Ли гур. ГУР или ЭУР: преимущества и недостатки усилителей рулевого управления. Как устроен ГУР и как он работает

Бо́льшая часть автомобилей, за исключением электрических и гибридных транспортных средств, имеют гидравлическую систему, которая позволяет водителю вращать рулевое колесо, не прилагая при этом больших усилий. Система гидроусилителя руля состоит из шестерни и рейки, соединенной с передними колесами; поршень внутри рейки под давлением жидкости из гидроусилителя насоса перемещает зубчатую планку, по которой ходит шестерня, что и способствует более легкому повороту колес; также имеется расширительный бачок с жидкостью, который находится внутри насоса или установлен отдельно для возможности легкого доступа к нему. (При нехватке жидкости рулить автомобилем становится труднее, при этом насос либо механизм рейки могут быть повреждены, так как эти механизмы смазываются недостаточно.) Регулярно проверяйте уровень жидкости в гидроусилителе и добавляйте ее в случае нехватки.

Шаги

    Найдите бачок гидроусилителя. При возникновении трудностей с поворотом рулевого колеса либо же при подвывании при его повороте в первую очередь следует проверить уровень жидкости в бачке гидроусилителя. Уровень жидкости можно проверить в цилиндрическом резервуаре, который расположен возле насоса гидроусилителя, либо же прямо в нем; вы должны увидеть хорошо заметную маркировку именно этого бачка. Бачок может быть изготовлен из пластика или металла.

    • Обратитесь к руководству пользователя, если вам не удается определить расположение бачка самостоятельно. Хотя место расположения бачка гидроусилителя типично для большинства автомобилей, на новых моделях его могут разместить в другом месте для экономии свободного пространства или уменьшения производственных затрат.
  1. Проверьте уровень жидкости в гидроусилителе. Если расширительный бачок сделан из полупрозрачного пластика, то определить уровень жидкости внутри цилиндра можно «на глазок». Если же резервуар выполнен из металла или если пластик недостаточно прозрачный, то проверять уровень жидкости следует щупом, который обычно вмонтирован в крышку.

    • На некоторых автомобилях уровень жидкости в гидроусилителе можно проверить только после кратковременной работы двигателя, а в некоторых случаях необходимо также повращать рулевое колесо в противоположные стороны несколько раз во время работы автомобиля на холостом ходу.
    • На щупах или бачках некоторых автомобилей сделаны насечки как для «холодного» двигателя, работа которого была остановлена некоторое время назад, так и для «горячего», когда он уже работает какое-то время. На всех остальных автомобилях нанесены линии с отметками достаточного значения уровня жидкости - «Мин.» и «Макс.». Убедитесь в том, что уровень жидкости в гидроусилителе достигает приемлемого значения.
  2. Проверьте уровень погружения щупа в жидкость гидроусилителя. Когда будете проверять уровень жидкости в гидроусилителе с помощью щупа, при первом извлечении из бачка вам следует сначала вытереть с него всю жидкость, затем вставить обратно до упора и вытащить его снова.

    Проверьте цвет жидкости гидроусилителя. Хорошая жидкость гидроусилителя должна быть прозрачной, янтарного или розоватого цвета.

    • Если же жидкость гидроусилителя коричневого или черного цвета, значит, она загрязнена частицами резины соединительных шлангов, уплотнений, уплотнительных колец. В этом случае автомобиль следует отвезти (отогнать) на обслуживание механику, который сможет выявить требующие замены вместе с жидкостью гидроусилителя детали системы.
    • Жидкость гидроусилителя может выглядеть темнее, чем она есть на самом деле. Если у вас появились какие-либо сомнения по этому поводу, то следует изучить цвет пятна жидкости гидроусилителя, которое вы получили при вытирании щупа тряпкой или бумажным полотенцем. Жидкость не считается загрязненной, если цвет пятна соответствует цвету самой жидкости.
  3. Заполните жидкостью бачок гидроусилителя до нужного уровня. Если на бачке вашего автомобиля нанесены отметки уровня, то вы можете просто долить жидкость до требуемой «горячей» или «холодной» черты наполнения; если же вы проверяете уровень щупом, то следует добавлять жидкость постепенно, чтобы избежать перелива резервуара.

    • Убедитесь, что вы используете жидкость для гидроусилителя, рекомендованную именно для вашего автомобиля, так как для каждого гидроусилителя требуется своя вязкость (плотность) для правильного питания системы рулевого управления.
    • Производители не рекомендуют использовать трансмиссионное масло вместо жидкости для рулевого управления. Существует большой выбор различных типов жидкости, и подбор неправильного вида может привести к отказу рулевого управления и выхода из строя его уплотнений.
    • Будьте осторожны и избегайте переполнения устройства гидроусилителя жидкостью. Лучше держать уровень жидкости в допустимых пределах, чем залить в резервуар слишком большое его количество. Во время работы двигателя жидкость гидроусилителя волшебным образом расширяется. Если же вы заполните бачок по самое горлышко, после чего отправитесь в путь на этом автомобиле, то увеличение давления может привести к проблемам и, как следствие, дорогостоящему ремонту.
  4. Заверните крышку цилиндра. В зависимости от марки автомобиля, вам нужно будет вставить или вкрутить крышку на место. Перед закрытием капота следует убедиться в плотном прилегании крышки.

    • Чтобы исключить возможность сильного загрязнения жидкости гидроусилителя, ее необходимо регулярно проверять. Значительное снижение уровня жидкости в бачке или частый ее долив свидетельствуют об утечке в системе рулевого управления. Посторонние шумы при вращении рулевого колеса свидетельствуют о жидкостном голодании насоса.

    Предупреждения

    • Замену жидкости гидроусилителя следует производить в предусмотренных интервалах техобслуживания автомобиля. Жар от двигателя и тепло окружающей среды со временем снижают способность жидкости к хорошему выполнению заданной работы, что вызывает повышенный износ компонентов системы гидроусилителя. Замена жидкости стоит гораздо дешевле возможного ремонта насоса гидроусилителя или реечного механизма.
    • Универсальные жидкости для гидроусилителя руля подходят не для каждой машины. Обратитесь к руководству пользователя, чтобы узнать, какая жидкость подходит именно для вашего автомобиля, либо поищите соответствующую информацию в интернете.

    Что вам понадобится

    • Ветошь или бумажные полотенца
    • Воронка
    • Жидкость для гидроусилителя

    Источники

    Информация о статье

    Соавтором этой статьи является Jay Safford . Джей Саффорд - консультант по автомобилям и менеджер проекта из Лейк-Уорт, Флорида. Имеет сертификацию ASE, Ford и L1, занимается ремонтом автомобилей с 2005 года.

    Категории:

С каждым годом автомобиль становится все более мощной, совершенной конструкцией, удивляющей уже не только своей выносливостью, проходимостью, привлекательным внешним видом, но и современным электронным оборудованием, сложным, многофункциональным, приравнивающим транспортное средство к компьютеру. Одним из таких достижений автоиндустрии стало рулевое усиление. Руль — это основа основ автомобиля, и очень часто водители отмечают не самое лучшее его управление, которое нуждается в корректировке, модернизации.

Так, в первой половине ХХ века родилась идея усиления руля. Она совершенствовалась, дополнялась новыми продуктивными мыслями, и в результате сегодня мы можем наслаждаться идеальным вождением и пользоваться таким полезным приспособлением, как усилитель рулевой рейки. Но что такое электроусилитель руля на ВАЗ 2110, или, как его еще называют, ЭУР, для чего он нужен, в чем его функциональные свойства, плюсы и минусы? Что есть гидроусилитель руля на ВАЗ, ГУР, чем он отличается от ЭУР, в чем заключаются его плюсы и минусы? Рассмотрим и ряд других, не менее важных, вопросов.

История создания усилителя руля

Усилитель рулевого управления — это приспособление, позволяющее в значительной степени улучшить качество управления. Усилители руля бывают двух типов: ЭУР и ГУР. Еще когда были созданы первые автомобили, конструкторы задумались над вопросом усовершенствования рулевого управления. Эта беспокойная конструкторская мысль сформулировалась в готовую схему только в начале тридцатых годов ХХ века, когда на смену довольно странным рулевым механизмам, которые за свою оригинальную форму получили забавное название «коровий хвост», пришли стандартные круглые баранки.

Тогда конструкторы генерировали всевозможные нестандартные решения. Так, например, для гоночных автомобилей были созданы быстросъемные «баранки», которые крепились специальными защелками. Дальше — больше, европейцы стали задумываться о повышении комфорта вождения. В сороковые уже многие автомобили оснащались гидроусилителями, даже на миниатюрных, легких малолитражках ставились ГУР. Электроусилитель, его чаще называют ЭМУР или ЭУР, появился спустя десятилетие и показал лучшие параметры.

Сегодня ЭУР и ГУР ставятся даже на автомобили ВАЗ, не на все, конечно. Усиление можно встретить на ВАЗ 2110, Лада Калина, Лада Гранта, причем с таким оборудованием даже простенькая ВАЗ 2110 по качеству рулевого управления встает на одну ступень с неплохими иномарками.

Плюсы и минусы ЭУР

ЭУР — это сложное устройство, состоящее из немалого числа деталей. Он начинает срабатывать в тот момент, когда водитель поворачивает рулем: начинается процесс передачи сигнала с датчика скорости вращения и контроллера положения на систему рулевого управления. Из данного определения можно сделать вывод, что на работу ЭУР влияют две величины: скорость и рулевая тяга, выраженная в повороте рулевой рейки.

Когда все данные поданы на модуль управления, тот подает питание на силовой агрегат. Мотор начинает работать, одновременно способствуя более легкому вращению руля. От положения руля сила вспомогательного воздействия меняется. На настоящий момент ЭУР считается наиболее популярным благодаря более простой эксплуатации и возможности контроля за рабочим состоянием руля, нежели с ГУР. Чаще всего ЭУР можно встретить на отечественных моделях ВАЗ 2110, Калина. Еще одним преимуществом электроусиления является то, что оно экономично.

При желании его можно и вовсе отключить, тогда как ГУР отключить нельзя. Также профессионалы отмечают, что электроусиление более практично, так как не содержит такие хрупкие элементы, как насос, шланги, золотники и прочее оборудование, которые выходят из строя гораздо чаще, чем электрика. Что еще можно отметить здесь? Отсутствие шума. Этот фактор для многих водителей является чуть ли не определяющим.

Самым главным достоинством этого вида усиления являются лучшие параметры управления, которые прослеживаются в четкости, точности поворота руля. Еще ЭУР может проработать какое-то время даже тогда, когда двигатель безнадежно заглох, что позволяет водителю чувствовать себя на дороге более защищенно и уверенно. Но, конечно, не бывает механизмов без каких-то изъянов. Недостатком электроусиления является весомое энергопотребление, от 40 до 50 А.

В рабочем режиме ЭУР мотор теряет до 10 л. с. своей мощности. Наиболее частые причины неисправности усилителя заключаются в обгорании проводков на монтажной плате и дефект предохранителей. Второй наиболее распространенной поломкой, особенно часто встречающейся на ВАЗ 2110, является стук в руле, когда машина движется по ухабистой дороге. Такое может произойти от того, что потеряна обратная связь усилителя. Для того чтобы определить причину неисправности, необходимо демонтировать предохранитель питания агрегата из ниши монтажного блока.

Только не забудьте сначала отключить его. Теперь нужно совершить тест-драйв, не теряя бдительности и осторожности, так как усиление будет весомым, что заметно затруднит движение. Теперь нужно подключить все свое внимание: если стуков в руле не будет, значит, причина крылась в модуле. Если же руль как стучал, так и стучит, то чинить нужно саму рулевую колонку.

Преимуществом отечественных автомобилей является тот факт, что их вполне можно ремонтировать самостоятельно. Так, установка ЭУР на ВАЗ 2110 не займет более часа-двух, при этом траты будут минимальны. В отношении с иномарками этот вопрос уже будет решить не так просто. Стоимость замены электроусилителя на ВАЗ 2110 составит от 2 000 до 3 000 руб, стоимость замены этого же агрегата на иномарке составит от 600 до 800 $.

14 января 2017

Автомобилисты старшего поколения хорошо помнят, как нелегко было поворачивать колеса старых машин на стоянке либо при движении на малой скорости. Решением проблемы стал гидравлический усилитель (ГУР), который сначала был добавлен в рулевой механизм грузовиков, а затем перекочевал и на легковые автомобили. Его задача – помочь водителю преодолеть сопротивление механизмов и силу трения шин о дорожное покрытие, тем самым облегчая вращение баранки. Автолюбителям, уделяющим пристальное внимание обслуживанию собственного «железного коня», не помешает ознакомиться, как работает гидроусилитель руля и узнать его слабые места.

Конструкция механизма

Гидравлический усилитель рулевого колеса состоит из нескольких элементов, соединенных между собой маслопроводами:

  • насос, чей ротор приводится в движение ременной передачей от коленчатого вала двигателя;
  • распределитель, направляющий усилие в нужную сторону;
  • гидроцилиндр с поршнем, жестко связанный с рулевым механизмом (рейкой или тягами);
  • расширительный бачок с запасом гидравлической жидкости (масла).

Насос располагается неподалеку от шкива коленчатого вала и соединен с ним приводным ремнем. В зависимости от конструкции авто этот же привод может крутить вал генератора и помпы. Управляющий клапан, он же - распределитель встроен в механизм рулевого вала и реагирует на поворот баранки в ту или иную сторону благодаря специальному устройству – торсиону.

Местонахождение гидроцилиндра зависит от типа рулевого механизма . В большинстве автомобилей он вмонтирован в рейку и представляет собой поршень, толкающий ее в необходимом направлении. В машинах с червячным приводом руля (так называемой рулевой колонкой) цилиндр – это отдельный агрегат. К нему присоединены тяги, отвечающие за поворот передних колес.

Перечисленные элементы объединены в одну систему патрубками, рассчитанными на высокое давление, по которым циркулирует рабочее тело – масло. Его запас находится в расширительном бачке, установленном в наиболее высокой точке системы.

Принцип действия усилителя

Главная особенность ГУР состоит в том, что система включается в работу сразу после запуска двигателя авто, поскольку вал насоса вращается синхронно с коленвалом силового агрегата. Пока водитель не трогает руль, создаваемое в маслопроводах давление сбрасывается в расширительный бачок . Принцип работы гидроусилителя руля заключается в преобразовании давления жидкости, создаваемого насосом, в механическую работу, совершаемую поршнем гидроцилиндра. ГУР функционирует по такому алгоритму:

  1. Масло перекачивается по системе, а избыток давления направляется в расширительную емкость, пока водитель не начнет поворачивать рулевое колесо.
  2. Во время поворота баранки торсион распределителя улавливает направление вращения, за счет чего срабатывает один из двух клапанов, открывающий проток гидравлической жидкости к поршню цилиндра.
  3. Масло надавливает на поршень с одной стороны, заставляя его толкать рейку либо тягу в нужном направлении, пока водитель не перестанет поворачивать руль. Когда рулевое колесо останавливается в любом положении, распределитель закрывает клапан, а поршень прекращает подталкивать рейку.
  4. При вращении баранки в обратную сторону первый клапан закрывается и тут же срабатывает второй. Жидкость поступает к поршню с другой стороны, заставляя его перемещаться и толкать рейку в другом направлении.

Если повернуть рулевое колесо до упора и при этом увеличить обороты двигателя нажатием на педаль газа, то давление в контуре ГУР возрастет до максимума, что может привести к протечке сальников и разрыву шлангов. Поэтому производители автомобилей с гидроусилителем не рекомендуют держать руль в крайнем положении дольше 5 сек.

Если в силу различных причин двигатель заглохнет или откажет гидроусилитель руля, то у автомобилиста сохранится контроль над передними колесами. Правда, для поворачивания баранки придется прилагать значительные усилия.

Плюсы и минусы ГУР

Проверив на практике, как работает гидроусилитель руля в современном автомобиле, можно оценить все преимущества использования данного механизма:

  1. Надежность. Гидравлическая система усиления испытана многолетней практикой на различных авто, поэтому в данный момент она устанавливается примерно на 60% выпускаемых машин.
  2. ГУР способен развивать приличную мощность и преодолевать значительное сопротивление со стороны колес. Отсюда возникает возможность применять его на автомобилях любой грузоподъемности и габаритов.
  3. Комфорт для водителя – главный плюс рулевого гидроусилителя. Он создавался именно с этой целью – облегчить человеку процесс управления машиной.
  4. Улучшение управляемости. Поскольку баранка вращается легко, водитель получает возможность быстрее реагировать на изменение дорожной ситуации.

Помимо ГУР, на легковые автомобили ставятся усилители нового поколения, поворачивающие передние колеса с помощью электродвигателя (ЭУР). Но подобные системы пока не могут сравниться с гидравликой по стоимости, а потому ЭУР оснащается меньшее количество новых машин.

Использование гидроусилителей в рулевых механизмах дает еще один бонус производителям автомобилей. Поскольку они выполняют вместо водителя физическую работу, в конструкции можно применять рулевые механизмы с меньшим передаточным отношением. Для автолюбителя это значит, что количество оборотов рулевого колеса от одного крайнего положения до другого уменьшится, что повысит остроту управления. Правда, при отказе ГУР либо движении авто на буксире водителю будет гораздо труднее крутить баранку.

Гидравлическим усилителям свойственны следующие недостатки:

  1. Чтобы не вызвать поломку, руль нельзя долго держать в любом крайнем положении, особенно на повышенных оборотах двигателя. Из-за критического давления масло может выдавить сальники и вытечь.
  2. Устройство привода насоса задумано так, что он работает безостановочно вместе с силовым агрегатом. Из-за этого насос постоянно изнашивается, требует периодического обслуживания и отнимает часть энергии двигателя, увеличивая расход топлива.
  3. Другие элементы системы тоже нужно обслуживать, а также следить за уровнем гидравлической жидкости в бачке.
  4. В автомобилях бюджетной ценовой категории, оборудованных ГУР, руль становится неинформативным, особенно при езде на большой скорости.

В более дорогих машинах реализовано особое устройство насоса гидроусилителя руля, позволяющее уменьшать давление масла в системе при повышении оборотов . При этом руль «наливается» приятной тяжестью и ощущения пустоты при управлении на скорости не возникает.

Обслуживание гидроусилителя

Хозяин автомобиля, оснащенного ГУР, может самостоятельно выполнять следующие операции:

  • следить за уровнем и состоянием жидкости в расширительной емкости;
  • периодически осматривать патрубки и штуцеры на предмет растрескивания и протечек масла;
  • менять гидравлическую жидкость с интервалом, указанным в инструкции по эксплуатации;
  • отслеживать появление посторонних шумов, возникающих при критическом износе подшипников насоса;
  • своевременно менять приводной ремень, чтобы он не оборвался где-нибудь по дороге.

Жидкость, залитая в систему гидроусилителя, служит не только рабочим телом, но и смазкой для насоса. Поэтому при доливке либо замене важно использовать рекомендуемые производителем масла, иначе агрегат может преждевременно выйти из строя.

В последнее время, практически все автомобили комплектуются гидроусилителем рулевого управления. Гидроусилитель руля (ГУР) изначально был предназначен для грузовых автомобилей, а также многих всевозможных видов различной техники сельскохозяйственного назначения. В то время данное устройство было предназначено вовсе не для улучшения комфорта. Это связано с тем, что руль многих грузовых автомобилей практически невозможно повернуть без усилителя. Сейчас же он упрощает поворот колес и легковых автомобилей, уменьшая механизма и диаметр рулевого колеса. Что же такое гидроусилитель руля и как он работает, а также рассмотрим его достоинства и недостатки.

Гидроусилитель - что это и зачем

Как вы уже поняли, изначально он создавался для упрощения поворота рулевого колеса на специальных автомобилях, где он затруднен в связи с большим передаточным числом рулевого механизма. Сейчас же это устройство успешно применяется практически на всех автомобилях, делая их маневреннее и отзывчивее на повороты руля.

Практика показала, что применение гидроусилителя сокращает количество оборотов руля и помогает избежать множества аварийных ситуаций, путем резкого маневра в противоположную сторону. Сделать это с обычным рулевым механизмом даже реечного типа достаточно проблематично.

Схема устройства ГУР

Всего существует два вида гидроусилителей рулевого механизма: стандартный и ЭГУР, который комплектуется специальным электронным блоком управления и электромагнитным клапаном. В целом их конструкция схожа и прекрасно впишется в любой рулевой механизм. Сейчас же, большая часть автомобилей комплектуется рулевой рейкой, поэтому рассмотрим устройство ГУР и ЭГУР на ее примере.

В состав основных частей гидроусилителя входят:

  1. Распределитель золотникового типа
  2. Специальный насос
  3. Бачок, в котором хранится рабочая жидкость
  4. Рабочий цилиндр
  5. Система шлангов патрубков для перемещения жидкости

ЭГУР же может дополнительно комплектуется датчиком скорости, электромагнитным клапаном и специальным блоком управления.

Рабочий цилиндр и распределитель устанавливаются на рулевую рейку и представляют с ним единое целое. Назначение насоса заключается в том, чтобы создать необходимое давление жидкости и приводится в движение при помощи ременной передачи от коленчатого вала двигателя.

Как работает усилитель рулевого управления + Видео

После запуска двигателя, масляный насос начинает вращаться и создает давление внутри системы. Если руль стоит прямо, то жидкость просто циркулирует по системе, минуя золотниковую часть устройства. Однако, после поворота руля в какую либо сторону, рулевой вал воздействует на специальный торсион, который открывает золотник в какую-либо сторону. Таким образом, в работу начинает входить одна из полостей рабочего цилиндра, что упрощает усилие, прилагаемое на руль, колеса начинают поворачиваться быстрее.

Как только руль выворачивается до упора, масло достигает пиковой величины давления, оказываемого на рабочий цилиндр. В этом случае, чтобы избежать повреждений, срабатывает специальный клапан, который открывается и выпускает всю рабочую жидкость в свободную циркуляцию внутри системы. После возврата руля в исходное положение, клапан запирается, и рабочий цилиндр давит уже в другую полость, делая поворот руля быстрее.

Отличие электрогидроусилителя состоит в том, что он оборудован системой, которая позволяет менять давление рабочей жидкости внутри системы в зависимости от скорости движения автомобиля. Это осуществляется при помощи датчика скорости, частоты вращения коленчатого вала или датчика угла поворота рулевого колеса. Такое новшество позволяет отключать ЭГУР при движении на большой скорости, чтобы избежать слишком резких маневров и сделать руль более информативнее на какие-либо отклонения. Когда скорость автомобиля равна нулю, или слишком мала, то ЭГУР начинает работать на полную силу, создавая максимально допустимое давление в системе. Контроллер же нужен для более плавного или резкого открытия клапанов в зависимости от скорости движения автомобиля.

Недостатки

Несмотря на все удобство, такое устройство имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это ременная передача, которая отбирает у двигателя определенную величину мощности и некоторая часть его КПД затрачивается на приведение в действие насоса. Таким образом, ГУР увеличивает расход топлива автомобиля и снижает его мощность.

Кроме того, гидроусилитель нуждается в тщательном уходе, потому как его неожиданный отказ воспринимается водителем, как клин рулевого колеса. Понимая это не сразу, неопытные шоферы бросаются в панику и допускают случайные столкновения с определенными препятствиями. Прежде всего, нужно поддерживать постоянную затяжку хомутов гидросистемы, а, во-вторых, два раза в год и следить за состоянием гидронасоса.

Бачок с рабочей жидкостью должен быть обязательно заполнен ею до необходимого уровня, иначе давление будет слишком избыточным или недостаточным.

Удовольствие от вождения конкретного автомобиля сложно описать словами, но можно попытаться объяснить его конструктивными особенностями. Если говорить об информативности рулевого управления, то кроме архитектуры шасси автомобиля в целом важную роль играет тип его усилителя.

Эталонная система - гидравлический рулевой редуктор. Это механизм так называемого типа «винт - шариковая гайка». Зачастую его применяют на грузовом транспорте и автобусах, но раньше его также ставили и на дорогие седаны, например на Mercedes-Benz с кузовным индексом W124. Механизм отличается минимальным внутренним трением и дополнен гидравлическим усилителем. При повороте руля вращается входной вал редуктора с винтовыми канавками. Такие же сделаны и на внутренней части закрепленной на нем гайки. Вращение вала вызывает ее осевое перемещение. Внешняя часть гайки соединена зубьями с выходным валом редуктора. Таким образом, ее осевое перемещение вновь преобразуется во вращательное. Трение в паре «входной вал - гайка» снижено за счет циркуляции шариков в канавках. По сути, это подшипниковый узел.

Даже в обычной механической рулевой рейке без усилителя есть приличное внутреннее трение. Больше всего потерь, как ни странно, в зубчатой паре «входной вал - рейка». Свое трение есть также в опорной втулке и сухаре. В случае рейки с гидравлическим усилителем сюда добавляются и сальники.

Дополнительные трения ухудшают самовозврат рулевого колеса и обратную связь с дорогой, делая руль ватным и неинформативным. Но инженеры отчасти нивелировали эти моменты. Они увеличили кастор на современных автомобилях (продольный наклон оси передних стоек) и поколдовали над гидравлической частью усилителя: изменили геометрию и характеристики золотниковых клапанов. Благо здесь бал правит только механика. Впрочем, человек, поездивший на легковом автомобиле с рулевым редуктором, все равно ощутит явную разницу.

При эксплуатации таких усилителей больше всего хлопот доставляет гидравлическая часть, например: течи сальников и внешних магистралей; износ насоса ГУР. Однако львиная доля проблем связана с неадекватным вмешательством. При банальной замене рулевых тяг сервисмены ленятся правильно установить пыльники, применяя вместо штатных металлических хомутов обычные пластиковые стяжки. В результате в рейку попадает влага, вызывая коррозию. В запущенных случаях ремонт будет уже невозможен и узел придется менять с сборе. Об этом мы подробно писали в материале про . В целом, на сегодняшний день классический ГУР доставляет меньше всего хлопот и требует вменяемых затрат при ремонте по сравнению с остальными вариациями усилителей.

ЭГУР - электрогидравлический усилитель

ЭГУР - это лишь вариация схемы классического гидроусилителя с теми же самыми ощущениями при езде и проблемами в целом. Разница лишь в том, что вместо механического насоса применен электрический. В остальном это та же гидравлическая рейка и контуры. Однако при попытке копнуть глубже всплывает масса скрытых отличий, хороших и не очень.

В такой системе есть отдельный модуль управления. Беда в том, что он объединен в единый сборный узел с электромотором насоса и его гидравлической частью. На многих возрастных машинах герметичность такого бутерброда нарушается и в электронику попадает влага или даже само масло. Происходит это незаметно, и когда дело доходит до явных проблем в работе усилителя, то уже поздно пытаться что-то ремонтировать. Придется менять дорогостоящие элементы.

С другой стороны, у такой схемы со своим блоком управления, в отличие от классического ГУРа, есть важный плюс - своего рода «защита от дурака». Если по какой-то причине произойдет большая утечка масла из системы, то она сама отключит насос, предотвратив его скоропостижную смерть из-за работы на сухую. Как и в случае с классическим гидроусилителем, любая кровопотеря не влечет износа элементов в самой рейке.

Электрический усилитель (ЭУР), встроенный в рулевую колонку

Вдобавок большая часть схем усилителя с электромотором снабжена еще и червячным редуктором. В частности, это касается систем, где ЭУР встроен в рулевую колонку. Из-за этого дополнительно возрастают потери на трение. В результате информативность руля падает еще сильнее, чем в случае с гидроусилителем. Настроить электронику так, чтобы существенно нивелировать подобный недостаток, невозможно. Поэтому человек, пересевший с автомобиля с ГУРом за ЭУР, сразу почувствует разницу и, вероятно, будет разочарован.

В схеме с элементами усилителя в рулевой колонке мы имеем обычную механическую рейку. Простота ее конструкции гораздо предпочтительнее сложного и технологичного гидроузла. Однако и у этой медали есть обратная сторона. В случае возникновения внутренней коррозии обычная рейка будет молчать до последнего, пока валы катастрофично не сгниют и ремонтировать будет уже нечего. Гидравлический же узел очень быстро начнет течь из-за износа сальников, и восстановление будет стоить вменяемых денег.

В защиту такого типа ЭУРа можно добавить, что электронная часть в рулевой колонке отказывает крайне редко. А по ресурсу система, в целом, сопоставима с привычным гидравлическим собратом.

Электрический усилитель (ЭУР) с червячным приводом, встроенным в рулевую рейку

В процессе эксплуатации тяжесть неисправностей и стоимость ремонта увеличивает то, что все элементы усилителя встроены в рейку.