Как залить электролит в аккумулятор автомобиля. Как правильно выполняется зарядка автомобильного аккумулятора, в т.ч. необслуживаемого Заправка нового аккумулятора электролитом

Для любого уважающего себя автолюбителя необходимо знать, как происходит замена электролита в аккумуляторе. Процедура не очень тяжелая, но нужно знать, как выполнить это действие правильно, чтобы не нанести какие-либо повреждения своей машине. Аккумулятор - это важная составляющая практически любого транспортного средства. Его неисправность приносит много хлопот и неудобств. Чтобы у вас не возникали неожиданные остановки во время дороги, предлагаем рассмотреть одну из тем ухода за данным агрегатом - как заменить электролит в аккумуляторе.

Аппарат состоит из двух основных частей: свинцовые пластины и электролит. В качестве последнего выступает раствор из серной и дистиллированной воды. Считается, что если возникли проблемы с аккумулятором, то проще его заменить, нежели пытаться исправить нарушение. Но есть целый ряд неполадок, которые возможно исправить своими руками, не имея при этом высокотехничной аппаратуры. Очень часто проблемы в АКБ связаны с кислотным раствором. В таком случае батарею можно спасти, поменяв техническую жидкость. Замена электролита в аккумуляторе - это процедура, с которой справится даже новичок.

Какие признаки говорят о том, что пора сменить электролит?

Обратите внимание на следующее:

  • Изменение плотности . Об этом свидетельствует нехарактерный для раствора цвет, например, ярко-рыжий. Чтобы проверить , воспользуетесь динсиметром (), предварительно зарядив АКБ. Она должна варьироваться в промежутке 1,25 – 1, 27 г/см 3 .
  • Мутный раствор . Это может стать следствием некачественного состава, добавления воды с примесями или сульфатации свинцовых пластин.
  • Аккумулятор новый, но плохо держит заряд , даже может . Чаще всего это связано с малой плотностью электролита (концентрация H 2 SO 4 в растворе).
  • При проверке обнаружилось, что в одной из секций отсутствует необходимая жидкость .
  • Раствор подвергался замерзанию .
  • Понизился уровень из-за плохой герметизации (характерно только для обслуживаемых АКБ).

Смена электролита в домашних условиях

Итак, вы решили заменить электролит в аккумуляторе автомобиля самостоятельно в домашних условиях, но не знаете, как правильно это сделать.

Для этого вам понадобится:

  • средства защиты -работать предстоит с кислотой, поэтому необходимы химически стойкие перчатки, желательно до локтей, лишними не будут и защитные очки;
  • тара для слива старого электролита - желательно стеклянная, так как она не взаимодействует с серной кислотой;
  • ткань ;
  • резиновая груша ;
  • ареометр ;
  • воронка ;
  • сода ;
  • дистиллированная вода ;
  • новый электролит ;
  • кислотоустойчивый пластик - если у вас .

АКБ необходимо извлечь из машины и установить на ровную поверхность. Затем аккуратно очистить ее раствором от загрязнений и обработать водой с разведенной в ней содой (на один литр воды 2 или 3 столовых ложки).

Пошаговая инструкция

А теперь расскажем, как поменять электролит в аккумуляторе.

Первым этапом будет вскрытие. Существует два типа АКБ: обслуживаемые и необслуживаемые. Если у вас первый - достаточно открутить пробки банок (секций), но, а если же второй, то придется использовать дрель и аккуратно просверливать отверстия.

Затем происходит извлечение старого раствора. При замене электролита возникает вопрос: можно ли переворачивать АКБ? Если перевернуть аккумулятор, то все имеющиеся осадки могут застрять между пластинами, что приведет к замыканию и выходу аппарата из строя, поэтому используйте резиновую грушу или шприц (они продаются в любой аптеке). Извлеченную жидкость сливайте в заранее заготовленную тару.

По окончанию данной процедуры необходимо промыть аккумулятор. Для этого заливается дистиллированная вода, очищаемый объект аккуратно покачивают, и затем жидкость из него сливают. Действие повторяется до тех пор, пока сливаемая вода не будет чистой.

После тогокак промыты все секции, можно приступить к смене электролита на новый. Нужно установить воронку в отверстие и залить готовый раствор в сектора батареи. Жидкость должна достигать установленной отметки. Если таковой не наблюдается, то раствор должен покрывать пластины примерно на 5-7 миллиметров. Но не стоит сразу достигать этих объемов. В магазинах предлагаются сильно концентрированные средства, поэтому при проверке может оказаться, что их необходимо .

Не стоит сразу производить заряд устройства. Сначала необходимо вновь аккуратно покачать АКБ для устранения воздушных пузырьков и дать ему отстояться (2-3 часа).

При наличии сульфатации пластин нужно добавить присадку, устраняющую сульфаты.

Заряжать АКБ на начальных этапах следует малыми токами - около 0,1 ампер. Зарядка должна быть цикличной - «заряд – разряд». Эту процедуру повторять до появления нужной плотности. Не забывайте следить, чтобы жидкость не выкипала. Разрядку не производить до половины емкости.

Следующим действием будет герметизация. Закройте сектора имеющимися приспособлениями, а затем поместите его в машину.

Если проблемы остались - обратитесь в сервисные центры.

Внимание! При попадании кислоты на кожу, промойте ее обильным количеством воды и нейтрализуйте раствором пищевой соды.

Хотя в настоящее время в торговле широко представлены необслуживаемые разновидности аккумуляторов, их ремонт, состоящий, прежде всего, в замене электролитической жидкости, все-таки иногда приходится производить. Это имеет большую важность для работы данных устройств, поскольку сбережение электрической энергии в них обеспечивается, благодаря химическим реакциям, нормальное прохождение которых обеспечивается именно этой жидкостью, состоящей из дистиллированной воды и серной кислоты.

Что необходимо для замены электролита в аккумуляторе?

Если на автомобиле установлена батарея старого образца, то ее зарядке в обязательном порядке должна предшествовать замена электролита. Перед проведением этой операции необходимо запастись следующими приспособлениями и материалами:

  • емкостью для сбора сливаемого старого электролита;
  • чистой ветошью;
  • резиновой грушей с удлиненным носиком;
  • зарядным устройством для автомобильных аккумуляторов;
  • аэрометром, позволяющим измерять плотность жидкости;
  • лейкой или воронкой для заливки электролитической жидкости в аккумуляторные банки;
  • необходимым количеством готовой электролитической жидкости, которую можно самостоятельно приготовить из дистиллированной воды и серной кислоты или купить ее в магазине.

Перед заливкой в аккумулятор нового электролита из него необходимо слить находившийся в нем старый.

Каким образом производится слив старого электролита?

Чтобы слить старую электролитическую жидкость, аккумулятор необходимо снять с автомобиля и установить на устойчивую горизонтальную поверхность. Затем аккумулятор следует тщательно протереть и снять защитные крышки с его банок. Операция по сливу производится в следующем порядке:

  • рядом с аккумуляторной батареей устанавливается емкость для сбора отработанной жидкости;
  • носик подготовленной заранее резиной груши вводится в полость банки;
  • груша сдавливается для удаления из нее воздуха;
  • при восстановлении первоначальной формы груши происходит забор в нее жидкости из банок аккумулятора;
  • жидкость из груши аккуратно сливается в стоящую рядом емкость;
  • операция повторяется столько раз, сколько потребуется для полного опустошения всех банок.

При случайном попадании электролита на кожу это место следует промыть обильным количеством воды. Если попавшая жидкость сумела вызвать заметный ожог, то пораженное место необходимо обработать облепиховым маслом или аналогичным ему противоожоговым средством или же обратиться за специализированной помощью в ожоговый центр.


Заполнение аккумулятора новым электролитом

Заливке нового электролита в автомобильный аккумулятор должна предшествовать промывка последнего. Для промывки, производимой с целью очистки полости от накопившихся там загрязнений, используется дистиллированная вода. Залив ее, следует закрыть крышки и хорошо потрясти аккумулятор, чтобы обеспечить выход угольной крошки вместе со сливаемой жидкостью.

Кроме того, очистке необходимо подвергнуть и электроды, с которых следует удалить отложившиеся на них соли.

Только лишь после завершения подготовительных манипуляций можно приступать к заливке свежего электролита, которая производится в следующем порядке:

  • прежде всего, используя аэрометр, необходимо удостовериться в том, что плотность новой электролитической жидкости составляет 1,28 г/см 3 ;
  • заливка жидкости производится поочередно в каждую банку с помощью подготовленной воронки или лейки;
  • при необходимости можно произвести доливку специальных присадок, которые обеспечат удаление сульфатного осадка с поверхности электродов.


Зарядка аккумулятора

К зарядке аккумулятора можно приступать после того, как:

  • электролит вытеснит весь воздух, находящийся в корпусе батареи;
  • произойдет полное растворение присадочных веществ.

Торопиться с началом зарядки не стоит, поскольку полное растворение присадок может продлиться до 48 часов.

Сама же зарядка производится путем чередования циклов зарядки и разрядки. Перед ее началом следует:

  • снять защитные пробки;
  • подсоединить клеммы зарядного устройства к аккумулятору;
  • выставить ток зарядки величиной в 1 А.

Зарядку можно считать законченной, когда напряжение на каждой из банок будет равняться 2,4 В, а на клеммах аккумулятора – 14-15 В. По достижении этих величин процесс зарядки можно завершать, если плотность жидкости не изменялась в течение двух последних часов.

Как известно, ничто не вечно, и одному из главных элементов автомобиля - АКБ, когда-то приходит время отправляться на покой. Выбирая новый источник питания, автовладельцы могут увидеть сухозаряженный аккумулятор. Что это такое? С какой стороны к нему подойти и как использовать? Как зарядить сухозаряженный аккумулятор? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в нашей статье.

Этот вид АКБ получил своё название благодаря отсутствию электролита в банках на момент окончания изготовления. Производство сухозаряженных батарей предполагает, что свинцовые пластины заряжены, а само изделие герметично закрыто в заводских условиях. Цена такого источника питания — от 1500 рублей.

Что заливать в сухой аккумулятор? Так как сухозаряженный аккумулятор является обычной свинцово-кислотной батареей, заправлять его следует электролитом. Последний можно, как приобрести в готовом виде в магазине, так и приготовить самостоятельно из кислоты и дистиллированной воды.

Cухозаряженные батареи выпускаются для того, чтобы у владельца была возможность долгосрочного хранения АКБ перед ее первым использованием, например, при складском хранении. Благодаря низкой скорости протекания химических процессов аккумуляторы без электролита практически не подвержены саморазряду. Это позволяет хранить из невероятно долго.

Срок хранения и годности сухозаряженного аккумулятора

Популярность этого вида источников питания связана с тем, что в банках отсутствует электролит, а значит, нет химической реакции. Свинцовые пластины герметично закрыты, на них не воздействуют влага и воздух. Поэтому срок хранения сухозаряженного источника питания для авто в заводском состоянии может достигать 40 лет. Несмотря на продолжительный срок хранения, срок годности сухозаряженной АКБ равен примерно 7 годам. Дело в том, что химический процесс в сухих батареях хоть и значительно замедлен, но все равно протекает. Поэтому после длительного хранения (30-40 лет), возможно, пластины будут в нерабочем состоянии.

Храниться батарея должна в вертикальном положении без прямые солнечные лучи. Также следует проследить за тем, чтобы пробки батареи были закрыты.

Сухозаряженный аккумулятор: ввод в эксплуатацию

Сухозаряженные аккумуляторы нельзя установить на транспортное средство сразу после покупки. Этот фактор зачастую заставляет автовладельцев сделать выбор в пользу привычных батарей. Однако начало эксплуатации сухозаряженного аккумулятора не столь проблематично, как кажется. Перед выполнением работ необходимо подготовить все инструменты: электролит, ареометр, вольтметр и зарядное устройство.

Что заливать в сухой аккумулятор

Перед установкой сухозаряженного аккумулятора в него надо залить электролит плотностью 1,27-1,28 г/см куб. Можно приобрести готовый раствор или смешать его самостоятельно.

Внимание! Если вы решили развести электролит сами, то воспользуйтесь средствами индивидуальной защиты - перчатками, маской. Серная кислота, которую надо разбавить водой, является сильным химическим веществом. Защита нужна, чтобы избежать вредного воздействия паров и не допустить получение ожогов от кислоты.

Как заправить сухозаряженный аккумулятор

  1. Разгерметизируйте АКБ. В зависимости от конструкции надо вынуть специальные прокладки под пробками, боковые заглушки на крышке батареи или приливы на пробках. Обратите внимание: на некоторых источниках питания предварительно рекомендуется прорезать крышки, чтобы вышли пары.
  2. Залейте в сухозаряженный аккумулятор электролит до требуемого уровня. Если есть метки, ориентируйтесь на них. В случае их отсутствия определите уровень самостоятельно - раствор должен закрывать пластины на 2 сантиметра.
  3. Оставьте автомобильный аккумулятор на некоторое время (2-3 часа). Оно необходимо для того, чтобы началась химическая реакция между свинцовыми пластинами и электролитом. Внимание! Уровень кислотного раствора может несколько уменьшиться. В таком случае его необходимо долить.
  4. Измерьте плотность электролита с помощью ареометра. Показатели не должны быть ниже 1,27 г/см куб. Более низкая концентрация кислоты требует подзарядки аккумулятора до указанного значения.
  5. Проверьте напряжение вольтметром. Полная зарядка батареи будет при 12,7 вольтах.

Таблица 1. Показания плотности электролита и напряжения батареи в зависимости от степени её заряженности.

Ниже представлены примерный объём электролита для разных аккумуляторных батарей разной емкости.

Таблица 2. Количество электролита в аккумуляторной батарее в зависимости от емкости А/ч.

Можно ли заряжать сухой аккумулятор

Довольно часто встречается вопрос, можно ли заряжать сухозаряженный аккумулятор? Если источник введён в эксплуатацию, то его зарядка ничем не отличается от этого процесса у необслуживаемых батарей. Восстановить ёмкость на сухозаряженной батарее может понадобиться в том случае, когда она уже эксплуатировалась некоторое время. Процесс зарядки АКБ подробно описан в следующем разделе.

Если же речь идёт о новой батарее, то следует помнить: особенностью использования сухозаряженного аккумулятора является недопустимость его зарядки без электролита.

Как правильно зарядить сухозаряженный аккумулятор

Первое восполнение ёмкости сухой батареи необходимо на этапе ввода в эксплуатацию. Инструкция по зарядке этого источника питания:

  • в соответствии с полярностью подсоедините зарядное устройство;
  • подключите оборудование к сети;
  • ток заряда должен равняться 10% от ёмкости батареи;
  • заряжайте АКБ около 5 часов;
  • если за это время напряжение не стало 12,5 вольта, уменьшите ток и продолжите зарядку.

Если АКБ полностью заряжена, то электролит начнёт кипеть, а уровень напряжения и показатели плотности будут неизменны на протяжении некоторого времени.

Преимущества и недостатки сухозаряженных аккумуляторов

Сухозаряженная батарея пользуется спросом среди мотоциклистов и владельцев специальных транспортных средств. Чаще всего их приобретают летом. Поэтому основное преимущество - длительный срок хранения, важно в первую очередь для производителя, ведь батарея будет работоспособна и через несколько лет после того, как сошла с конвейера. Но и для владельцев транспорта это свойство сухого АКБ привлекательно - можно приобрести про запас.

Сухозаряженная аккумуляторная батарея не требует к себе повышенного внимания (дозаливки электролит, подзарядки) - поставил незаправленную АКБ и забыл про неё.

Отметим и более низкую стоимость этих батарей - от 2 тысяч рублей. Цена кислотного раствора - от 300р.

Удобна такая АКБ и для транспортировки - не надо переживать, что прольётся электролит.

К недостаткам сухих аккумуляторов можно отнести сложность ввода в эксплуатацию, отсутствие возможности сразу после покупки поставить её в автомобиль и определённые затраты времени на приведение в рабочее состояние.

Правила эксплуатации сухозаряженных батарей

Как видите, отличие сухого аккумулятора от заполненного заключается только в отсутствии электролита в батарее, которую вы приобретаете в магазине. Длительное использование САКБ требует соблюдения правил эксплуатации.

  • Проверяйте напряжение на клеммах.
  • Замеряйте плотность кислотного раствора.
  • Примерно 2 раза в год полностью разряжайте батарею.

Выполнение этих условий позволит продлить срок службы заправленной САКБ для автомобиля.

Как выбрать сухозаряженный аккумулятор: критерии оценки

  1. Посмотрите все предложения на рынке батарей.
  2. Учтите характеристики транспортного средства (объём и тип ДВС, наличие и мощность дополнительного оборудования).
  3. Изучите технические рекомендации к аккумулятору для вашего автомобиля.
  4. Определитесь с ёмкостью источника питания.
  5. Учтите стоимость АКБ - это повлияет на выбор класса.
  6. Выберите его характеристики и определите оригинальность изделия (производитель, герметичность, целостность).

Надеемся, что после прочтения этой статьи сухозаряженные аккумуляторы больше для вас не «тёмные лошадки». В том числе вы узнали, как правильно заряжать сухие батареи, значит, дело за малым - попробовать. Поделитесь своим опытом приобретения и эксплуатации этого вида источника питания для автомобиля. Как вы заправляли сухозаряженный аккумулятор? А также мы будем рады ответить на все ваши вопросы.

Аккумуляторная батарея (акб) является важнейшим элементом автомобиля. Исправный аккумулятор обеспечивает надежный пуск двигателя в любых условиях. На автомобиле акб заряжается от генератора, после которого стоит зарядное реле, которое дает зарядный ток порядка 14 вольт.

Так как аккумулятор полностью заряжается при напряжении порядка 14,5 вольта, получается, что бортовая система автомобиля не в состоянии обеспечить полную зарядку акб, и со временем аккумулятор разряжается.

Перед автовладельцем остро встает вопрос о восстановлении работоспособности аккумулятора. Можно зарядить акб с помощью зарядного устройства, подключенного к внешнему источнику тока.

Но в некоторых случаях подобные действия не приводят к успеху. В этих условиях подавляющее большинство автолюбителей в срочном порядке отправляется на авторынок, с целью приобретения нового аккумулятора. Но выход есть и в этой ситуации. Это

Замена электролита в аккумуляторной батарее

Довольно часто можно встретиться с утверждением, что замена электролита в аккумуляторной батарее не приводит ни к чему хорошему, что аккумулятор работать не будет, батарея выйдет из строя, и так далее и тому подобное.

Важно! Однозначно можно утверждать, что если правильно менять электролит в аккумуляторной батарее, акб восстанавливает свою работоспособность.

Постараемся понять, как нужно правильно менять электролит в аккумуляторе.

Готовить электролит следует в кислотоупорной посуде (пластмассовой, керамической, эбонитовой) из серной кислоты и дистиллированной воды.

При работе с серной кислотой и электролитом необходимо надевать резиновый передник, резиновые перчатки и сапоги.Вместо резинового передника можно пользоваться брезентом, предварительно пропитав его парафином.

Плотность электролита при его составлении проверяют денсиметром. Денсиметр представляет из себя ареометр, заключенный в стекляную цилиндрическую оболочку с тонким носиком, поволяющим забирать необходимое для измерения количество электролита из банки аккумулятора. Для забора жидкости используется резиновая груша на противоположном конце прибора.

Плотность приготвленого электролита должна составлять 1.27-1.29 грамм/см в кубе.

1. Необходимо демонтировать аккумулятор с автомобиля, с этим обычно не возникает никаких сложностей, очистить акб от грязи и насухо протереть ее.

2. Вывернув пробки с банок аккумулятора, необходимо слить старый электролит. Тут возникает вопрос: «Как это сделать правильно?»

  • Можно осторожно перевернуть аккумулятор и слить электролит в подходящую кислотоупорную емкость.
  • Можно аккуратно просверлить небольшие отверстия в нижней части аккумуляторной батареи и слить электролит через них.

Второй способ является более предпочтительным, так как переворачивая аккумуляторную батарею можно токопроводящим осадком со дна замкнуть зарядные пластины. Шунтированные пластины выйдут из строя.

Важно! Проделанные отверстия после слива электролита аккуратно завариваются кислотоупорной пластмассой.

Ответ на вопрос: «Куда слить электролит» очень прост-в кислотоупорную посуду (пластмассовую, керамическую, эбонитовую).

3. Слив старый электролит, необходимо тщательно промыть аккумуляторные банки дистиллированной водой. Для этого в заливные отверстия наливается дистиллированная вода до необходимого уровня, пробки заворачиваются на свое место, батарея энергично потряхиваться и перемещается.

Для улучшения очистки внутренности акб, далее можно залить раствор бытовой соды и подождать несколько часов.

Окончательная очистка достигается промывкой аккумуляторных банок раствором NaCl-проще говоря, раствором обыкновенной соли, которая есть в каждом доме.

Эти действия полностью очищают внутреннюю поверхность аккумуляторной батареи от всех отложений.

Не следует на долгое время оставлять корпус аккумуляторной батареи пустым, так как при взаимодействии с кислородом зарядные пластины могут окислится.

4. Тщательно очищенную и промытую аккумуляторную батарею необходимо установить на ровную поверхность, и при помощи кислотоупорной воронки аккуратно заполнить все банки аккумулятора приготовленным электролитом.

При приготовлении электролита следует помнить, что порожний аккумулятор вмещает около 3 литров раствора.

Важно! Плотность электролита должна соответствовать 1,27-1,29 г/см для районов с умеренным климатом.

Если замена электролита в аккумуляторной батарее проводилась правильно, в тех условиях, которые описаны выше, то восстановленная акб дает пусковой ток, достаточный для запуска двигателя в любых условиях.

Внимательно проверяйте уровень электролита в банках аккумулятора, следите за тем, чтобы он не выкипал, вовремя доливайте дистиллированную воду до необходимого уровня, и аккумулятор еще вам послужит.

В большинстве современных автомобилей используются необслуживаемые аккумуляторы. Таким батареям не требуется, регулярный долив дистиллированной воды, так как ее расход очень мал. Иногда все же такая необходимость возникает. В этом случае необходимо знать, как это сделать.

Для этого нужно иметь следующие материалы:

— дистиллированную воду;

— шприц одноразовый с длинной иглой;

— герметик;

Причиной плохого завода автомобиля, может стать . Корпус необслуживаемых аккумуляторов закрыт полностью, а отверстия, в которые можно заливать дистиллированную воду отсутствуют. В них имеется лабиринтная система, которая улавливает пары, конденсирует, возвращая их в виде электролита. Но все же небольшой процент воды может испаряться через вентиляционное отверстие. Следовательно, чтобы вернуть аккумуляторной батарее работоспособность, попробуйте залить в него дистиллированную воду.

Нужно открыть капот. По глазку индикатора можно определить какая плотность в аккумуляторе. Если цвет зеленый, то батарея заряжена полностью, при черном индикаторе, его нужно подзарядить, а белый цвет показывает, что уровень электролита низкий.

В необслуживаемом аккумуляторе корпус полностью закрыт. Нужно снять наклейку. Крышку аккумулятора вскрывать не следует, так как установить ее на прежнее место достаточно затруднительно.

Пластиковая прозрачная крышка, позволяет видеть внутреннюю структуру камеры и перегородки. Определяется количество банок и куда заливать воду или проверяется плотность электролита. С помощью шила, нужно проделать отверстие, достаточно точно.

Одноразовым шприцем, по 5 мл в проделанное в банке отверстие, в которой находится индикатор плотности, доливается дистиллированная вода. После того как индикатор станет черного или зеленого цвета добавляют еще 20 мл.

Чтобы определить уровень электролита, игла опускается внутрь банки, а шток подтягивается в обратном направлении. При затягивании электролита внутрь шприца, маркером на игле отмеряется уровень. Если в аккумуляторе использован светлый пластик, то уровень электролита определяется на просвет и измерить линейкой. Все остальные банки доливаются водой до уровня, который отмечен на игле.