Нужно ли соблюдать уменьшенные дорожные знаки по ПДД? Уменьшенные размеры дорожных знаков Новые уменьшенные дорожные знаки

Размер дорожных знаков уменьшат почти в два раза. Нововведение коснется улиц со скоростью движения до 60 км/ч. Новый предварительный стандарт уже принят. Так планируется решить проблему «визуального мусора», который дезориентирует водителей и скрывает красоту архитектуры. Ранее уменьшенные знаки в качестве эксперимента устанавливали на улицах Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Саратова. Теперь такая возможность появилась у всех регионов страны, пояснили в Росстандарте.

В России разрешат устанавливать дорожные знаки размером до 40–50 см в ширину и высоту вместо нынешних 70–90 см. Росстандарт принял новый предварительный национальный стандарт, определяющий такие правила. С документом ознакомились «Известия».

Знаки типоразмера «500» (размером 500 на 500 мм) стандарт разрешает использовать на нескоростной (до 60 км/ч) улично-дорожной сети, а типоразмера «400» - «в центральных частях городов, в местах плотной и исторической застройки, а также вдоль велосипедных полос, велопешеходных и пешеходных зон, расположенных в любой части города».

Стандарт не запрещает, а дополняет использование принятых ранее «больших» знаков. Он дает возможность региональным властям избавиться от крупных дорожных знаков, которые часто мешают движению, создавая путаницу на узких улочках и портя вид исторических районов, - пояснил «Известиям» представитель правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, возглавляемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым.

Решение о том, чтобы разрешить использование уменьшенных дорожных знаков по всей стране, было принято на правительственной комиссии в августе этого года.

Предварительный стандарт (ПНСТ) будет действовать до 1 ноября 2020-го. Он дает возможность ускоренного внедрения результатов научно-исследовательских работ и проверки требований на практике (процедура принятия ГОСТа длится дольше), пояснили в Росстандарте. На основе информации, накопленной по результатам применения ПНСТ, разработают национальный стандарт России.

Новый документ входит в серию ПНСТ «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения». В дальнейшем планируется разработка аналогичных стандартов по дорожной разметке, светофорному регулированию, направляющим устройствам и ограждениям, средствам навигации и ориентирования. Также будет создана библиотека типовых схем организации дорожного движения, сообщили в Росстандарте.

Глава проектно-технического комитета «Удобная дорога» (разработчик стандарта) Александр Шумский отметил, что уменьшение размера позволит вдвое сократить расходы на дорожные знаки. Если обычный знак стоит 4 тыс. рублей, то новый - 2 тыс. рублей.

Экономия в рамках региона составит миллионы, а в рамках страны - миллиарды рублей, - считает Александр Шумский.

При этом председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов рассказал «Известиям», что уменьшение размеров дорожных знаков сделает движение некомфортным и опасным, особенно для гостей больших городов.

Движение очень плотное, припарковаться - целая проблема. А теперь представьте, что путь вам незнаком, да еще и знаки не сразу заметишь, - сказал Александр Котов.

На подобную критику разработчики отвечают просто: уменьшенные знаки не планируют ставить на магистралях или там, где скорость движения слишком высока и не позволяет увидеть знак нового стандарта.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) уже провел исследование видимости дорожных знаков уменьшенного размера, которые в столице ставили в рамках эксперимента.

Практика реализуется в полном соответствии с нашими рекомендациями. И мы не отмечаем роста аварийности, - рассказал «Известиям» проректор по научной работе МАДИ Султан Жанказиев.

Он отметил, что специалисты университета исследовали практически весь перечень дорожных знаков. Оказалось, что большинство остаются читаемыми после уменьшения их размеров.

В ГИБДД посоветовали обратиться за комментариями в Минтранс. Там оперативный ответ предоставить не смогли.

В Москве расширен эксперимент по установке уменьшенных дорожных знаков. До конца сентября 2,3 тысячи таких знаков появятся на 27 улицах в центральной части города. Все эти территории были благоустроены по программе «Моя улица», теперь дорожные знаки на них заменят на более эстетичные.

«Обновленные знаки по размеру будут в 1,5 раза меньше прежних. Уменьшенный вариант выглядит лучше, не закрывает вид на архитектуру улиц, при этом хорошо заметен для автомобилистов. Новые знаки улучшат эстетический облик города», — рассказал первый заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Александр Ходаков.

Информационные таблички на улицах, где проходит эксперимент, использовать не будут — появятся совмещенные дорожные знаки. Например, на одном поле установят знаки «Парковка» и «Инвалид», а также «Парковка» и «Платные услуги».

Совсем скоро новые знаки можно будет увидеть на Мясницкой, Малой Якиманке, Большой Бронной улицах и Кузнецком Мосту, а также в Никитском, Вознесенском и Калашном переулках.

Больше всего установят на Неглинной (297) и Мясницкой (262) улицах. В Вознесенском переулке заменят часть знаков на территории от Большой Никитской до Елисеевского переулка. Там их появится более 120. Кроме того, более четырехсот уменьшенных знаков разместят на Большой Бронной, Большой Молчановке, Рождественке и в Рахмановском переулке.

Демонтированные большие знаки планируют устанавливать при изменении схемы движения на широких улицах и крупных магистралях.

Впервые уменьшенные дорожные знаки появились в центре Москвы в рамках эксперимента — на Большой Никитской и Малой Никитской улицах, в Брюсове, Гранатном и Скарятинском переулках. Количество опор для размещения знаков там сократилось в полтора раза (с 832 до 593 штук).

Затем применение уменьшенных дорожных знаков расширилось. На 25 улицах в районе Хамовники ведутся работы по экспериментальной установке дорожных знаков. Также предусмотрено совместное применение цветной (голубой) горизонтальной дорожной разметки для обозначения специализированных парковочных мест .

Улицы, на которых до конца сентября появятся уменьшенные знаки:

Арбатский переулок;

Борисоглебский переулок;

Большая Бронная улица;

Вознесенский переулок;

Газетный переулок;

1-й Добрынинский переулок;

2-й Добрынинский переулок;

3-й Добрынинский переулок;

4-й Добрынинский переулок;

Калашный переулок;

Большой Кисловский переулок;

Крестовоздвиженский переулок;

улица Кузнецкий Мост;

1-й Люсиновский переулок;

3-й Люсиновский переулок;

улица Большая Молчановка;

Мясницкая улица;

Неглинная улица;

Никитский переулок;

улица Петровские Линии;

— Пушечная улица;

Рахмановский переулок;

Большой Ржевский переулок;

улица Рождественка;

Романов переулок;

Староваганьковский переулок;

улица Малая Якиманка.

Уменьшенные дорожные знаки появились в ряде городов в конце августа 2017 года в рамках эксперимента. При этом, существует документ под назваием "ГОСТ Р 52289-2004" на технические средства регулирования, который устанавливает допустимые размеры знаков. Можно ли не соблюдать предписания дорожных знаков, если они уменьшены в размерах и на что при этом ссылаться, мы обсудим в статье.

Что за новые знаки?

Итак, в качестве эксперимента в конце августа 2017 года на некоторых участках дорог были установлены знаки уменьшенных размеров. Эксперимент коснулся не всей России, конечно же. Пилотными городами были выбраны Москва и Санкт-Петербург. Но и в них такие знаки появились далеко не везде, хотя местные жители уже "раскачали" интернет и службу приёма обращений граждан ГИБДД вопросами о том, что это за уменьшенные дорожные знаки и как их понимать.

Мы знаем, что, согласно ГОСТУ, все знаки на дороге должны быть определённых размеров. Размеры эти отличаются как в зависимости от предназначений таких знаков, так и от мест, где они установлены (чаще от разрешённой скорости на участке дороги), а также от того, постоянные они или временные. В среднем, их размеры составляют от 500 до 1300 миллиметров. Но может быть и больше в зависимости от назначения.

Новые уменьшенные знаки же имеют размер максимум 500×500 мм, что уже меньше большинства условий, предписанных ГОСТом. Неужели дорожные службы позволили себе нарушить ГОСТ и тем самым создали прецеденты для игнорирования таких знаков юридически подкованными автолюбителями и выигранными ими же делами в случае попытки привлечения последних?!

Не всё так просто. Тот же ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает, что в целях экспериментов допускается изменять размеры дорожных знаков в любую сторону - как уменьшения, так и увеличения. В частности, пункт 4.6 говорит нам следующее:

4.6 Допускается по согласованию с федеральным органом управления Госавтоинспекции в экспериментальных целях применять технические средства организации движения, не предусмотренные действующими стандартами . В необходимых случаях участников дорожного движения информируют о назначении такого технического средства и устанавливают транспаранты, разъясняющие смысл и значение проводимого эксперимента.

Как видим, ГОСТ в данном случае нисколько не нарушен, и дорожные знаки уменьшенного размера нужно обязательно соблюдать - точнее, соблюдать их предписания, запреты, предупреждения и так далее в зависимости от их назначения.

Правда, информирования транспарантами о том, что знаки уменьшены, на дорогах с экспериментальными участками не встретить. Видимо, власти не посчитали нужным информировать участников дорожного движения об этом эксперименте.

Но логика тут есть. ГОСТы регулируют не только размеры технических сооружений на дороге, но и их формы и изображения. Вот если бы изменились изображения, то можно было ввести в курс дела о том, что этот знак означает. Так было, например, когда на красный сигнал светофора также в качестве эксперимента разрешили поворачивать направо; а также, когда вводили новые светофоры со светящейся окантовкой, обозначающей присутствие дополнительной секции, которую иначе не было видно в тёмное время суток.

В случае же уменьшенных дорожных знаков такое информирование не особо и нужно, ведь изображения на знаках остаются те же, меняется только их размер.

Какой штраф, если всё же не соблюдать уменьшенные знаки?

Штрафы за нарушения предписаний, запретов и т.п. знаков совершенно разные - от минимальных 500 рублей до внушительных 5000 рублей , а в определённых случаях и до лишения прав.

Вообще, все штрафы, регулируемые административным кодексом, часто пересекаются, и КоАП устанавливает в таких случаях, что участник дорожного движения может быть наказан только по одной статье - более частной. Например, если Вы заехали под "кирпич" на дорогу с односторонним движением и двигаетесь против хода движения потока, то за это Вас могут лишить прав только за движение навстречу потоку по одностороннему движению, а не за проезд под "кирпич", так как здесь одно нарушение привело к двум наказаниям. А КоАП в таких случаях требует привлечения только по одной статье, но более строгой (ч.2