, должно иметь действующую лицензию Министерства труда Украины. Очень полезно изучить проформу трудового контракта, которая, как правило, стандартизована у каждой судоходной компании. Очень полезно ознакомиться с сайтом судоходной компании и собрать о ней сведения в ИНТЕРНЕТЕ, если компания состоит в каких-либо «черных списках», то сведения об этом неминуемо будут фигурировать в Сети.

Давно и успешно работающие агентства по найму моряков по сути дела превращаются в вынесенные за рубеж отделы кадров судоходных компаний, не требуют денег вперед и охотно дают информацию о судах своих судовладельцев, предоставляют возможность контакта по телефону с суперинтендантами судовладельца и т.д.

В связи с тем, что в Конвенцию ПДНВ-78/95 внесено много поправок, на 81-й сессии КБМ ИМО в 2006г. было принято решение к 2010г. полностью переработать и обновить ее.

Однако, состоявшаяся летом в г.Манила (Филиппины) Дипломатическая конференция ИМО эту задачу не решила, и в Конвенцию ПДНВ-78/95 были только внесены поправки, которые принято называть Манильскими. Они вступают в силу с 1 января 2012г., а окончательным сроком внедрения Конвенции и Кодекса ПДНВ в новой редакции назначено 1 января 2017г.

1.Начиная с 1 июля 2013г. все программы подготовки моряков должны в полном объеме соответствовать новой редакции Конвенции и Кодекса ПДНВ. До этого срока подготовка моряков может поизводиться по «старым» программам.

2.Рабочие дипломы (Certificate of Competency) и квалификационные свидетельства (Certificate of Proficiency) будут выдаваться только Морской Администрацией (не учебно-тренажерными центрами). До 1 января 2017г. Украина может продолжать выдавать, признавать и подтверждать документы, действительные до вступления в силу Манильских поправок, но только в отношении тех моряков, которые начали проходить одобренный стаж работы на судах, одобренную программу обучения и одобренный курс подготовки до 1 июля 2013 г. – т.е. дипломы и сертификаты выданные до 1 января 2012г.

3.Установлены стандарты компетентности электромехаников (electro-technical officer - впервые), электриков (electro-technical rating), квалифицированных матросов (able seafarer deck) и мотористов (able seafarer engine).

Для судовых механиков уточнено Правило III/1, где предусмотрено не менее 6 месяцев плавания на морских судах с выполнением обязанностей вахтенного механика, необходимого для получения диплома. Это должно отражаться в книге регистрации подготовки, в противном случае стаж плавания должен составлять не менее 30 месяцев.

Для электромехаников введено новое Правило III/5, где предусмотрено, что общий стаж работы на судах и в мастерских для получения диплома должен составлять не менее 12 месяцев, в том числе на судне не менее 6 месяцев. Это должно отражаться в книге регистрации подготовки, в противном случае стаж плавания должен составлять не менее 30 месяцев.

Приведены к уровню современности требования по подготовке и дипломированию персонала, работающего на всех типах танкеров. Вместо ознакомительной подготовки предусматривается базовая подготовка для всех, кому может быть поручены особые обязанности на танкере и подготовка по расширенной программе для капитанов, старших помощников, старших и вторых механиков, которые несут непосредственную ответственность за груз и грузовые операции.

4.Установлены стандарты к процедуре медосмотра и содержанию медицинского свидетельства, которые выдаются только признанными медицинскими учреждениями и врачами, занесенными в соответствующий государственный реестр. Медицинское освидетельствование контролируется посредством системы стандартов качества (за исключением последнего, в Украине подобная система поликлиник на водном транспорте существует, оставшись от времен СССР).

5.Начиная с 2017г. Государственный реестр документов моряков должен предоставлять информацию о статусе квалификационных документов в режиме онлайн на английском языке (сейчас предоставляет на украинском по официальным заявкам различных организаций, например крюинговых агентств).

6.Должна быть установлена отвественность за мошенничество и другую незаконную практику в отношении квалификационных документов.

7.Установлена ответственность судовладельцев в отношении подготовки плавсостава.

8.Расширены и уточнены направления компетентности комсостава, проистекающие из технического прогресса на флоте (подготовка по электронным картам, управление ресурсами мостика, руководство экипажем для судоводителей и проч.).

9.Все члены экипажа, задействованные в охране судна, должны пройти соответствующую подготовку и сертификацию. Предусматривается три уровня подготовки:

- (1) – члены экипажа, которым не предусматривается поручение обязанностей по охране судна, должны быть осведомлены о мерах по охране судна и подтвердить свою компетентность, согласно Раздела А-VI/6-1 Кодекса ПДНВ;

- (2) – члены экипажа, которым предусматривается поручение обязанностей по охране судна в районе действия пиратов и вооруженных грабителей в районе действия пиратов и вооруженных грабителей, должны иметь соответствующую подготовку и подтвердить свою компетентность, согласно Раздела А-VI/6-2 Кодекса ПДНВ;

- (3) – офицеры охраны судна, стандарты компетентности которых определены Разделом А-VI/5 Кодекса ПДНВ (специалисты с морским образованием, с одобренным стажем плавания в должности комсостава не менее 12 месяцев, прошедшие специальную подготовку и имеющие Свидетельство Офицера охраны судна, выданное Национаьной Морской Администрацией).

10.Установлены стандарты режима труда и отдыха ходовой вахты на мостике и в МО.

11.Требования по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотиками.

В порядке внедрения в законодательство Украины, Инспекция ПДМ разработала План мероприятий по имплементации Манильских поправок.

В частости, будут пересмотрены:

Положение о присвоении званий лицам командного состава морских судов, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины №38 от 15 января 2005г.

Положение о ведении Единого Государственного реестра документов моряков.

Квалификационные характеристики работников плавсостава морского транспорта

Образцы квалификационных документов моряков.

Будут разработаны новые документы:

Положение о порядке подтверждения квалификации лиц комсостава морских судов, которым не предусмотрено присвоение званий (например, рефмеханик).

Положение о порядке подтверждения квалификации лиц судовой команды морских судов.

Положение об одобрении курсов подготовки моряков.

Литература

Вопросы для самопроверки:

1. Что определяет Конвенция ПДНВ 78/95?

2. На кого не распространяется Конвенция ПДНВ 78/95?

3. Каков порядок получения квалификационных свидетельств моряка в Украине?

4. Что такое безопасно минимальный состав экипажа? Кем выдается соответствующее свидетельство?

О налогообложении доходов, полученных за рубежом

Згідно із підпунктом 170.11.1 пункту 170.11 статті 170 Розділу IV „Податок на доходи фізичних осіб” Податкового кодексу України від 02.12.2010 № 2755-VI у разі якщо джерело виплат будь-яких оподатковуваних доходів є іноземним, сума такого доходу включається до загального річного оподатковуваного доходу платника податку - отримувача, який зобов"язаний подати річну податкову декларацію, та оподатковується за ставками, визначеними в пункті 167.1 (15% та/або 17%) статті 167 цього Кодексу.

Відповідно до підпункту 170.11.2 пункту 170.11 статті 170 Кодексу у разі якщо згідно з нормами міжнародних договорів, згода на обов"язковість яких надана Верховною Радою України, платник податку може зменшити суму річного податкового зобов"язання на суму податків, сплачених за кордоном, він визначає суму такого зменшення за зазначеними підставами у річній податковій декларації.

У разі відсутності в платника податку підтверджуючих документів щодо суми отриманого ним доходу з іноземних джерел та суми сплаченого ним податку в іноземній юрисдикції, оформлених відповідно до статті 13 цього Кодексу, такий платник зобов"язаний подати до органу державної податкової служби за своєю податковою адресою заяву про перенесення строку подання податкової декларації до 31 грудня року, наступного за звітним. У разі неподання в установлений строк податкової декларації платник податків несе відповідальність, встановлену цим Кодексом та іншими законами.

Згідно із підпунктом 170.11.3 пункту 170.11 статті 170 Кодексу, не зараховуються у зменшення суми річного податкового зобов"язання платника податку:

а) податки на капітал (приріст капіталу), податки на майно;

б) поштові податки;

в) податки на реалізацію (продаж);

г) інші непрямі податки незалежно від того, чи належать вони до категорії прибуткових податків або вважаються окремими податками згідно із законодавством іноземних держав.

Сума податку з іноземного доходу платника податку - резидента, сплаченого за межами України, не може перевищувати суму податку, розраховану на базі загального річного оподатковуваного доходу такого платника податку відповідно до законодавства України.


Основные сведения

В настоящее время в сфере морского судоходства действуют сотни морских норма-

тивных документов, соблюдение которых обеспечивает безопасность мореплавания.

Под безопасностью мореплавания понимают обеспечение сохранности судна и гру-

за на нем, а также жизни людей.

К основным (базовым) документам относятся перечисленные выше, в п. «Морское образование в Украине».

Приведем краткую характеристику этих документов.

Международная Конвенция по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты (ПДНВ-78/95)

Эту Конвенцию разработали специалисты подкомитета ИМО под названием «Стан-

дарты по подготовке и несению вахты» (Standards of Training and Watchkeeping - в сокра-

Конвенция устанавливает объем и содержание функций, выполняемых судовыми специалистами на трёх уровнях:

1. обслуживания (для рядового состава – матросов, мотористов);

2. эксплуатации (для вахтенных помощников и вахтенных механиков);

3. управления (для капитанов и старших помощников; старших и вторых механи-

В 1995 г. вступил в действие «Международный Кодекс по подготовке, дипломиро-

жание и объем требований к подготовке судовых специалистов.

В настоящее время оба документы рассматриваются как единый в виде ПДНВ-78/95 («Положение по дипломированию моряков и несению вахты» или STCW-78/95).

Украина присоединилась к ПДНВ-78/95 принятием 1 ноября 1996 г. в Верховном Совете (Верховной Раде) закона №464-96/ВР « О присоединении Украины к Междуна-

родной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты 1978 г.».

До 2010 г. ПДНВ-78/95 предусматривала три категории судовых специалистов:

1. судоводители;

2. судомеханики;

3. радиоспециалисты.

Судовые электромеханики не входили в ПДНВ78/95 и, таким образом, были «некон

венционными».

Такое положение электромехаников на судне не позволяло четко определить грани-

цы их профессиональной деятельности и создавало для них дополнительные трудности в работе.

Очень часто капитаны и старшие механики судов возлагали на электромехаников

функции, не связанные прямо с их профессиональной деятельностью, например, обслужи-

вание антенного хозяйства, гидравлики грузовых кранов и систем закрытия трюмов и т.п.

В июне 2010 г. в ПДНВ-78/95 были внесены Поправки, в соответствии с которыми электромеханики станут четвертой, в дополнение к указанным выше трём, разновидно-

стью судовых специалистов.

Поправки предусматривают две категории лиц, обеспечивающих эксплуатацию электрооборудования: 1. электромеханик; 2. старший электромеханик.

При этом электромеханики должны обеспечить выполнение следующих функций:

1. электрические и электронные устройства и системы управления на уровне экс-

плуатации;

2. обслуживание и ремонт на уровне эксплуатации;

3. управление судном и забота о людях на уровне эксплуатации.

Старшие электромеханики должны обеспечить выполнение этих же функций, но на

уровне управления, с усложнением и расширением объема функций.

В частности, в Функцию 1 .«Электрические и электронные устройства и системы управления» на уровне эксплуатации» входят такие подфункции:

1. наблюдение за работой электрических и электронных устройств и систем управ

2. наблюдение за работой систем управления главными и вспомогательными меха-

3. работа генераторов;

4. работа на компьютере и в судовых компьютерных сетях;

5. использование ручного инструмента, электрического и электронного измеритель

ного оборудования для обнаружения неисправностей, обслуживания и восстановления работоспособности;

6. использование английского языка в письменной и устной форме.

В Функцию 2 .«Обслуживание и ремонт электрооборудования на уровне эксплуата-

ции» входят подфункции:

1. обслуживание и ремонт систем автоматизации главной энергетической установ

ки и вспомогательных механизмов;

2. обслуживание и ремонт навигационного оборудования и систем связи;

3. обслуживание и ремонт электрических, электронных и управляющих систем палубными механизмами и устройствами обработки груза;

4. обслуживание и ремонт систем жизнеобеспечения.

В Функцию 3 .«Управление судном и забота о людях на борту на уровне эксплуа-

тации» входят подфункции:

1. организация и управление подчиненными;

2. гарантия выполнения требований предотвращения загрязнения;

3. предотвращение пожаров, системы сигнализация (о пожаре) и борьба с пожа-

ром на борту;

4. пользование спасательными средствами;

5. оказание первой медицинской помощи на борту.

Как видно из перечня функций и подфункций, судовой электромеханик должен

иметь разностороннее образование.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-

Конвенция принята в 1974 г., с Протоколом 1988 г. и последующими Поправками

Первоначально СОЛАС-74/78 состояла из восьми глав:

I. Общие положения; II-1. Деление на отсеки, остойчивость судна, механические и электрические установки; II-2. Конструкция - противопожарная защита, обнаружение и тушение пожаров;III. Спасательные средства и устройства;IV. Радиосвязь;V. Безопасность мореплавания;VI. Перевозка грузов; VII. Перевозка опасных грузов;VIII. Ядерные суда.

В 1994 г.состоялась Конференция ИМО, где были рассмотрены приняты Поправки к СОЛАС 74/78, вошедшие в Конвенцию в виде глав IX, X и XI:

IX. Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судна и предотвращения загрязнения (International Safety Management Code, в сокращении- ISM или ISM Cоde); Х. О мерах безопасности для скоростных судов;. XI. Специальные меры по повышению безопасности на море.

Конвенция распространяется на суда, совершающие международ­ные рейсы, за иск-

лючением военных кораблей и транспортов, рыбо­ловных судов, прогулочных яхт, судов валовой вместимостью менее 500 т и некоторых других.

Конвенция устанавливает требования к конструкции судна (деле­ние на отсеки, остойчивость, требования к машинам и электрическим установкам), противопожарной защите, спасательным средствам, ра­диотелеграфии и радиотелефонии, безопасности море

плавания, пере­возке опасных грузов.

Согласно Конвенции, каждое судно подлежит освидетельствова­нию со стороны должностных лиц правительства или признанной им Организацией (ИМО).

Освидетельствованию, в частности, подлежат корпус и механизмы судна, спасатель

ные средства и снабжение судов, их радио­установки и радиолокационные станции.

После проверки и освидетельствования соответствующим судам выдаются такие свидетельства:

1. о безопасности пассажирского судна; 2. о безопасности грузового судна по кон

струкции; 3. о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению; 4. о безопас

ности грузового судна по радиооборудованию.

Танкеры и другие суда, перевозящие нефть, должны иметь дополне­нии к свидетель

ствам о безопасности по конструкции и по оборудо­ванию и снабжению.

Ядерные суда должны также иметь Свидетель­ство о безопасности ядерного судна (пассажирского или грузового).

Свидетельства, выданные по уполномочию правительства, призна­ются другими правительствами государств-участников конвенции и имеют одинаковую силу.

Каждое судно, находящееся в порту другого государства - участника СОЛАС, под-

лежит контролю со стороны должностных лиц, цель ко­торого - проверить техническое со

стояние судна на соответствие международным Правилам по следующим пунктам:

1. грузовая марка; 2. СОЛАС; 3. МАРПОЛ; 4. тоннаж; 5. МППСС; 6. жилищные и рабочие условия экипажа; 7. опасные грузы; 8. класс судна и др.

Целью является проверять 25% судов, входящих в их порты. В случае, если выявле

ны несоответствия, они должны быть устранены до выхода из порта, либо проверены в следующем порту.

В СОЛАС-74 особый интерес для судовых электромехаников представляет глава II-1, часть D «Электрические установки», содержащая Правила 40-45:

40. «Общие положения», с общими требованиями к электрическим установкам;

41. «Основной источник электроэнергии и системы освещения»; 42. «Аварийный источ-

ник электроэнергии на пассажирских судах»; 43. «Аварийный источник электроэнергии на грузовых судах»; 44. «Пусковые устройства для аварийных генераторных агрегатов»;

45. «Меры предосторожности против поражения током, пожара и других несчастных слу-

чаев, связанных с применением электричества».

Требования этих Правил выполняются на стадии конструирования и постройки суд

Однако с течением времени эти и другие Правила изменяются и дополняются.

К тому же электрооборудование ранее построенных судов стареет и выходит из строя.

Поэтому твердое знание и понимание этих Правил необходимо электромеханику не только в процессе эксплуатации судна, но и при его ремонте и модернизации.

Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ)

Кодекс принят на конференции ИМО в 1994 году и вошел как IX глава ««Управле-

ние безопасной эксплуатаций судов» в Международную конвенцию по охране человече-

ской жизни на море (СОЛАС-74/78).

Необходимость в Кодексе была вызвана большим числом аварий и случаев загряз-

ения моря по вине экипажей судов, а также из-за недостаточной компетентности админи-

страций судоходных Компаний.

Цель данного Кодекса состоит в обеспечении международного стандарта по управ-­лению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения.

Цели, преследуемые Кодексом, понятны из его названия:

Под безопасной эксплуатацией судна понимают обеспечение сохранности судна и груза на нем, а также жизни людей.

Кодекс состоит из Введения и 13 разделов:

1. Общие положения (определения, цели, применение, функциональные требова-

ния к системе управления безопасностью (СУБ); 2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды; 3. Ответственность и полномочия компании; 4. Назначенное лицо (лица); 5. Ответственность и полномочия капитана; 6. Ресурсы и персонал; 7. Разра-

ботка планов проведения операций на судах; 8. Готовность к аварийной ситуации; 9. Док-

лады о несоблюдении требований, авариях и опасных происшествиях и их анализ; 10. Тех

ническое обслуживание и ремонт судна и оборудования; 11. Документация; 12. Проверка, обзор и сценка, осуществляемые компанией; 13. Освидетельствование, проверка и конт-

Кодекс обязывает каждую судоходную Компанию разработать и применять систе-

му управления бе­зопасностью СУБ (на уровне Компании).

Эта система должна включать такие документы:

1. руководство по безопасности, включающее политику, цели, обязательства Ком-

пании в отношении безопасности и предотвращения загрязнения;2. инструкции, охватыва-

ющие основные виды деятельности Компании, например, перевозку различных видов гру-

зов, предотвращение загрязнения с судов, заботу об экипажах судов, и др.

Эта система разрабатывается как для береговых предприятий, входящих в состав

судоходной Компании, так и для каждого типа судов.

МКУБ обязывает каждую Компанию обеспечить надлежащую квалификацию капи

тана, комплектование экипажа квалифицированными моряками, имеющими соответствую

щие сертификаты и годными в медицинском отношении, в соответствии с национальными и международными требованиями.

Для каждого типа судов Компания должна разработать описание СУБ на судне в виде документа под названием «Наставление по управлению безопасностью».

Это «Наставление» должно включать такие документы:

1. руководство по управлению безопасностью судна; 2. процедуры и инструкции для судна, которые должны охватить все процессы, происходящие на конкретном типе судна, как в обычных условиях эксплуатации, так и в аварийных случаях.

Кроме того, «Наставление» должно содержать инструкции по выполнению члена-

ми экипажа следующих операций:

1. обычных , к которым относятся: ознакомление с судном, досмотр судна на пред-

мет обнаружения посторонних лиц, контроль документации и др.;

2. особых : смена вахт, несение вахты на ходу, на стоянке, подготовка к выходу из порта, входу в порт, прием-высадка лоцмана, постановка на якорь, грузовые операции, бункеровка, швартовные операции, крепление груза, ремонт оборудования и др.;

3. критических : плавание в тумане, во льдах, в узкостях, в шторм, грузовые опера-

ции с опасным грузом, вход в закрытые помещения (например, танки), операции с верто-

летом и др.;

4. аварийных : пожар, повреждение главного двигателя, столкновение, внезапный крен судна, обесточивание судна, посадка судна на мель, человек за бортом, смещение груза и др.

Для контроля выполнения СУБ Кодекс предусматривает обязательное освидетель-

ствование (проверку) судов с выдачей сертификата.

Администрация (Правительство) каждого государства, подписавшего МКУБ, обя-

зана обеспечить внедрение МКУБ во всех судоходных Компаниях, зарегистрированных на территории этого государства, а также на судах, несущих флаг этого государства.

На судах б. СССР до 1991 г. действовал «Устав службы на судах морского флота СССР», устанавливавший организацию службы на судах и должностные обязанности каж-дого члена экипажа – от капитана до практиканта.

Иначе говоря, функции ныне действующего МКУБ и бывшего «Устава службы» в

чем-то сходны.

Однако указания МКУБ гораздо шире, потому что охватывают не только вопросы подчиненности на судах и круг обязанностей каждого члена экипажа, но и те вопросы, ко-

торые «Уставом» вообще не затрагивались, например, направления политики судовладель

ца в части безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения, действия чле-

нов экипажа в обычных и аварийных условиях, освидетельствование, проверка и конт-

роль выполнения требований МКУБ как со стороны судовладельца, так и представителя-

ми ИМО и т.п.

Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78)

Принята в 1973 г. на Международной конференции по предотвращению загрязне-

ния моря, созванной ИМО.

В 1978 г. состоялась Международная конференция по безопасности танкеров, на которой был принят Протокол, расширявший и уточнявший содержание упомянутой Кон-

В результате Конвенция получила название «Международная Конвенция по пред-

отвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г.» или сокращен-

но: МАРПОЛ 73/78.

В конвенции МАРПОЛ 73/78 предусмотрены меры по сокращению и предотвра-

щению загрязнения окружающей среды (воды и воздуха) вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе эксплуатации судов.

К таким веществам можно отнести химические удобрения, остатки нефтепродук-

тов в сбрасываемой за борт воде, мусор, выпускные (выхлопные) газы дизелей и котель

ных установок и т.п.

В последующие годы в МАРПОЛ 73/78 были внесены Приложения I – VI (Appen-

I. Правила предотвращения загрязнения нефтью; II. Правила предотвращения за-

грязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом; III. Правила предот

вращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, автодорожных и железнодорожных цистернах; IV. Правила предотвращения загрязнения cточными водами с судов; V. Правила предотвращения за-

грязнения мусором с судов; VI. Правила предотвращения загрязнения воздуха с судов.

Для введение в действие этих Правил необходимо было получить одобрения не менее 15 государств, общая валовая вместимость торговых судов которых составляет 50% валовой вместимости судов мирового торгового флота.

Разработкой Приложений занимается Комитет ИМО по защите морской среды

(Marine Environment Protection Committee - MEPC).

Выполнение этих требований требует серьезных затрат, связанных с обновлением (модернизацией) судов, например, разработкой и постройкой новых типов дизелей с меньшим содержанием вредных веществ в выпускных газах, переводом главных и вспомо

гательных ДВС на легкие, а значит, более дорогие сорта топливо с малым содержанием примесей, строительством судов только с двойным дном, усовершенствованием инсине-

раторов (установок для сжигания отходов) и установок очистки льяльных вод и т.п.

Поэтому у судов под флагом Украины, построенных более 10 лет назад, печаль-

ная перспектива – им не то что будет запрещен вход в порты других стран. Им турки про-

сто запретят проход через Босфор.

И для Украины небольшое Черное море превратится в большое Черное озеро.