Какая автотехника использовалась для заправки военных самолетов. Топливо для самолетов: каким оно бывает и где его приобрести? Безопасность топливных баков

Достаточно частый вопрос, который задают люди и в интернете и, по мере возможностей, в реальной жизни – на каком топливе летают самолеты? В этой статье мы, не углубляясь в тонкости, а просто для общего развития, рассмотрим, чем заправляют самолеты.

Бочки с авиатопливом

Для начала нужно иметь представление, за счет чего вообще самолет поднимается в воздух и преодолевает огромные расстояния. Это происходит благодаря реактивной тяге . Если не углубляться в законы физики, то это сила отдачи струи газа, которая обеспечивает движение двигателя и объектов, которые к нему прилагаются. В нашем случае этим объектом выступает самолет с пассажирами. Газовая струя вытекает из сопла турбореактивного двигателя. Она отталкивается от воздуха и задает самолету движение с определенной скоростью. Чем сильнее отдача газа, тем большую скорость набирает авиалайнер.

Турбореактивный двигатель имеет следующие основные части:

  1. Компрессор. Турбины компрессора захватывают воздух, необходимый для реакций окисления.
  2. Камера сгорания. Сюда подается авиационное топливо и здесь же происходит его сгорание, которое сопровождается выделением большого количества тепловой энергии.
  3. Турбина. Сюда выводится горячий газ и направляется лопастями турбины в сопло турбореактивного двигателя.
  4. Реактивное сопло (выходное устройство)

В реактивном сопле проходит процесс получения реактивной тяги, за счет чего самолет разгоняется. Остановимся детальнее на том, каким топливом заправляют самолеты.

Перевозка авиатоплива по железной дороге

Авиационное топливо

Топливо для самолетов бывает двух видов – авиационный бензин и реактивное топливо (авиакеросин).

Авиабензины применяются для поршневых двигателей или же в качестве растворителя для технического обслуживания авиалайнеров. Такое горючее не сильно отличается от обычного автомобильного бензина, хотя имеет некоторые особенности, связанные со спецификой его применения.

Существует два вида авиационного бензина, которые отличаются некоторыми характеристиками, и одной из них является октановое число. Так как техника на поршневых двигателях все же сдает позиции, авиационный бензин также используется значительно реже.

Самым популярным топливом для авиалайнеров является авиационный керосин, который также называют реактивным топливом. Используется для аппаратов с турбореактивным двигателем.

Авиакеросин представляет собой дизельное топливо, полученное в ходе глубокой переработки нефти. Согласно с правилами эффективного использования турбореактивных двигателей, авиационный керосин должен быть максимально очищен от ароматических углеводородов и других примесей.

Авиационный керосин производится на нефтеперерабатывающих заводах. Согласно ГОСТу, выделяются авиакеросины для дозвуковой и сверхзвуковой авиации. Вы спросите, в чем же разница? Дело в том, что сверхзвуковой режим полета предполагает сильный разогрев топлива. И, если топливо мелкофракционное, оно начинает испаряться.

Сверхзвуковая авиация нуждается в «тяжелом» составе. К такому топливу относятся авиационные керосины Т-6 и Т-8В.

Для дозвуковой авиации подходит и мелкофракционное топливо. Однако чем больший процент топлива составляют легкие бензиновые фракции, тем на меньшую высоту полета оно рассчитано. К такому вида керосинов можно отнести керосин Т-2.

Керосин Т-1 является достаточно стабильным топливом, соответствующим международным стандартам качества. Авиационный керосин ТС-1 не совсем соответствует данным нормам за счет высокого процента серы в составе.

Мы рассмотрели, на чем летают самолеты. Теперь стоит уделить внимание не только авиатопливу, но и специальным добавкам, которые улучшают его качество.

Заправка самолета

Спецприсадки для авиационного топлива

К ним относятся следующие:

  1. Антистатическая присадка. Увеличивает электропроводность топлива и минимизирует накопление статического электричества, которое, в свою очередь, может привести к взрыву топливного бака.
  2. Противоизносная присадка. Необходима для увеличения срока эксплуатации автоматических механизмов в топливном отделе двигателя.
  3. Антиокислительная присадка. Понижает уровень окислительных процессов в топливе, за счет чего препятствует возникновению образованию смол.
  4. Антиводокристаллизационная присадка. Если в топливе присутствует хотя бы минимальный процент воды, на высоте в несколько километров она кристаллизуется. А мелкие кусочки льда могут сильно повредить двигатель, вплоть до его полного отказа. Присадка предотвращает подобные инциденты.

Мы рассмотрели, каким топливом заправляют самолеты, но еще не упомянули, как заправляют самолеты.

Далеко не все знают, чем заправляют самолеты. Для бесперебойной и хорошей работы подобных агрегатов требуется специальное топливо высшего качества. Уровень полета во многом зависит от того, что было залито в самолет. Следует отметить, что стоимость во много раз возросла из-за дефицита нефти. На данный момент разрабатываются новые составы. Так чем заправляют самолеты? Какое топливо для этого применяют?

Разновидности горючего для самолетов

Итак, чем заправляют самолеты? На данный момент существует всего несколько разновидностей горючего для такой техники:

  • топливо, предназначенное для поршневых двигателей;
  • реактивное топливо, предназначенное для турбореактивных моделей.

Каждый вид разрабатывается для определенных Замена горючего на другой тип очень опасна. Ведь от топлива зависит безопасность всех, кто будет находиться на борту самолета. Именно по этой причине заправке агрегатов уделяется особое внимание. Чем же отличается реактивное топливо от авиационного бензина?

Авиационное топливо

Теперь вы знаете, чем заправляют самолеты. Виды топлива для подобной техники обладают определенными качествами и свойствами. В чем же заключаются отличия. Авиатопливо, или, по-другому, авиационный бензин, в последнее время перестали использовать в качестве горючего. Теперь его используют как растворитель. Не так давно на таком горючем летали ТУ-22 и ТУ-16.

Получали же авиатопливо несколькими путями переработки либо каталитическим крекингом.

Особенности авиационного топлива

Авиационный бензин ранее считался качественным топливом. Почему? На то есть несколько причин:

  1. Детонационная стойкость. Иными словами, такое топливо можно использовать в двигателях, оснащенных высоким уровнем сжатия горючей смеси. В данном случае исключено появление детонационного сгорания.
  2. Фракционный состав. Авиационный бензин способен испаряться. Это указывает на его способность образовывать топливовоздушные, рабочие смеси. Данную черту определяют давление насыщенных паров и температура выкипания.
  3. Химическая стабильность. Авиационное топливо способно выдержать химическое воздействие определенных компонентов при использовании, транспортировке и так далее.

Как видите, авиационный бензин имеет множество преимуществ. Однако его уже давно не используют в качестве горючего. Так чем заправляют самолеты, если авиационный бензин для этих целей не применяется?

Авиационный керосин

Каким топливом заправляют самолеты, которые перевозят пассажиров и военных? В таких ситуациях применяется авиакеросин - это одна из фракций нефти, получаемая путем прямой перегонки сернистых и малосернистых разновидностей нефти. При этом широко применяется метод гидроочистки. В подобное горючее очень часто добавляют дополнительные присадки.

Стоит отметить, что авиационный керосин, прежде чем попасть в бак самолета, проходит 8 ступеней проверки. Помимо этого, в нашей стране контроль за качеством топлива осуществляют военные. Стоимость одной тонны подобного горючего составляет 20-35 тысяч рублей.

Разновидности авиакеросина

Имеет множество особенностей. Это и кислотность, и серность, и термостабильность. На данный момент в нашей стране применяется несколько его разновидностей:

  1. РТ - это топливо очень высокого качества. Это объясняется нефтяной фракцией. Здесь она составляет 135-280 °С и проходит полную гидрообработку. Стоит отметить, что такое топливо не имеет аналогов даже среди западных разновидностей горючего. РТ обычно применяют для заправки СУ-27 и так далее.
  2. ТС-1 - это топливо для самолетов представляет собой смесь прямо очищенных и прямогонных фракций. Такое горючее соответствует Jet-A - зарубежному аналогу. В нашей стране это наиболее популярная разновидность авиационного керосина. Им заправляют современные и старые самолеты, оснащенные дозвуковыми, турбореактивными и
  3. Т-6 и Т-8В - топливо, которое производится исключительно для нужд военных. Им заправляются сверхзвуковые истребители МиГ-35. Такое горючее получается в результате длительной переработки нефти, что делает их стоимость очень высокой.

В зимний период в топливо добавляют дополнительные присадки, которые не позволяют горючему менять свои физические свойства в процессе использования.

Сколько у самолета баков

Прежде чем ответить на вопрос о том, как и сколько топлива заправляют в самолет, стоит выяснить, сколько баков имеется у агрегата. У разных моделей техники они располагаются практически в одних и тех же местах: у крыльев и в центре. При этом из каждой емкости горючее расходуется для определенных нужд. Топливо из центрального бака предназначено для стабильной работы двигателя. В некоторых самолетах предусмотрена дополнительная емкость в районе хвоста. Такой бак необходим для регулировки центровки агрегата при перелете.

Процесс заправки

Процесс заправки самолета - это сложная процедура, которая осуществляется в аэропорту группой людей. Для этих целей используется специальная техника. При этом процедура проходит под контролем оператора заправочной станции. Стоит отметить, что топливо проходит тщательную проверку. Сколько заправляют самолеты? Все зависит от разновидности техники. Для заправки "Боинга" требуется примерно 15 тонн топлива, а для "Аэробуса" - 15-25 тонн.

Большинство пассажирских самолетов заправляют реактивным топливом . Каждая модель самолета рассчитывается на определенный вид горючего, использование которого обеспечат максимальные показатели. Также есть допустимые аналоги, при котором двигатели не теряют своих характеристик.

Виды авиатоплива

Топливо для самолетов бывает 2 видов:

  • Авиабензин для самолетов с поршневыми двигателями, а также для обслуживания деталей в качестве растворителя.
  • Авиакеросин . Применим для реактивных двигателей. Это дизельное топливо после глубокой переработки.

Керосин также отличается подвидами, в зависимости от условий использования.

Для пассажирских лайнеров используется в основном керосин для дозвуковой авиации. К таким относятся марки Т-1 и Т-2 . Это топливо с мелкими бензиновыми фракциями, чем больше их процент, тем меньше практический потолок высоты самолета. Т-1 с меньшим содержанием фракций является весьма стабильным горючим, которое соответствует нормам международных полетов.

Для дозвуковой авиации и сверхзвуковой, керосин будет разный. Для военных самолетов, выходящих за скорость звука, существует более тяжелое топливо – Т-6 и Т-8В. Это более тяжелые виды, поскольку в реактивных двигателях на высоких скоростях топливо быстро испаряться.


Сколько топлива нужно для заправки?

Расход топлива является, чуть ли не основным параметром воздушного судна. Ведь чем меньше топлива расходуется, тем меньше затрат на обслуживание самолета приходится компании.

Количество горючего на борту напрямую зависит от параметров полета и типа самолета. На близкое расстояние топливо скорей всего сильно сэкономят.

Также немаловажен маршрут полета, наличие промежуточных пунктов посадки. Учитываются даже погодные условия на маршрутом пути.


Рассчитать точное количество топлива, которое требуется для заправки лайнера, очень сложно. Это число редко совпадает с тем, что указано в технических характеристиках. Однако примерно посчитать эту цифру все-таки можно.

На определенный рейс, самолет заправят учитывая:

  1. Топливо необходимое для преодоления расстояния до аэропорта назначении.
  2. Топливо для полета от аэропорта назначение до запасного аэродрома.
  3. Горючее для ожидания посадки в течение 30 минут на малой высоте.
  4. Надбавка 5% на непредвиденные обстоятельства.

Видео как заправляют самолеты:


Сколько же стоит заправить самолет на один рейс? За пример возьмем стоимость тонны керосина в аэропорту Домодедово – примерно 47 300 рублей за тонну с учетом НДС. Для примерного расчета будем опираться на эту цену.

Расход топлива на самолетах марки Боингах 737-300 указан как 25,5 г. на пассажира за 1 км.

Возьмем для примера рейс Москва – Санкт-Петербург. Расстояние перелета в данном случае будет равно 633 км. Путем умножения, получаем расход на пассажира = 16,14 кг., а учитывая цену керосина в аэропорту Домодедово, это 763,5 рубля. Средняя вместимость лайнера 737 – 150 человек, соответственно заправить его обойдется в 114 523 руб. Эта цифра, естественно не окончательный расход. Учитывая вышеописанные условия, она может увеличиться до 150 000 ₽.

Рассмотрим один из самых больших лайнеров современности Боинг 747. Несмотря на свои гигантские размеры и большую стоимость, самолет может похвастать своей высокой экономичностью. Потребляет он для модели 100 – 32г. на пассажира за километр, а серии 300 – 22,4 г. Часовой расход горючего – 14 500 км., то есть на полет Москва-Санкт-Петербург чисто гипотетически будет потрачено около 700 000₽. Тем не менее самолет очень популярен и состоит в большинстве ведущих компаний мира.


Как заправляют самолеты

Заправка очень важный процесс при обслуживании летной техники.

Заправка бывает двух видов:

  • дозаправка в воздухе (военных самолетов);
  • полная заправка в аэропорту.

Каждый из видов по своему сложен. Рассмотрим их по порядку.


Это один из самых сложных и, в то же время зрелищных элементов полетов военной техники. Именно в России более 100 лет назад была придумана воздушная заправка. Не всегда она была такой, как мы ее видим сейчас. Существовали уникальные методы, в частности у бомбардировщиков Ту-16, когда самолеты заправлялись «крыло в крыло». И по сей день, наша военная авиация является передовой в технике заправок в воздухе. К сожалению, этот процесс не так просто увидеть обычным зрителям. Все потому, что попросту опасен ввиду чрезвычайного сближения самолетов (примерно на 20 метров).

Смотрите видео как заправляют бомбардировщик Стелс:

Видео как заправляют Су-24:


В данный момент многие типы самолетов военной авиации ВКС России обладают возможностью заправиться в воздухе.

  1. Истребители — Су-27, Миг-31,Миг-29;
  2. Штурмовики – Су-24М;
  3. Бомбардировщики – Ту-95, Ту-160.

Заправщиком в основном сейчас выступает модернизированный Ил-78М.

Чтобы заправить в воздухе истребитель потребуется 6 минут, тяжелый бомбардировщик – 20 минут, танкер – 45 минут.

Смотрите видео подборку неудачных дозаправок в воздухе:

В аэропорт топливо попадает двумя путями:

  1. Железнодорожным путем попадает топливо в цистернах, из которых при тщательном контроле всех параметров содержимое перекачивается в специальные резервуары. Рядом, по нормам всегда должны находиться подземные отсеки с водой, который в экстренном случае будут использованы для тушения горючего. На цистернах находятся специальные приборы, которые показывают все параметры топлива. Для перегонки используются мощные насосы.
  2. Трубопровод . Этот путь включает в себя доставку по трубам горючего с ближайшего нефтеперерабатывающего узла. На территории аэропорта находятся приборы учета качества топлива, которое проверяется по 12 основным параметрам. После анализа материала, происходит перегонка в центральный заправочный комплекс.

Процесс заправки лайнера может осуществляться двумя способами: через топливо заправщик или специальные колонки, расположенные по всей территории.


В среднем, скорость заправки через топливо заправщик будет составлять около 40 минут – это регламентировано максимальной скоростью подачи топлива по международным стандартам. На всех стадиях заправки строго соблюдается техника безопасности.

В заключении отметим, что процесс заправки очень важен для современных полетов, как гражданских, так и военных. Эта весьма сложная и опасная процедура. В ней много особенностей, исходя из условий применения и типов самолетов.

Гражданские самолеты в большинстве случаев потребляют огромное количество топлива, однако в пересчет на одного пассажира – это приемлемая цифра. Многие производители модифицируют самолет, чтобы повысить ее экономичность и, следовательно, уменьшить расходы на обслуживание. Современное высококачественное авиационное топливо поставляется во все крупные аэропорты, где происходит дозаправка лайнеров. А дозаправка в воздухе – одно из самых захватывающих зрелищ для зрителей и ответственных процедур для военных летчиков. Главным фактором остается одно – соблюдение техники безопасности.

В пассажирских лайнерах, будь то самолеты производства фирмы Boeing или Airbus, или отечественные самолеты компании Туполев или Илюшин, используется авиационный . В России используют керосин марки ТС-1 и РТ. В зарубежных странах применяется керосин марки Jet Fuel A и Jet Fuel A-1. Такие керосины применяются только в газотурбинных двигателях.


Эти марки топлива имеют немного разные характеристики, но могут смешиваться в любых пропорциях. Зимой в авиационный керосин добавляют специальную присадку, которая служит для предотвращения замерзания топлива. Такая присадка обозначается буквой «И». Эта присадка также способствует более полному сгоранию керосина и лучшей его текучести при отрицательных температурах.


На легкомоторных самолетах с поршневыми двигателями в качестве топлива используют бензин. Но такой бензин, в отличие от автомобильного, имеет повышенное октановое число. Это необходимо для увеличения мощности двигателя и соответственно крутящего момента на его вале.

Где хранится топливо на самолете?

В большинстве современных лайнеров топливо располагается в крыльях и отсеке, находящемся в центральной . Крыльевые баки представляют собой полость, залитую герметиком. В такой полости топливо находится в свободном состоянии, переливаясь внутри одного бака. Баки соединяются с атмосферой для предотвращения смятия, когда топливо расходуется. В середине самолета на уровне крыльев находится центральный или расходный бак. Из него топливо берется к двигателям лайнера.


На некоторых моделях современных самолетов топливо может располагаться в хвосте или стабилизаторе. Эту обусловлено необходимостью утяжеления задней части самолета для облегчения взлета.


Заправка самолета топливом. Полная емкость топливной системы самолета составляет 190 л. Топливная система самолета заправляется бензином СБ-78 (смесевой) по ТУ № 4-60 с октановым числом не менее 78 (для двигателя М-14) и бензином Б-91 с октановым числом не менее 91 (для двигателя М-14П).

Перед заправкой самолета топливом необходимо: проверять наличие и исправность противопожарных средств на стоянке самолета, паспорт на топливо и пломбировку цистерны топливозаправщика, чистоту топлива в цистерне и убедиться в отсутствии в нем механических примесей, свободной воды, а зимой кристаллов льда; проверить заземление самолета и топливозаправщика; убедиться в чистоте и исправности заправочного пистолета и в том, что электросеть самолета обесточена.

Заправка топливом производится из топливозаправщиков, имеющих в системе комбинированный шелково-фетровый фильтр и фильтр из частой сетки в заправочном пистолете. При отсутствии комбинированного фильтра или частосеточного фильтра в пистолете заправку необходимо производить через воронку с шелковым фильтром.

Предупреждения.

1. Запрещается заправка самолета топливом при дожде (снеге), при большой запыленности воздуха, если не приняты меры, исключающие проникновение осадков и пыли в заправочные горловины, а также при грозе.

2. Во время заправки самолета запрещаются запуск двигателей; включение электросети; пользование взрывоопасными электролампами; монтажные и демонтажные работы на самолете.

3. Запрещается заправлять самолет, если на расстоянии менее 25 м находится другой самолет с работающим двигателем.

Заправку топлива в баки самолета можно производить одновременно из двух шлангов или поочередно в каждый бак.

Для заправки необходимо: открыть крышки люков заливных горловин, салфеткой удалить из чашек горловин скопившуюся в них воду или пыль; открыть крышку заливной горловины левого бака и, вставив в горловину заправочный пистолет и обеспечив надежный контакт пистолета с корпусом чашки горловины, заправить бак топливом.

Приближенный контроль количества заправленного топлива можно производить визуально по уровню топлива в баке и мерной линейкой крышки заливной горловины. Точный замер заправленного топлива следует производить по окончании заправки по показаниям топливомера в кабине. Аналогично производится заправка правого бака. После заправки необходимо проверить исправность прокладок, закрыть крышки заливных горловин и законтрить винты прижимных траверс.

Не ранее чем через 5 мин после окончания заправки слить по 0,4-0,5 л отстоя топлива из сливных кранов обоих топливных баков.

Предупреждение.

В случае обнаружения в слитом топливе воды, кристаллов льда, механических примесей следует сливать отстой топлива до тех пор, пока сливаемое топливо не окажется чистым. При загрязнении топлива по всему объему его необходимо слить, топливные баки промыть и заправить кондиционным топливом.

Заправка маслом. Максимальная заправка бака маслом составляет 20 л. Для заправки применяются масла МС-20 и МК-22 ГОСТ 1013-49.

Перед заправкой самолета маслом необходимо: проверить паспорт на масло и убедиться, что маслозаправщик имеет масло МК-22 или МС-20, удовлетворяющее ГОСТу; убедиться, что в масле нет воды и механических примесей, для чего слить отстой масла из емкости маслозаправщика; проверить пломбировку емкости и чистоту заправочного пистолета и его фильтра. Разрешается заправлять масло непосредственно в бак только из маслозаправщиков, имеющих в системе фильтр и исправную сетку в заправочном пистолете.

Для заправки самолета маслом необходимо открыть крышку люка в капоте двигателя, отвернуть пробку горловины маслобака, по мерной линейке определить количество масла, потребное для заправки, вставить пистолет в заправочную горловину и заправить бак маслом. Количество залитого масла нужно контролировать по мерной линейке крышки горловины. После заправки следует проверить исправность прокладки на крышке, закрыть горловину крышкой, плотно ее завернуть и законтрить.

Зарядка воздушной системы. Емкость основного баллона воздушной системы равна 12 л, аварийного 3 л, рабочее давление в баллонах 50 кгс/см 2 .

Заряжать бортовые баллоны воздухом разрешается только от аэродромных баллонов, окрашенных в черный цвет, с надписью «ВОЗДУХ». Перед зарядкой необходимо убедиться в том, что в аэродромном баллоне нет воды, для чего наклонить баллон на 10-15° вентилем вниз и плавно на 1-2 с открыть вентиль баллона. Если в аэродромном баллоне есть вода (струя воздуха из баллона имеет белый цвет, и на подставленной под струю руке оседает влага), зарядка из него бортовых баллонов запрещается. При наполнении бортовых баллонов сжатым воздухом аэродромный баллон должен находиться в наклонном положении, донышком вниз на 10-15°.

Зарядку бортовых баллонов сжатым воздухом полагается производить в следующем порядке:

· подвести баллон с левой стороны фюзеляжа к передней кромке хвостового оперения;

· подсоединить к аэродромному баллону зарядный шланг с редуктором и манометром;

· открыть вентиль аэродромного баллона и продуть зарядный шланг;

· открыть лючок около шпангоута № 14 и подсоединить зарядный шланг к зарядному штуцеру;

· убедиться, что вблизи винта нет посторонних предметов и краны шасси и тормозного щитка находятся в нейтральном положении;

· открыть кран сети, а затем вентиль аэродромного баллона и зарядить бортовые баллоны воздухом до давления 50±5 кгс/см2. Зарядку бортовых баллонов воздухом проверять по показанию манометра на зарядном шланге, а окончательно - по показанию бортового манометра;

· закрыть вентиль аэродромного баллона и кран сети;

· отсоединить зарядный шланг, предварительно стравив из него воздух, закрыть крышкой зарядный штуцер и закрыть лючок.

При заправке воздушной системы следует проверить регулировку редукционного клапана. Редукционный клапан сети должен стравливать воздух при давлении 50±5 кгс/см2. В случае необходимости нужно произвести регулировку клапана. Она осуществляется путем изменения длины (степени предварительной затяжки) пружины редукционного клапана. Чем больше предварительная затяжка пружины (меньше ее длина), тем больше давление в воздушной системе. После регулирования редукционного клапана крышку клапана следует обязательно законтрить и запломбировать.

Предупреждение. Перед запуском двигателя и при выпуске самолета в полет кран сети должен быть открыт.

Слив топлива и масла. Слив топлива необходимо осуществлять через сливную пробку фильтра-отстойника в следующем порядке:

· проверить заземление самолета;

· подготовить емкость для слива топлива и заземлить ее;

· открыть нижнюю крышку капота двигателя;

· открыть сливную пробку фильтра-отстойника, установленного на наклонном шпангоуте, и слить топливо из баков в емкость;

· закрыть сливную пробку;

при необходимости можно сливать топливо из системы и через сливной кран расходного бака.

Предупреждения.

1. Запрещается при сливе топлива: производить на самолете работы, связанные с возможным искрообразованием; применять аэродромные подогреватели для производства работ; включать источники электроэнергии.

Для слива масла из бака и масляной системы необходимо:

· подготовить емкость для слива масла и открыть капот двигателя;

· надеть на штуцер сливного крана маслобака шланг, второй конец шланга опустить в емкость для слива;

· открыть сливной кран маслобака и слить масло;

· открыть люк подхода к сливной пробке маслорадиатора, расконтрить ее, отвернуть на 1-2 оборота и слить масло;

· слить масло из маслоотстойника двигателя.

Примечание.

Если после полета или выключения двигателя из маслосистемы самолета нужно слить масло, то это необходимо сделать сразу же после остановки двигателя, так как горячее масло сливается более полно.