Столкновение подводных лодок. Как советские и американские подлодки бились в годы холодной войны

В ночь на 4 февраля 2009 года на большой глубине в Атлантическом океане столкнулись две ракетные атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту - британская HMS Vanguard и французская Le Triomphant. На обеих находилось примерно по 250 человек экипажа и по 16 межконтинентальных баллистических ракет.

Британский корабль потерял ход, всплыл и был отбуксирован к причалу военно-морской базы Фаслейн в Шотландии. Французы добрались до Бреста своим ходом.

Только в 60-х годах в этом регионе было зарегистрировано около пятидесяти световых наблюдений!

Он только что видел на воде абсолютно фантастическую вещь! Неизвестный материал плыл по воде, появляясь, освещенный гигантскими лучами света, не проецируя свет. Однако это загадочное явление не ограничивается этим местом; Эти замечательные явления также затронуты многими другими частями мира. Паттерсон наблюдал под поверхностью воды около 30 минут, «лучи, которые, казалось, вращались по центру, как спицы колеса»!

Капитан позже заявил, что видел, что ему казалось, что длинные руки кружатся из общего центра. Этот «объект» был абсолютно гигантским. Мы могли бы расширить список свидетельств. Эти огромные «легкие колеса» из глубин были видны почти во всех морях и океанах очень многими надежными свидетелями.

На другой день лондонская газета Sun так прокомментировала этот инцидент: «Возможные последствия даже трудно себе представить. Маловероятно, чтобы столкновение вызвало ядерный взрыв, но могла произойти утечка радиации, — заявил газете высокопоставленный источник в британском ВМФ. — Хуже того, мы могли бы потерять экипаж и ядерные боеголовки. Это было бы национальным бедствием».

Архивированная информация в Интернете

Эта информация архивируется для консультаций или исследований. Информация, идентифицированная как архивированная в Интернете для справки, исследования или ведения документации. Он не был изменен или обновлен со дня архивирования. Его координаты указаны на странице. Это была четвертая и последняя подводная лодка класса Виктория, полученная правительством Канады от Соединенного Королевства. Во второй половине дня 5 октября из башни команды вышло столько воды, что вызвало ряд коротких замыканий. Наконец, между проводами основного источника питания появились электрические дуги и пожар, который разразился в кабине командира, быстро распространился на нижнюю палубу, где он нанес большой урон и травмы.

Увы, столкновения набитых ядерными боеголовками гигантских атомоходов на боевой службе в океане в последние десятилетия не такая уж редкость. Более того, подобные опаснейшие аварии, чреватые непредсказуемыми последствиями, происходят все чаще. Причина: подводные лодки всех стран мира становятся все более малошумными, их с трудом обнаруживают гидролокаторы атомоходов потенциального противника. Или обнаруживаются на таких дистанциях, когда что-либо предпринимать для безопасного расхождения на глубине уже поздно.

Экипаж освоил и потушил огонь; ситуация стабилизировалась, и призыв о помощи был направлен внешним агентствам. Несколько часов спустя в генераторе кислорода в магазине пистолетов вспыхнул несвязанный огонь. Быстро под контролем он не наносил дальнейших повреждений или травм. Всего девять военнослужащих получили ранения, и один из них, лейтенант Крис Сондерс, умер. Как только он прибыл 7 октября, спасательная команда начала восстанавливать бортовые системы, оказывать медицинскую помощь и эвакуировать раненых.

Подводная лодка была отбуксирована в Фаслане, Шотландия, где он прибыл 10 октября. Интенсивность дебатов была переменчивой, как и авторитет «откровений», которые средства массовой информации делали для поддержания противоречия. Презентация этого дела была довольно запутанной. Фундаментальные проблемы стали еще менее ясными, когда в парламенте были оспорены преимущества покупки четырех бывших британских подводных лодок.

Мало того. В мирное время суть боевой службы многоцелевых подлодок всех флотов мира зачастую именно и состоит в непрерывном и, по возможности, многосуточном слежении за атомными подводными ракетными крейсерами стратегического назначения потенциального врага. Задача при этом сформулирована предельно просто: в случае внезапного начала войны вражеский подводный крейсер должен быть уничтожен торпедами раньше, чем успеет открыть крышки люков своих шахт с межконтинентальными баллистическими ракетами и нанести удар из-под воды. Но при этом в океанских глубинах лодки вынуждены преследовать одна другую на расстоянии всего в несколько кабельтовых (1 кабельтов- 185,2 м.) Странно ли, что при этом атомоходы, бывает, и сталкиваются?

Почему в Канаде есть подводные лодки?

В этой статье обсуждаются некоторые ключевые вопросы этой дискуссии в надежде на то, что они будут лучше поняты. Причиной для поддержания флота подводных лодок всегда было то, что благодаря своей невидимости, выносливости и универсальности они могут делать то, что другие корабли не могут сделать. Это не объясняет, почему у Канады такой флот. Чтобы понять это, вы должны знать, что подводная лодка может сделать прямо сейчас. Перископ на борту подводной лодки патрулирования класса «Виктория».

Подводная лодка теперь оснащена электронным оборудованием, которое собирает информацию от других судов и береговой линии и обрабатывает его в целевые данные или классифицирует его как общую информацию о деятельности в районе океана. Например, канадские подводные лодки использовались для отслеживания движений советских разведывательных кораблей, плавающих вблизи наших берегов, а затем для наблюдения за иностранными рыболовными судами, занимающимися незаконной деятельностью.

Вот пять самых опасных инцидентов в истории флотов:

1. 8 марта 1974 года в северной части Тихого океана на глубине примерно 5600 метров затонула советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 проекта 629А с баллистическими ракетами на борту. Погиб весь экипаж — 98 человек. Обстоятельства ее гибели неизвестны. Однако ряд отечественных специалистов уверены, что причиной катастрофы стало внезапное столкновение с американской атомной подводной лодкой «Суордфиш». Та вскоре вернулась в собственную базу с серьезными повреждениями корпуса. Но Пентагон попытался объяснить их ударом о льдину.

Хотя подводная лодка по-прежнему имеет большинство наступательных возможностей своих предшественников, она больше не служит для погружения транспортных кораблей и других военных кораблей. Он играет гораздо более универсальную роль. Он может быть интегрирован с военно-морскими силами для обеспечения дистанционного наблюдения и участия в защите, если на флот нападают. Британские и американские военно-морские флоты регулярно включают подводные лодки в свои целевые группы, а в состав Военно-морских сил Атлантики Атлантического договора входят подводные лодки.

У члена Клуба подводников Владимира Евдасина, прежде служившего на К-129, такая версия трагедии: «Думаю, незадолго до назначенного сеанса связи в ночь на 8 марта 1968 года К-129 всплыла и шла в надводном положении. В надводном положении на мостик, что в ограждении рубки, по штатному расписанию поднялись и несли вахту трое: вахтенный офицер, рулевой сигнальщик и „в корму смотрящий“. Поскольку при работе дизелей гидроакустики теряют контроль над обстановкой под водой, шумов маневрирующей чужой субмарины они не заметили. А та осуществляла поперечное подныривание под днищем К-129 на критически опасной дистанции и неожиданно зацепила рубкой корпус нашей субмарины. Та опрокинулась, не успев и пискнуть радиосигналом. В открытый люк и шахту воздухозаборника хлынула вода, и вскоре субмарина упала на дно океана».

Технология постоянно развивается, и подводная лодка опирается на многие нововведения, такие как использование дистанционно управляемых автономных транспортных средств. Оснащенная этой технологией, подводная лодка может исследовать морское дно и обширные прибрежные районы, особенно в отдаленных районах, которые недоступны другим боевым кораблям. Он также, вероятно, будет использоваться в специальных операциях, но для этого требуется значительная подготовка. Его стоимость покупки в сторону, подводная лодка стоит меньше, чем большинство других боевых кораблей, потому что экипаж из 48 человек достаточно, и он потребляет меньше топлива.

2. 15 ноября 1969 года атомная подводная лодка ВМС США «Гэтоу» в Баренцевом море на глубине 60 метров столкнулась с советской атомной подводной лодкой К-19, отрабатывавшей боевые упражнения в одном из полигонов Северного флота. Причем, до момента аварии наши моряки и не подозревали о том, что американцы рядом и ведут за ними слежение. Советский экипаж завтракал, когда последовал мощный удар по корпусу К-19, шедшей со скоростью всего в 6 узлов. Лодка начала проваливаться на глубину. Корабль спасли грамотные действия старшего на борту капитана 1 ранга Лебедько, который мгновенно приказал дать полный ход, продуть балласт и переложить горизонтальные рули на всплытие.

Другим преимуществом является то, что он может патрулировать участок в течение примерно 30 дней без заправки или заправки водой и пищей. Примерно через 12 дней фрегат должен заправляться топливом. Группа боевых кораблей, включая танкер, имеет дальность около 30 дней и может контролировать большую площадь, чем подводная лодка, но стоимость намного выше.

Тот факт, что подводная лодка может использоваться для подготовки наземных воздушных сил и морских сил в противолодочной войне, является национальным и международным активом. Вопреки тому, что можно было бы подумать, противолодочная война не устарела. Количество подводных лодок растет во всем мире. Фактическое или предполагаемое присутствие подводной лодки может замедлить или даже предотвратить вмешательство в море. На политическом фронте эксплуатация такой неопределенности представляет собой значительное средство давления, особенно для государства, решительно выступающего против меры, предпринятые другим государством во время кризиса.

В базе в носовой части К-19 обнаружили огромную вмятину цилиндрической формы. Но лишь спустя годы выяснилось, что это отметина именно от «Гэтоу», которая скрытно шпионила за советским кораблем.

Как оказалось, командование ВМС США сделало все, чтобы скрыть свою причастность к инциденту. Дело в том, что авария произошла в 5,5 км от острова Кильдин, то есть в территориальных водах СССР, куда иностранным кораблям заходить запрещено международным правом. Поэтому в документах о боевом патрулировании «Гэтоу» было записано, якобы она вернулась с боевого патрулирования в базу еще за двое суток до столкновения. И лишь 6 июля 1975 года газета «Нью-Йорк таймс» написала, что произошло на самом деле.

Если необходимо срочно отправить силы или гуманитарную помощь на берег, абсолютно необходимо удалить подводную лодку и развернуть противолодочную оборону. Этот тип защиты эффективен только в том случае, если экипаж хорошо подготовлен. Еще одно преимущество подводных лодок заключается в том, что флоты, владеющие ими, обмениваются информацией об их развертывании, а управление морским сектором избегает взаимных помех и обеспечивает большую безопасность. Возможное присутствие иностранных подводных лодок в территориальных водах Канады, особенно в северных районах, всегда вызывало беспокойство.

3. 24 июня 1970 года в Охотском море в 04.57 на глубине 45 метров произошло столкновение советской атомной подводной лодки К-108 проекта 675 с атомной подводной лодкой ВМС США «Тотог». В результате сильного удара на К-108 сработала аварийная защита реакторов обоих бортов. Лодка потеряла ход и стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос. Однако энергичными мерами командир корабля капитан 1 ранга Багдасарян предотвратил катастрофу. К-108 всплыла. У нее был заклинен правый винт, поэтому пришлось вызывать буксиры.

Развертывая подводные лодки, Канада является частью международной системы управления морским транспортом и поэтому может знать, когда в подводных лодках или в ее водах плывут иностранные подводные лодки. Можем ли мы назначить такие задачи кораблям? Нет, потому что они не могут себе это позволить. Для подводных лодок характерны надзор за иностранными подводными лодками, обучение противолодочной войне и использование скрытности. Кроме того, подводная лодка часто является наиболее экономичным способом выполнения определенных операций наблюдения.

4. 23 мая 1981 году на одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива произошло столкновение советской стратегической атомной подводной лодки Северного флота К-211 проекта 667 БДР «Кальмар» (с 1984 года по 2010 годы - в составе Тихоокеанского флота) с американским атомоходом класса «Стёрджен». Комиссия Главного штаба ВМФ СССР, разбиравшаяся в инциденте, пришла к выводу, что американцы скрытно следили за нашим атомным подводным крейсером, находясь в его кормовых курсовых углах в акустической тени. Когда К-211 изменила курс, преследователи потеряли из виду советский атомоход и вслепую врезались рубкой в его корму.

Для правительства он обладает непревзойденной универсальностью; что его эксплуатация более экономична, чем эксплуатация надводных судов. Да, но его безопасность будет дороже, и она должна обойтись без некоторых преимуществ, представленных выше. В частности, поскольку он не будет участвовать в системе управления морским сектором, потенциальное присутствие иностранных подводных лодок в его водах, особенно в Арктике, вызовет серьезные проблемы. С другой стороны, он не выиграет от огромного прогресса, который делают подводные технологии.

Существует естественная синергия между исследованиями и разработками и подводными лодками, особенно в области наук о океане. Территориальные воды Канады покрывают огромную территорию. Они являются домом для тысяч биологических видов и обладают огромными потенциальными ресурсами. Поэтому важно увеличить наши знания об этих регионах, большинство из которых труднодоступны. Подводная лодка является преимуществом для научных исследований в океане и других областях.

Оба корабля до своих баз добрались своим ходом. К-211 — в Гаджиево, где ее поставили в док. При этом при осмотре нашего атомохода были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждения лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плестиглас от рубки американской субмарины.

Хотя наши подводные лодки класса «Виктория» могут выполнять короткие миссии под ледяной бахромой, это лучше, чем ничего. В целом, подводная лодка универсальна и универсальна и экономична. В атмосфере неопределенности в современном мире, где вооруженные силы должны справляться с неожиданностью, подводная лодка является превосходной защитой на национальном или международном уровне и обеспечивает ежедневное наблюдение.

В качестве военного материала эти подводные лодки уже были устаревшими к моменту их замены, но они все еще были полезны для обучения в борьбе с подводной войной. Строительство подводной лодки на канадской верфи было бы слишком сложным, поскольку такой проект не проводился со времен Первой мировой войны. Им пришлось бы импортировать технологии из другой страны или долгий и дорогой период обучения. Было просто дешевле покупать подводные лодки, построенные надежным производителем, чем превращать верфь в относительно небольшую рабочую силу.

А сильно помятому «американцу» в подводном положении пришлось «топать» в Холи-Лох (Британия). Там скрыть огромную вмятину в его рубке было невозможно.

5. 11 февраля 1992 года советская атомная подводная лодка Северного флота К-276 проекта 945 «Барракуда» (командир — капитан 2 ранга Локтев) находилась в районе боевой подготовки недалеко от побережья полуострова Рыбачий на глубине 22, 8 метра. За действиями наших моряков скрытно наблюдал экипаж атомной подводной лодки «Батон Руж» типа «Лос-Анжелес» ВМС США. Причем, этот «американец» шел выше нашего корабля — на глубине 15 метров.

Это событие вновь подняло вопрос о суверенитете Канады над Арктикой. Возможность американских, британских и советских подводных лодок, занимающихся стратегическими забастовками и противолодочными боевыми действиями в «наших» водах, вызывала озабоченность у средств массовой информации. Морской флот уже не первый раз пытался приобрести эти подводные лодки. Проект, запущенный три раза раньше, достиг того же результата: он был слишком дорогим.

Хотя план замены был быстро разработан, теперь не было больше вариантов: Голландия больше не строила здания класса «Морж», и большинство немецких подводных лодок были слишком малы для операций в этом районе. Северная Атлантика. Программа замены подводных лодок казалась застрявшей или умирающей.

В какой-то момент акустики «Батон Руж» потеряли советский корабль из виду. Как выяснилось, им помешали шумы винтов пяти рыболовецких судов, оказавшихся поблизости. Чтобы разобраться в обстановке, командир «Батон Руж» приказал всплывать на перископную глубину. Но на К-276, где не подозревали о том, что вероятный противник рядом, подошло время сеанса связи со штабом флота и там тоже переложили горизонтальные рули на всплытие. Устремившаяся вверх «Барракуда» рубкой врезалась в американский атомоход. Лишь небольшая скорость К-276 позволила американскому экипажу избежать гибели.

Через год углубленный обзор защиты подтвердил, что дизель-электрическая подводная лодка является ценным стратегическим и оперативным инструментом. Только еще раз, драгоценное время прошло, и британские подводные лодки класса «Ульхолдер» были единственным реальным вариантом. Если бы Канада захотела сохранить флот подводных лодок, единственным вариантом было бы купить «Упорщиков» из Великобритании. Комитет также рекомендовал правительству серьезно рассмотреть вопрос о приобретении 3-6 современных дизель-электрических подводных лодок, насколько это возможно, в контексте военных сокращений по всему миру, и, если это будет так. экономически эффективные доказательства.

На этот раз все было настолько очевидно, что Пентагон был вынужден признать нарушение территориальных вод нашей страны.

сайт нередко пишет об авари ях на отечественных подводных лодках. Цель понятна: воздать должное погибшим и пострадавшим военным морякам и их мужеству. Но если разобраться, то самый аварийный флот мир а принадлежит США . И не только потому, что он самый большой в мире. Или, как любят констатировать американск ие журналисты , "самый мощный".

Или, как говорят даже некоторые экономисты из США, самый дорогой. Или самый забавный флот в мире — так очень часто выражаются завсегдатаи российских военно-морских интернет-форумов. При этом в среде, так сказать, мировой военно-морской общественности очень часто на многих языках звучит фраза, что флот США — самый бестолковый и малоэффективный среди подобных сил других развитых стран (имеется в виду соотношение финансовых затрат и боевой эффективности). Кажется также, что уважаемые янки в погонах обладают редким талантом допускать просчеты, необъяснимые с точки зрения логики обычного военного человека.

Выяснилось это, кстати, еще в годы Второй мировой. Так, американцы не заметили вспышки и не услышали гром залпов японских 203-миллиметровых орудий с расстояния 20 миль. После этого и случился так называемый ночной погром у острова Саво, более известный в истории войны на Тихом океане как "второй Перл-Харбор". Японцы просто-напросто обошли остров против часовой стрелки, расстреляв одного за другим спящие крейсеры ВМС США.

Или как можно после успешных оборонительных боев, имея все шансы на победу, вдруг сдать десятикратно уступающему по численности неприятелю неприступный "бетонный броненосец" Коррехидор? 43 года американцы готовились к этому бою, забетонировали и одели в броню небольшой остров, уже почти победили… и сдались на милость японцев. К их неподдельному изумлению, еще и выполнив множество весьма строгих условий капитуляции. Конечно, это трагедия, и вечная память всем гражданам США и других стран, воевавших за мир. Но странная какая-то, нелепая это трагедия…

Но вернемся к подводному флоту. "Реальной открытой статистики аварийности ВМС США в целом и в атомном подводном флоте этой страны в частности — попросту не существует , — считает давний автор Pravda. Ru, эксперт по Международному морскому праву, публицист и историк капитан I ранга Сергей Апрелев . — Дело в том, что уже три десятилетия в США практически не публикуются данные об авариях на флоте, доступ прессы к таким фактам запрещен. Конечно, бывают утечки информации — но чаще всего случайные.

И руководство ВМС все-таки комментирует случившееся, только когда не сделать этого уже нельзя, когда сами факты и так уже становятся известными широкой общественности. Свобода слова там весьма своеобразная. Издания, которые публикуют "несогласованные" данные о происшествиях на флоте, могут нарваться на крупные неприятности. Потому-то в открытой прессе содержится лишь весьма скудная информация об аварийности ВМС США, и мы о ней мало что реально знаем…".

Но хотя многое об американцах нам неизвестно, согласно хотя бы имеющейся статистике Россия все равно по общему количеству известных инцидентов и аварий своих атомных подводных лодок уступает "первенство" ВМС США. Если же взять другой дополнительный критерий — коэффициент аварийности, то есть отношение общего количества аварий субмарин к количеству построенных, то для американских ВМС результат выглядит еще более пессимистичным.

В российском подводном флоте данный коэффициент составляет 0,2, а в американском 0,3. Иными словами, на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий и происшествий, а в американском — около 30. Соотношение, согласитесь, не в пользу США. А если американцы "откроют" еще и свою "закрытую" аварийную статистику, да мы ее приплюсуем к уже имеющимся данным…

Американскими кораблестроительными верфями в XX веке было построено более 190 подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Для сравнения: за этот же период с советских верфей вышла в море 261 атомная подлодка, в Великобритании — 25, во Франции — 12, в Китае — шесть. Кстати, от строительства дизельных подлодок в США отказались еще более полувека назад.

Традиционно подводный флот пользуется особым расположением первых лиц Соединенных Штатов. Так, например, сам вице-президент США Альберт Гор совершил поход в Арктику в 1993 году на атомной подводной лодке "Парго". Вместе с тем, за весь период эксплуатации в ВМС США подводных лодок с ядерными энергетическими установками, помимо двух катастроф, закончившиеся гибелью атомных подлодок, произошло также около 60 серьезных инцидентов и аварий. В результате чего корабли получили различные повреждения корпусов, механизмов и забортных устройств.

Наибольшее число аварий "у них" вызвано навигационными причинами, в том числе нарушением безопасности плавания, потерей операторами обстановки в сложных гидрологических условиях, ошибками в использовании технических средств.

Напоследок, только некоторые избранные, аварии и происшествия в ВМС США, вошедшие в историю. Некоторые из нижеприведенных фактов есть только в англоязычной прессе, и Pravda. Ru публикует их для русскоязычной аудитории впервые.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину "Трешер". Кто мог представить, что простой двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира "Скайларк" мог закончиться подобной катастрофой? Причина гибели "Трешера" остается загадкой.

Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки — был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.

Вскоре ужасная история получила продолжение — американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ "Скорпион". Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически, как наш "Курск"!).

Существует более экзотическая легенда, согласно которой "Скорпион" потопили русские в отместку за гибель подлодки К-129. Тайна гибели "Скорпиона" до сих пор будоражит умы моряков — так, в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

11 февраля 1998 года американская субмарина "Ла Холья" в семи километрах от побережья Республики Корея в результате столкновения пустила ко дну южнокорейское рыболовное судно "Янг Чанг".

19 марта 1998 года вблизи острова Лонг-Айленд (штат Нью-Йорк) столкнулись "Кентукки" и "Сан Хуан". Обе лодки были направлены в базу Гротон для докового ремонта.

Крейсер ВМС США "Порт Ройял" стоимостью в миллиард долларов 5 февраля 2009 года сел на мель у Гавайских островов. Следствие установило причины аварии: навигационное оборудование на корабле было неисправно, вахтенные потеряли бдительность, не работал эхолот, и никто не смог определить глубину под килем.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США "Гринвилл" протаранила японскую рыболовную шхуну "Эхиме Мару". Погибло 9 японских рыбаков, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США "Натаниел Грин". Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года в Баренцевом море многоцелевая атомная подлодка "Батон Руж" столкнулась с российской титановой "Барракудой". Лодки столкнулись удачно — ремонт нашего корабля занял полгода, а история американской субмарины оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. "Батон Руж" доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

В 1969 году американская атомная подводная лодка "USS Guitarro" затонула на глубине 10 метров прямо у причальной стенки. Авария произошла в результате несогласованных действий двух групп специалистов: одна из них заполняла водой носовые балластные цистерны, а другая — кормовые. Каждая из этих стандартных операций необходима для калибровки инструментов, однако одновременное их выполнение бригадами, даже не подозревающими друг о друге, привело к затоплению корабля. Операция по подъёму и восстановлению подлодки обошлась Штатам в сумму 20 миллионов долларов. Интересно, что эта подлодка носила бортовой номер 665 — почти, извините, "три шестерки"…

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная подводная лодка "Гринвилл" при отработке экстренного всплытия (необходимости в котором не было) около гавайского острова Оаху столкнулась с японской учебной рыболовецкой шхуной "Экси Мару". Шхуна затонула, но американцы ничего не предприняли для спасения тонущих рыбаков.

20 марта 1993 года в Баренцевом море столкнулись российская стратегическая подлодка и американская многоцелевая. Несмотря на серьезные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления.

14 мая 1989 атомная подлодка проекта "Лос-Анджелес" возвращаясь, что интересно, после съёмок "Охоты за Красным Октябрём" в базу, возле острова Санта Каталина в Калифорнии зацепила трос, на котором небольшой буксир тянул баржи. Затем лодка погрузилась, утащив за собой буксир, при этом один из членов команды погиб. По решению суда родственники погибшего получили от ВМФ 1,4 миллиона долларов…

В 1959 году советская дизель-электрическая подлодка С-360 в Средиземном море скрытно проникла в район боевого маневрирования авианосца "Рузвельт", оставшись незамеченной. В том же походе наши подводники буквально поставили "на уши" весь шестой флот США: С-360 свободно "прогулялась" под кораблями боевого охранения тяжелого крейсера "Де Мойн".