Где собирают мерседес для российского рынка. В России открылся завод легковых автомобилей Mercedes-Benz. Андрей воробьев, губернатор московской области

Предприятие концерна Daimler, заложенное в Солнечногорском районе Московской области , сегодня официально введено в строй. Хотя производство тестовых автомобилей здесь начали еще прошлой осенью, а товарные машины сходят с конвейера уже несколько недель.

Завод работает в рамках специального инвестиционного контракта (СПИКа) с Минпромторгом России. Суть СПИКа в том, что он заключается между российским правительством и инвестором, при этом последний гарантирует вложение денег (не менее 750 миллионов рублей) и создание рабочих мест, а российская сторона обещает ему меры стимулирования деятельности и стабильные условия ведения бизнеса.

На подмосковном заводе есть линии сварки и окраски кузовов, а также два сборочных конвейера (пока запущен только один) и посты контроля качества. Общая площадь предприятия, включая склады и стоянки готовых автомобилей - 85 гектаров. Daimler вложил в строительство российского предприятия свыше 250 миллионов евро, то есть примерно 18,3 миллиарда рублей по нынешнему курсу, - в 24 раза больше минимальной нормы.

Проектная мощность завода, закрепленная в СПИКе, не разглашается, но на первых порах здесь смогут выпускать до 25 тысяч автомобилей в год. Численность персонала составит 1000 человек, хотя пока набрана только половина. Степень локализации? Она тоже засекречена, но российских компонентов в подмосковных Мерседесах явно будет мало.

Первым на конвейер встал седан Mercedes E-класса: в Есипово выпускают модификации E 200, E 200 d и E 220 d, как с задним, так и с полным приводом. Все машины в фиксированных комплектациях, так что об индивидуальном заказе речи нет. Через несколько месяцев российскую прописку обретет кроссовер Mercedes GLC (уже в обновленном виде), а к концу года или в начале 2020-го на российский конвейер встанут модели GLE и GLS. Хотя в компании и заявляют о высокой гибкости российского завода, начинать производство любимого чиновниками S-класса здесь пока не планируют. Возможно, просто хотят дождаться модели нового поколения, которая должна появиться через год-полтора.

Большинство выпускаемых машин попадет в розничную сеть, но одна из приоритетных целей - госзакупки, для которых допущены только автомобили с клеймом «Сделано в России». Цены на российские Мерседесы пока не объявлены.

3 апреля 2019 года в России состоялось официальное открытие завода Mercedes-Benz по производству легковых автомобилей немецкой марки. Речь идет о предприятии в Солнечногорском районе Московской области, строительство которого стартовало в июне две тысячи семнадцатого.

Заметим, что производство тестовых Мерседесов здесь началось еще осенью 2018-го, а за несколько недель до официального открытия завода была налажена сборка серийных машин.

Помимо двух сборочных конвейеров, из которых пока активен только один, на запущенном предприятии имеются линии сварки и окраски кузова, а также посты качества. Общая площадь предприятия вместе со складами и стоянками для готовых автомобилей составляет 85 гектаров.

Заметим, что подмосковное предприятие работает в рамках заключенного с Минпромторгом РФ специального инвестиционного контракта (СПИКа), согласно которому обе стороны (российское правительство и автопроизводитель) обязаны выполнить ряд условий.

По договору Мерседес-Бенц обязан вложить в производство не менее 750 млн рублей и создать определенное количество рабочих мест. В свою очередь российская сторона гарантирует стабильные условия ведения бизнеса и обещает всячески стимулировать деятельность предприятия.

Свою часть сделки концерн Daimler уже выполнил, инвестировав в подмосковный завод порядка 250 млн долларов, что, по нынешнему курсу, эквивалентно 16,3 млрд рублей, то есть в 20 раз больше обозначенной в контракте суммы. На первых порах производственная мощность позволит выпускать до 25 тысяч машин ежегодно, при этом завод рассчитан на 1 000 рабочих мест, хотя на данный момент их пока около пятиста.

Как уже отмечалось выше, серийное производство машин в Подмосковье уже стартовало, причем первым на конвейер встал седан . На предприятии наладили выпуск модификаций E 200, E 200d и E 220d, причем как с задним, так и полным приводом.

Все собранные здесь машины имеют фиксированные комплектации, так что рассчитывать на индивидуальные исполнения не приходится. Что касается степени локализации производства, то немцы ее не афишируют, но российских компонентов в собранных Мерседесах должно быть немало.

Через несколько месяцев компанию Е-классу на конвейере составит обновленный , при этом в конце 2019 года или в начале 2020-го на подмосковном предприятии начнется выпуск и GLS. Локализацию премиального S-класса немцы пока не планируют, но не исключено, что со сменой генерации ситуация изменится.

Собранные на российском заводе машины будут реализованы через розничную сеть, а также посредством госзакупок, к которым теперь допускаются только автомобили с клеймом «Сделано в России». Информации по стоимости локализованных Мерседесов еще нет.

Заметим, что до запуска подмосковного предприятия автомобили Mercedes-Benz к нам завозили исключительно из-за рубежа. По статистике за 2018 год юридические лица импортировали в Россию порядка 32 тысяч легковых машин марки, причем как новых, так и подержанных. Примерно 14 900 из них (46,5%) завезли из Германии.

Из США в Россию ввезли 8 300 Мерседесов, из Финляндии — 4 600, а из ЮАР — 2 200. Плюс поставки немецких легковушек в нашу страну велись из Венгрии (744 машины), Испании (714) и Австрии (573). Во всех этих странах имеются заводы немецкой марки. С запуском российского предприятия импорт Mercedes-Benz должен существенно сократиться.

Завод по сборке автомобилей Mercedes-Benz начинает работу в индустриальном парке «Есипово». Инвестиции в строительство составили 19 млрд руб. Работать здесь будут почти 1500 сотрудников. Рассказываем о пути легендарного бренда в Подмосковье.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Соглашение с немецким автопроизводителем Mercedes областные власти подписали на Петербургском экономическом форуме в 2016 году. Пока в Минпромторге РФ рассматривали заявку региона на заключение специального инвестиционного контракта, Mercedes открыл в Московской области самый большой логистический центр - плюс 220 рабочих мест для жителей региона. И окончательно убедился, что Подмосковье - надежный партнер. По словам директора департамента оперативных стратегий Daimler AG Йоахима Фольмана, Московская область предложила куда больше, чем экономия на кадровых затратах в других регионах.

ШАГ ВТОРОЙ

Помимо налоговых преференций регион предоставил бесплатное подключение к сетям. Для подъезда к индустриальному парку «Есипово» построили четырехполосную автодорогу длиной 3,3 км. А за счет инвестиций реконструировали подстанцию «Поварово», которая обеспечит будущий завод электричеством.

ШАГ ТРЕТИЙ

В феврале 2017 года специальный инвестиционный контракт подписали АО «Мерседес-Бенц Рус», правительство Московской области, сельское поселение Пешковское, а также Daimler AG, ПАО «КАМАЗ», ООО «Даймлер КАМАЗ Рус» и ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус».

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

Церемония заложения первого камня прошла 20 июня 2017 года. Значимость проекта не только для региона, но и всей страны подчеркнуло участие в мероприятии губернатора Андрея Воробьева, министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, члена правления подразделения Mercedes-Benz Cars Маркуса Шефера и Чрезвычайного и Полномочного Посла Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигера фон Фрича.

ШАГ ПЯТЫЙ

В феврале 2018 года в «Есипово» подвели электричество. Команду энергетикам включить свет в индустриальном парке губернатор Андрей Воробьев дал в прямом эфире телеканала «360».

ШАГ ШЕСТОЙ

Сегодня завод полностью готов к пуску. Новенькие конвейеры, поблескивая свежей краской, ждут команды, чтобы начать производство полного цикла: от изготовления кузовов и их окраски до сборки готовых деталей. Предполагается, что в год здесь будут выпускать 25 000 автомобилей: седаны E-класса, внедорожники GLE, GLC и GLS.

ШАГ СЕДЬМОЙ

Для того чтобы на заводе работали квалифицированные кадры, завод Mercedes-Benz начал сотрудничество с колледжем «Подмосковье». 80% его выпускников смогут найти себе работу именно на производстве автомобилей.

ШАГ ВОСЬМОЙ

Президент России Владимир Путин сегодня осмотрит конвейерную линию, смонтированную по принципу «полностью гибкой сборки», и даст старт работе завода.

Президент открыл автогигант, расписавшись на капоте первого автомобиля

Вчера Владимир Путин вместе с губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым принял участие в торжественном открытии первого в России завода по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz. Предприятие расположено в Московской области в индустриальном парке «Есипово» на земельном участке площадью 95 гектаров. Владимиру Путину провели экскурсию по производству, которое обеспечит рабочими местами не менее тысячи человек. Предполагается, что первое авто (седан Е‑класса), сошедший с его конвейера, поступит в продажу уже в этом году. В дальнейшем здесь начнут выпускать внедорожники GLC, GLE и GLS. Российский президент осмотрел несколько цехов нового завода и расписался на седане Е‑класса черного цвета. Какая судьба ждет автомобиль с его автографом, сотрудники предприятия умалчивают.

Напомним, что пять лет назад российский вице-премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о запрете госзакупок машин иностранного производства. После этого концерн Daimler принял решение выпускать легковые автомобили на территории нашей страны, однако долго выбирал, где разместить завод.

Московская область (поначалу рассматривались также Нижний Новгород и Санкт-Петербург) была выбрана не случайно, решение о размещении своего завода в этом регионе мировой автопроизводитель принял после проведения количественных и качественных исследований. Подмосковье оказалось идеальным местом. Регион находится близко к столице и отличается хорошими материально-техническими связями; к тому же здесь нет проблем с высококвалифицированными кадрами.

В локализацию на территории РФ немецкий концерн вложил более 250 миллионов евро. Завод построен в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК) с российским правительством. К строительству приступили в июне 2017 года, а 3 апреля завод официально открылся. На новом предприятии будут осуществляться все этапы производства: от кузовной сборки до окраски и отделки салона. Открытие проходило при участии главных лиц страны, в Есипово прибыл даже Президент РФ Владимир Путин.

Российский президент выехал в один из цехов завода, где его уже ждала делегация из представителей немецкого концерна, федеративного министра Федеративной Республики Германия Петера Альдмайера, зампреда Правительства России Дмитрия Козака, главы Минпромторга Дениса Мантурова, полпреда Президента РФ в ЦФО Игоря Щеголева и губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, на своем автомобиле (правда, не «Мерседесе», а российском «Аурусе»). Экскурсию для российского президента и российской правительственной делегации проводили первые лица концерна, прибывшие по этому случаю в Россию.


Сначала Владимиру Путину продемонстрировали стенд с макетом нового завода и презентационный ролик о подмосковном предприятии, потом он отправился в кузовной цех, где происходит сборка. Следующей точкой маршрута президента стал «цех свадьбы» - так сотрудники завода ласково называют место, где двигатель и подвеска соединяются с кузовом. В дальнейшем авто следует на проверку - ему предстоит пройти специальный тест на треке. Роллер-тест определит характеристики движения (автомобиль разгоняется до скорости 120 км в час). Потом ему подключат «искусственную ногу», или педаль пушера, чтобы проверить функцию тормоза. Словом, авто пройдет все типовые этапы, которые есть на любом заводе «Мерседес» во всем мире. Кстати, для максимальной оптимизации производства применяется концепция «ван руф», позволяющая экономить время перемещения по заводу и обеспечивающая минимальное расстояние между цехами. Пока на производстве занято около 700 работников, из них десять - немцы; в целом же каждый третий работник - житель близлежащих населенных пунктов. Но в ближайшее время штат расширят до тысячи человек.

КСТАТИ

С целью обучения персонала в августе минувшего года несколько экспериментальных экземпляров Mercedes E‑класса были привезены на завод. Автомобили были полностью разобраны, чтобы продемонстрировать конструктивные особенности сборки. Все сотрудники прошли семинедельную стажировку на действующих заводах концерна в других странах мира.

В свою очередь подмосковные власти в рамках господдержки построили четырехполосную автодорогу до индустриального парка «Есипово» протяженностью 3,3 км. Была проведена реконструкция электрической станции «Поварово»: до этого ее мощность составляла 65 МВА, сейчас - 130. При содействии правительства Московской области в колледже «Подмосковье» оборудованы мастерские по подготовке кадров для предприятия. Ученики колледжа примут участие в церемонии открытия завода.

По словам губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, Mercedes очень активно начал работать с областными колледжами.


Хотя большинство процессов здесь роботизировано, однако человеческий фактор имеет огромное значение. Например, как говорят сотрудники завода, только человек может оценить наличие внешних дефектов на последнем этапе производства, когда собранный автомобиль доставляют в так называемый световой туннель. Лишь после этого автомобиль отправляется на покраску.

Владимиру Путину также продемонстрировали модели, которые будут производиться на заводе в Есипове. На одной из них, черном седане, ВВП оставил свой автограф.

После чего президент выступил с приветственным словом и дал старт открытию завода.

«Это очень приятное и важное для нашего автомобильного рынка событие, - заявил Владимир Путин на церемонии. - Мы знаем, как долго шел диалог и сколько времени заняло принятие решения. Но сегодня оно практически реализовано - строительство заняло полтора года. Здесь планируется выпускать 25 тысяч автомобилей ежегодно. В ближайшие годы во все уровни бюджетной системы предполагается выплатить 19 миллиардов рублей. Мы и в дальнейшем будем поддерживать такие инвесторские проекты, это ведет к расширению компетенции российского автопрома и удовлетворению потребности нашего потребителя».


Владимир Путин также добавил, что российское производство автомобилей в прошлом году выросло на 15%, а продажи - на 13%. «И ваш покорный слуга, и многие коллеги пользовались и пользуются автомобилями «Мерседес». Уверен, что у российских потребителей продукция нового завода будет пользоваться популярностью», - заключил Владимир Путин.

КСТАТИ

Особенностью нового предприятия является то, что производственные мощности рассчитаны на так называемую полностью гибкую сборку и интеграцию самых современных технологий в производственные процессы. В результате чего можно будет организовать на одной линии эффективное производство нескольких автомобильных платформ. А за счет применения автоматических самоходных тележек, доставляющих компоненты на участки сборочной линии по всему цеху, удастся эффективно интегрировать в серийное производство различные типы и модификации кузова, а также их производные варианты.


По окончании церемонии «двери» сцены распахнулись - и завод объявили официально открытым. По словам губернатора Андрея Воробьева, этот завод - первый в Восточной Европе, всего планируется выпускать четыре модели. Первой моделью российской сборки станет седан Mercedes E‑класса. Следом в Подмосковье начнут выпускать среднеразмерные кроссоверы GLC и полноразмерные внедорожники GLE и GLS (уже новых поколений).

Эксперты считают, что открытие завода в России позволит снизить цены на новые иномарки, а также наладить экспорт авто в страны ЕАЭС.

СПРАВКА "МК"

Завод начали строить 20 июня 2017 года в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (СПИК), подписанным в феврале того же года. СПИК гарантирует неизменность налоговой нагрузки на весь период действия контракта. Инвестиции «Мерседес-Бенц РУС» в этот проект составили 250 миллионов евро - это более 16 млрд рублей. Проектная мощность предприятия составит 25 тысяч автомобилей в год. Количество рабочих мест превысит 1 тысячу. В данный момент около 30% сотрудников - жители ближайших населенных пунктов.


ЦИТАТА ДНЯ

Андрей ВОРОБЬЕВ, губернатор Московской области:

«Это торжественный день. Хотел бы поблагодарить всех, кто поддерживал проект, и первый человек, который в него поверил, - это наш президент. Именно с ним я имел разговор, и он сказал: «Сделай все, чтобы это предприятие было здесь». Мы подружились с Mercedes, и вот сегодня - такой результат. Очень приятно, что здесь работают наши, российские, квалифицированные кадры. И работают очень достойно и профессионально».

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) по строительству завода Mercedes-Benz в России подписан руководством Московской области. Об этом сообщил в своем инстаграме глава региона Андрей .

«Девять экземпляров инвестконтракта по строительству завода Мерседес. Только что подписал документы со стороны Подмосковья. Отправляем в »,

— написал Воробьев и приложил к записи фотографии с папками документов.

Фотография из инстаграма губернатора Подмосковья Андрея Воробьева с подписью «девять экземпляров инвестконтракта по строительству завода Мерседес»

andreyvorobiev/instagram.com

Между тем в самом Минпромторге «Газете.Ru» сообщили, что СПИК с их стороны пока не подписан. В Mercedes-Benz на запрос «Газеты.Ru» не ответили, но можно предположить, что руководители компании также пока не скрепили подписями документы. Тем не менее слухи о скорейшем подписании документа о локализации автомобилей Mercedes-Benz в России ходят уже давно.

И новости от губернатора МО стали очередным подтверждением намерения бренда наладить локализованное производство в России и вернуть утерянный доступ к государственным заказам.

Ранее министр промышленности и торговли России Денис Мантуров оценивал вложения в строительство завода Daimler в Подмосковье не менее чем в €300 млн — точная цифра будет названа после подписания документа. При этом, по словам , Daimler решил не собирать в России автомобили Mercedes-Benz S-класса. Вместо этого будущее предприятие сосредоточится на производстве премиальных внедорожников: в Московской области предполагается выпускать пять легковых моделей серий S, E, ML, GL и A. Производственные объемы — примерно 25-30 тыс. автомобилей в год.

Согласно общим правилам, инвестиции в размере €300 млн позволяют заключить контракт сроком на десять лет, получить статус российского производителя, а также единственного поставщика по госконтракту с гарантированным объемом спроса.

Ранее сопредседатель комитета по локализации Франко-российской торгово-промышленной палаты, управляющий партнер GDP Quadrat Екатерина поясняла «Газете.Ru», что подписавшая СПИК компания может рассчитывать на все закрепленные законодательством льготы — они также прописываются в этом документе.

«Важно, что, как бы ни изменялось налоговое законодательство в течение последующих лет, налоговая ставка для компании меняться не будет на протяжении всего срока действия СПИК, — .

— Mercedes получит статус российского производителя, получит доступ к госзаказу, а размеры инвестиций позволяют марке добиться статуса единственного поставщика.

Размеры гарантированных госзакупок будут прописываться в СПИК. Важно отметить, что применительно к особым экономическим зонам (ОЭЗ) возможна комбинация льгот, предназначенных и для СПИК, и для ОЭЗ. Так, в ОЭЗ ставка регионального налога на прибыль равна нулю, и резидент платит всего 2% в федеральный бюджет. Условия СПИК позволяют исключить и эти 2%. Кроме того, согласно общим правилам, производитель может рассчитывать на сниженный налог на прибыль».

Между тем аналитик компании «Алор Брокер» Алексей считает, что локализация производства Mercedes-Benz в России не имеет к госзакупкам никакого отношения.

«Единичные заказы в рамках государственного заказа предприятие получить может. Но учитывая высокую конкуренцию на российском рынке за контракты и нерегулярный характер закупок, если бы предприятие было ориентировано исключительно на удовлетворение нужд государства в автомобилях представительского класса, то сроки его окупаемости растянулись бы на 20-25 лет, — сказал Антонов «Газете.Ru». — Mercedes-Benz — один из лидеров премиального сегмента российского рынка.

Несмотря на отсутствие локализованного производства, даже при падающем рынке компании удалось заработать по итогам года 191,2 млрд руб.

Таким образом, Mercedes, продав в разы меньше автомобилей в России, чем , Kia и , смог занять вторую строчку среди самых успешных автобрендов в России, уступив только Toyota (213,8 млрд руб.). Если у Kia, заработавшей в России на 40 млрд руб. меньше, вопрос о целесообразности локализации производства не стоит, намерения Mercedes инвестировать в Россию тем более удивления не вызывают».

В свою очередь, руководитель отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский заявил «Газете.Ru», что, по его оценке, такой завод «может выйти на окупаемость уже через пять с половиной лет, а оставшийся срок действия СПИК будет генерировать чистый денежный поток». Отказ Mercedes-Benz от производства S-класса, по мнению эксперта, связан с возможной конкуренцией с проектом «Кортеж», автомобили которого будет созданы на Единой модульной платформе и призваны пополнить Гараж особого назначения.

Напомним, что ранее «Газета.Ru» первой сообщала о том, что Mercedes-Benz вслед за Mazda планирует подписать СПИК с правительством. Таким образом, марка последней из большой немецкой тройки получит наконец российскую прописку. В интервью «Газете.Ru» глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея рассказывал, что на долю государственных заказчиков компании приходится не более 3% продаж.

«Конечно, обычно они покупают дорогие машины, — говорил Мадея. — Но эти заказы не определяют прибыльность нашей компании. Для восприятия бренда и нашей репутации важно, что топ-менеджмент крупнейших компаний ездит на Mercedes-Benz. Тем не менее это очень маленькая часть нашего бизнеса».

Кроме того, по его словам, у Mercedes-Benz было много вопросов относительно рамочных условий договора.