Знаки по-европейски: на дорожных указателях сэкономят. Дорожные знаки "Полоса аварийной остановки"

Понятие «Населенный пункт» в Правилах дорожного движения несколько отличается от административно-территориального или географического понимания этого термина.

Согласно пункту 1.2 ПДД, населенный пункт — это (процитируем!) «застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26».

Следовательно, критерием отнесения того или иного участка дороги к населенному пункту является наличие установленных на дороге парных знаков особых предписаний трех видов с одноименными называниями «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта».

Однако вернемся к теме комментария и попытаемся рассмотреть только знак «Начало населенного пункта».

Если внимательно приглядеться к фактуре знаков, то можно выделить два основных типа знаков, обозначающих начало населенного пункта: 1) черный текст или изображение — на белом фоне; 2) белый текст — на синем фоне.

И все равно — вполне закономерен вопрос: «А для чего в Правилах предусмотрены два типа знака с одноименными названиями?». А ответ на этот вопрос очень прост.

Дорожные знаки 5.23.1 (название населенного пункта) и — «черное на белом» — применяются для того, чтобы обозначить начало населенного пункта, в котором действуют Правила дорожного движения, устанавливающие особый порядок движения. А именно - движения в населенном пункте.

А если проще, то знаки «Населенные пункт» — «черное на белом» — свидетельствуют о том, что водитель въезжает в «НАСТОЯЩИЙ» населенный пункт, где действуют правила движения именно в населенном пункте.

То есть — все разделы и пункты ПДД, в которых встречается словосочетание «в населенном пункте», относятся к участку дороги, обозначенному черно-белым знаком «Начало населенного пункта».

Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере скоростного режима. Двигаясь по знаку 5.23.1, водитель должен снизить скорость до разрешенных 60 км/ч, потому что он въехал в «настоящий» населенный пункт.

В свою очередь, знак 5.25 «Начало населенного пункта» — «белое на синем» — свидетельствует о том, что водитель въезжает в «НЕНАСТОЯЩИЙ» населенный пункт и по Правилам продолжает движение по дороге ВНЕ населенного пункта.

У логически мыслящего человека возникнет сомнение в целесообразности данного знака. А зачем он вообще нужен? Ответ на этот животрепещущий вопрос мы дадим в соответствующем комментарии.

И — поверьте! — сумеем убедить страждущих в его необходимости. В настоящий момент нам необходимо лишь уяснить, что бело-синий знак «Начало населенного пункта» указывает на условия движения ВНЕ населенного пункта.

Следовательно, и скоростной режим здесь должен быть соответствующим: например, для автомобилей категории «В» (что до знака, что после него) скорость ограничена 90 км/ч.

Попробуем сделать вывод по теме комментария — дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта».

Таким образом, интересующий нас знак «Начало населенного пункта» (черное название населенного пункта на белом фоне) указывает водителю на то, что он въезжает на участок дороги, на котором действуют правила движения именно в населенном пункте.

Этот статус дорога будет сохранять до установки соответствующего знака «Конец населенного пункта» (5.24.1).

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараюсь вам помочь.

  • знак населенный пункт
  • населенный пункт на синем фоне
  • знак населенный пункт на синем фоне
  • название населенного пункта на синем фоне

45 конфет стоят столько же рублей, сколько их можно купить на 20 рублей. Сколько конфет можно купить на 50 рублей?

Ответ: 75 конфет.

Решение. Пусть x - стоимость одной конфеты в рублях. Тогда 45x = 20/x , откуда x = 2/3. Тогда на 50 рублей можно купить 50/x = 75 конфет.

Критерии.

Верно составлено уравнение 45x = 20/x , но при его решении или в дальнейшем допущена арифметическая ошибка: 5 баллов.

В решении утверждается, что цена одной конфеты равна 2/3, проверяется, что такая стоимость подходит в условие задачи, и получен верный ответ: 4 балла.

Приведён только верный ответ: 1 балл.

Задание 2. (7 баллов)

Женя расставил по кругу числа от 1 до 10 в некотором порядке, а Дима в каждой промежуток между числами вписал их сумму. Могло ли так случиться, что все написанные Димой числа оказались различными?

Ответ: Могло.

Пример расстановки чисел изображён ниже.

Критерии. Любое верное решение: 7 баллов.

Приведён только верный ответ или верный ответ и неправильный пример: 0 баллов.

Задание 3. (7 баллов)

Можно ли в некоторые клетки таблицы 8× 8 написать единицы, а в остальные - нули, так, чтобы во всех столбцах была разная сумма, а во всех строчках - одинаковая?

Ответ: можно.

Решение. Пусть сумма чисел в каждой строчке равна x . Тогда сумма всех чисел в таблице равна 8x , то есть общая сумма делится на 8. Заметим, что в столбцах может быть от 0 до 8 единиц. Сумма всех чисел от 0 до 8 равна 36. Чтобы получить кратное 8 число, нужно из 36 отнять 4. Поэтому в нашем примере не должно быть столбца, в котором ровно 4 единицы.

Пример изображён ниже (есть и другие примеры).

Критерии. Любой верный пример, даже без каких-либо пояснений: 7 баллов.

Доказано, что если во всех столбцах сумма ненулевая, то примера не существует: 4 балла.

Задание 4. (7 баллов)

Два квадрата имеют общую вершину. Найдите отношение отрезков AB и CD , показанных на рисунке.

Ответ:

Решение. Пусть точка O - общая вершина двух квадратов, а их стороны равны a и b . Диагонали квадратов равны и соответственно. Кроме того, ∠COD = ∠COB + ∠BOD = ∠COB + 45° = ∠COB + ∠AOC = ∠AOB . Треугольники AOB и COD подобны по общему углы и пропорциональным сторонам при этом угле.

Следовательно, AB : CD =

Критерии. Любое верное решение: 7 баллов.

Правильно посчитано отношение не AB к CD , а CD к AB (соответственно, ответ ): 7 баллов.

Доказано подобие треугольников AOB и COD , но дальнейший вывод отсутствует или нужное отношение найдено неверно: 6 баллов.

Доказано, что ∠AOB = ∠COD , но дальнейшие продвижения отсутствуют: 1 балл.

Рассмотрен только частный случай (например, когда квадраты имеют совпадающую сторону или когда угол между некоторыми сторонами двух квадратов равен 90°): 0 баллов.

Приведён только верный ответ: 0 баллов.

Задание 5. (7 баллов)

Числа a, b, c и d таковы, что a +b = c +d ≠ 0, ac = bd . Докажите, что a + c = b + d .

Решение. Если a ≠ 0, то подставим c = b·d/a , получим

Отсюда b = c и a + c = b + d .

Если же a = 0, то b ≠ 0 (иначе a + b = 0), поэтому d = 0 (из ac = bd ). Но тогда равенство a + b = c + d переписывается как b = c , откуда следует нужное равенство.

Возможны и другие решения.

Критерии. Любое верное решение: 7 баллов.

В верном решении рассматривается выражение вида bd a (или любое аналогичное), но не рассмотрен случай равенства знаменателя нулю: 5 баллов.

Доказано, что (a +c ) 2 = (b +d ) 2 , но при этом не разобран случай (a +c ) = (b + d ): 3 балла.

Рассмотрен только случай конкретных числовых значений a , b , c , d : 0 баллов.

Задание 6. (7 баллов)

Вдоль трассы стоят 60 дорожных знаков. На каждом из них написана сумма расстояний до оставшихся 59 знаков. Возможно ли такое, что на знаках написаны 60 различных натуральных чисел? (Расстояния между знаками не обязательно целые.)

Ответ: Невозможно.

Решение. Занумеруем знаки последовательно числами от 1 до 60. Докажем, что числа, записанные на знаках с номерами 30 и 31, совпадают.

Разобьём оставшиеся знаки на пары вида k и k + 31: 1 и 32, 2 и 33, . . . , 29 и 60. Заметим, что сумма расстояний как от знака 30, так и от знака 31, до знаков одной пары k и k + 31 равна расстоянию между знаками k и k + 31. Поскольку число на знаках 30 и 31 равно сумме расстояний до знаков всех 29 пар и расстояния между знаками 30 и 31, то числа на знаках 30 и 31 совпадают.

Критерии. Любое верное решение: 7 баллов.

Утверждается, но не доказывается, что равны числа, написанные на двух средних столбиках (на столбиках 30 и 31): 2 балла.

На примере частных случаев показано, что обязательно найдутся равные числа: 0 баллов.

Приведён только верный ответ: 0 баллов.

Практически каждый современный водитель имеет опыт езды вне черты «родного» города. Очевидно, что в этом случае начинают действовать совершенно другие правила поведения на дороге. Не то чтобы использовались отдельные правила дорожного движения, но вот их некоторые разделы подкорректированы в связи со скоростными условиями передвижения. В частности, каждый автомобилист знает, что в пределах городской черты разрешается ездить со скоростью не выше 60 км/час (и то далеко не на всех участках), тогда как вне нее на трассе, эта планка повышается до 90. Для того, чтобы разграничить две эти зоны, используют дорожный знак «Населенный пункт», устанавливающий негласно скоростные режимы передвижения. О том, какими они бывают, где устанавливаются, о зоне действия и правовых аспектах их применения попробуем разобраться далее.

Форма и общие положения

Если обратиться к действующих Правилам дорожного движения Российской Федерации, то упомянутые выше знаки можно будет найти в категории информационно-указательных. Их главное предназначение состоит в информировании водителей, пешеходов и прочих участников дорожного движения о местоположении следующих по ходу населенных пунктах и прочих объектах инфраструктуры. Кроме того, некоторые из них используются для организации направления движения (например, на перекрестках, на широкополосных дорогах) или его режимов (установка приоритетной скорости).

Особенностью знаков «Начало населенного пункта» является сочетание информационных и указательных качеств, что автоматически относит их к самостоятельной группе особого предписания. В новой редакции ПДД информационно-указательные знаки разделены на две категории - информационные и особого предписания. В этом контексте получается, что они одновременно выполняют две функции:

  1. Информируют водителя о приближении к определенному городу или поселку по ходу движения транспортного средства или его окончанию.
  2. Вводят в действие отдельные скоростные режимы движения на обозначенных участках дороги.

В группу входит три основных знака, каждый из которых является парным (один условно обозначает начало населенного пункта, а второй - его конец):

  • знак Населенный пункт на белом фоне в Правилах дорожного движения нумеруется как 5.23.1. На поверхности прямоугольной таблички белого цвета можно обнаружить буквенное название самого города/поселка. Его дублирует знак «Конец населенного пункта» (5.24.1), визуально повторяющий базовый 5.23.1, но на нем нанесена красная линия, перечеркивающая по диагонали название;

  • знак «Изображение населенного пункта» 5.23.2 и дублирующий 5.24.2. Имеет тот же белый фон и форму, что и предыдущий, но вместо названия конкретного населенного пункта на нем содержится контуры и очертания нескольких плотно расположенных друг к другу зданий;

  • знак «Населенный пункт» на синем фоне (порядковый номер в ПДД 5.25) и его дублирующий вариант (5.26), обозначающий конец зоны действия специального режима движения, является по форме и содержанию полным аналогом первой группы. Главное визуальное отличие заключается в том, что табличка используется синего цвета, а контурная каемка и название населенного пункта - белого.

Что касается размеров этих знаков, то они в полной мере регламентируются государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52290-2004. В нем нормируется в первую очередь высота шрифта, которым наносится название населенного пункта. Она выбирается из утвержденного типоряда от 75 до 500 мм. Такой разброс размеров обусловлен тем фактом, что и в старой, и в новой редакции стандарта существует градация размеров от малого (I) до очень большого (IV). Соответственно, каждый из типоразмеров используется в подходящих дорожных условиях. К примеру, более мелкие буквы применимы в городской черте или на ее границе, тогда как большие вынуждено используют в условиях скоростных магистралей, где оценить обстановку нужно загодя.

Кроме того, при изготовлении следует учитывать тот факт, что знаки первой и третьей группы относятся к категории объектов индивидуального проектирования. Обусловлено это тем, что каждый населенный пункт имеет в названии разное количество букв, что вынуждает делать разную по длине (при условно одинаковой высоте) табличку. В то же время, 5.23.2 и 5.24.2 к этой категории не относят и их размеры по высоте и длине имеют одинаковое соотношение для всех четырех категорий.

Зачем так много знаков?

У многих далеких от автомобильных дел людей, да и у водителей часто возникает вопрос: для чего использовать целых шесть дорожных знаков для обозначения начала и конца населенных пунктов вместо двух? Вопрос, конечно, логичный с одной стороны, но в правовом поле все не там очевидно. Дело в том, что понятие населенного пункта с точки зрения Правил дорожного движения и той же географии, то есть здравого смысла и логики, которой руководствуется большинство спрашивающих, может сильно отличаться.

К примеру, в административно-территориальном отношении границы города и поселка привязываются к географическим координатам, кадастровому плану и т. п. Если совсем упростить этот вопрос, то скажем, деревня заканчивается там, где граница последнего дома, забора или огорода.

В это же время, Правила дорожного движения РФ, как, впрочем, и остальных стран мира, границы городов привязывают к магистральным, региональным, местным дорогам, проходящим непосредственно через населенный пункт или вблизи него. Именно последнее утверждение и становится причиной того, что на практике используется аж три группы знаков вместо одной, но об этом далее.

Знаки на белом фоне

Рассмотрим ситуацию, когда автомобиль двигаясь в заданном направлении подъезжает к городу или поселку по дороге, которая его непосредственно пересекает вдоль от начала и до конца, то есть формально пересекая черту города, автомобиль попадает на участок дороги, где по определению начинают действовать Правила движения автотранспортных средств в населенных пунктах.

Это означает наличие на пути следования перекрестков, светофоров, пешеходных переходов и т. п. Здесь конечно же придется столкнуться с массой разметки, регулирующей движение, но главное, почему в начале города будет установлен дорожный знак Населенный пункт на белом фоне - это действующее ограничение максимальной скорости на уровне 60 км/час. Зона действия такого знака не распространяется, как в большинстве случаев, на участок дороги до следующего перекрестка, а заканчивается ровно там, где стоит дублирующий знак (5.24.1).

Знаки на синем фоне

Если маршрут следования проходит вблизи населенного пункта, условно не через центр, а в стороне от основного массива, то чаще всего будет установлен синий знак населенного пункта, и скорость движения с 90 (или 110 для автомагистралей) до 60 км/час ограничивать нет смысла. Он также может использоваться в том случае, если дорога проходит в черте города или поселка. Тогда непреложным условием действия магистральных ограничений скорости должно быть наличие отбойников на обочинах и в центральной части, разделяющей направления движения транспортных средств. Также следует упомянуть о том факте, что согласно ГОСТу Р 52290-2004, если есть необходимость установить подобный знак на автомагистрали, то его фон вместо синего меняют на зеленый.

Тем не менее, в 2013 году в действие были введена третья пара дорожных знаков на белом фоне, а именно «Плотная застройка» (5.23.2) и «Конец плотной застройки» (5.24.2). Если первый из них установлен после дорожного знака Населенный пункт на синем фоне, то он автоматически устанавливает ограничение скорости до 60 км/час, как в городской черте.

Международный опыт

Кроме того, что автомобилистам приходится исколесить вдоль и в поперек отечественные дороги, некоторые из них имеют возможность или необходимость побывать на личном или корпоративном автомобиле за границей. И вот тут возникает закономерный вопрос - «а действуют ли там знаки для ограничения скоростных режимов в населенных пунктах, как в России?». Для примера можно взять опыт ближайшей к бывшему СССР страны Евросоюза - Польше.

Согласно польским ПДД, на скоростной режим влияет только вторая группа, идентичная нашей плотной застройке. Первая группа (зеленый фон), просто обозначает находящийся в зоне движения город или поселок, то есть выполняет те же функции, что и наш синий знак населенного пункта.

На вопрос обеспокоенных магаданцев о законности вырубки леса рядом с федеральной автодорогой «Колыма» на участке Магадан – Сокол отвечает руководитель филиала в г. Магадане ФКУ Упрдор «Колыма» Сергей Кривошеин.

На днях в редакцию обратились несколько жителей Магадана и его окрестностей с просьбой прояснить следующий вопрос.

«В районе 1990-го км Колымской трассы, между Магаданом и Соколом, творится безобразие: вырубается лес! – очень эмоционально утверждал один из обратившихся, магаданец Андрей Пряхин. – Прямо вдоль дороги, целыми полянами!

Лиственницы и тополя потом очищаются от веток и куда-то вывозятся, а ветки сваливаются в ближайшем карьере».

«Кто и по какому праву такое творит? – недоумевала Нина Тихонова. – Кому помешали деревья? Только-только листья распустились, такая красота, и эту красоту – под корень! Куда только лесоохрана смотрит! Выясните, чьих это рук дело, и напишите про них!»

Выяснять долго не пришлось: ситуацию объяснил руководитель филиала в г. Магадане ФКУ Упрдор «Колыма» Сергей Кривошеин.

– На участке 1990-1995 км федеральной автодороги «Колыма» начались работы по капитальному ремонту, – сказал Сергей Алексеевич. – Протяженность участка капитального ремонта – 4,2 км.

В настоящий момент на данном участке производится вырубка леса в полосе отвода и в придорожной полосе под устройство временных объездов в тех местах, где будет вскрываться дорожное полотно для капитального ремонта водопропускных труб.

Временные дорожные знаки, оповещающие о том, что на данном участке проводится капитальный ремонт, установлены. Возможно, не все магаданцы заметили их, поскольку какие-то хулиганы повадились опрокидывать знаки в ночное время. Каждое утро дорожники водружают их на место.В принципе, если около автомобильной дороги рубится лес, это нормально. Это называется «очистка полосы отвода», например, с целью открытия закрытых поворотов.

По нормативу, в пределах полосы отвода растительности вообще быть не должно, и мы к этому стремимся. Другое дело, что не всегда успеваем. Так что ничего сверхъестественного на нашей трассе не происходит, – заверил С.А. Кривошеин.

Пользуясь случаем, мы поинтересовались у руководителя филиала о полном объеме ремонтных работ, запланированных нынешним летом на федеральной трассе, проходящей по территории Магаданской области.

– Если говорить о капитальном типе покрытия, а именно – об участках с асфальтовым покрытием, то у нас их в этом году запланировано два. Один вы уже знаете – капитальный ремонт 1990-1995 км, второй – 2017-2021 км (около стелы на въезде в Магадан). Там будут проводиться ремонтные работы.

Кроме того, мы проводим капитальный ремонт моста на ручье Развальный, где в 2014 году под воздействием проезда «тяжеловесов» произошло обрушение плит пролетных строений.

При поддержке Федерального дорожного агентства мы смогли начать работы по капитальному ремонту в кратчайшие сроки: от намерения провести капитальный ремонт моста до начала этих работ прошло менее двух лет, – отметил С.А. Кривошеин. – Этого времени нам хватило на то, чтобы разработать проектно-сметную документацию, дождаться положительного заключения госэкспертизы, включить проект в госпрограмму, получить финансирование Росавтодора и уже с начала лета приступить к работе.

Также в этом году в рамках капитального ремонта мы перестраиваем 18 водопропускных труб и производим ремонт четырех участков с переходным типом покрытия: три участка протяженностью 16 км и один протяженностью 8 км.

По поводу объема финансирования дорожных работ по ремонту и капитальному ремонту в 2016 году Сергей Кривошеин сказал, что по сравнению с 2015-м оно увеличилось примерно на 10 процентов и на данный момент составляет чуть более 1 млрд руб.